- Т-29
- Т-291936СРЕДНИЙ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ТАНК
Тактико-технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификацииВ числе танков с колесно-гусеничным движителем, созданных в 30-е годы, был средний трехбашенный танк Т-29. Сначала Автотанковым бюро техотдела ЭКУ ОГПУ был разработан эскизный проект танка, названного танком-истребителем ИТ-3 и имевшего следующие основные параметры: масса- 17,5т; экипаж 4 человека; вооружение 76,2-мм пушка, пулеметы калибров 12,7-мм и 7,62-мм; двигатель М-17Б мощностью 500 л. с.; максимальная скорость на гусеничном ходу 60 км/ч, на колесах 80 км/ч. Башню и некоторые части корпуса предполагалось изготавливать штампованными.
В 1934 году на заводе опытного машиностроения им. С. М. Кирова (завод № 185) в Ленинграде по проекту все того же техотдела ЭКУ ОГПУ тюремного КБ,: где работали арестованные конструкторы были построены танки Т-29-4 и-Т-29-5. Ведущим конструктором проекта был Н. В. Цейц. Непосредственное участие в разработке принимал Н. А. Астров.
Упомянутые танки имели соответственно следующие параметры: масса-16 и 23,5 т.; скорость на гусеничном ходу 60 и 51 км/ч, на колесах 72 км/ч; броня корпуса 20 и 30 мм, башни -15 и 20 мм. Экипажи обоих танков состояли из пяти человек. Вооружение также было одинаковым: 1 пушка и 4 пулемета. В ходовой части отсутствовали поддерживающие катки, а передняя и задняя пары опорных катков были управляемыми.
В конце 1934 года в конструкторском отделе завода им. С. М. Кирова закончилась разработка проекта танка Т-29. Ведущим конструктором машины вновь был Н.В.Цейц.
Т-29 трехбашенный танк, аналогичный по компоновке танку Т-28. Однако по сравнению с ним он был на 350 мм шире и на 200 мм выше. Увеличение габаритов произошло за счет размещения элементов подвески внутри броневого корпуса. Корпус сваривался из катаных броневых листов. Малые башни были идентичны малым башням танка Т-28, а главная аналогична по конструкции башне артиллерийского танка Т-26-4. В главной башне размещались 76,2-мм пушка и два пулемета в шаровых установках один спереди, другой сзади. На крыше предусматривалась турельная установка для зенитного пулемета.
В качестве силовой установки на танке Т-29 использовался двигатель М-17Ф. Механическая силовая передача состояла из дискового главного фрикциона, пятискоростной коробки передач, двух бортовых фрикционов, двух бортовых передач и ленточных тормозов.
При движении на колесном ходу три пары задних опорных катков были ведущими, передние катки управляемыми. В ходовой части применялась индивидуальная подвеска со спиральными пружинами. На танке Т-29 устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 и внутреннее переговорное устройство СПУ-7-Р.
В 1936 году танк был принят на вооружение. Серийное производство предполагалось развернуть на Кировском заводе, который в 1937 году изготовил две машины этой марки. Дальнейший выпуск был прекращен, поскольку танк оказался весьма сложным и ненадежным.
ТТХ Т-29-5 Боевая масса, т 24 Экипаж, чел. 5 Длина, мм 6530 Ширина, мм 3055 Высота, мм 2850 Клиренс, мм 450 Удельное давление на грунт (на гусеницах), кг/см2 0,59 Скорость (по шоссе) на гусеницах, км/ч: 54 Скорость (по шоссе) на колесах, км/ч: 81 Запас хода по (рокаде) на гусеницах, км: 125 Запас хода по (рокаде) на колесах, км: 200 Подъем, град. 35 Крен, град. 15 Ширина рва, м 3,0 Высота стенки, м 0,85 Глубина брода, м 1,10 Двигатели Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с. 1 К М-17Б, 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, мощность 500 л. с. при 1450 об/мин. 1 500 Вооружение Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1 Пушка 76, 2 КТ-27 1 78 Пулемет 7,62 ДТ 5 6930 Факты Страна-производитель СССР Разрабочик завод № 185 Год принятия на вооружение 1936 Смотри также:
Т-24 (1930) Т-28 (1933) Т-29 (1936) Т-34-76 (1940) Т-34-57 (1941) Т-34-85 (1943) Т-44 (1944) Т-54 (1946) Т-55 (1956) Т-62 (1961) ИТ-1 (1968)
Военная энциклопедия. 2014.