130-мм автоматические башенные установки А-217 и АК-130

130-мм автоматические башенные установки А-217 и АК-130
130-мм автоматические башенные установки
А-217 и АК-130
1985

Проектирование одноорудийной автоматической 130-мм башенной установки А-217 было начато по Постановлению СМ от 29 июня 1967 года в КБ ПО «Арсенал», где она получила заводской индекс ЗИФ-92. В октябре 1969 года одобрен эскизно-технический проект ЗИФ-92.

Установка имела ствол моноблок с клиновым вертикальным затвором. Автоматика работала за счет энергии отката. Непрерывное охлаждение ствола производилось через специальные канавки в кожухах ствола забортной водой.

Броневая защита – противопульная, проектом предусматривалась защита из алюминия и стали.

Опытный образец был изготовлен в ПО «Арсенал» и прошел полигонные испытания на Ржевке. Получить заданную в тактико-техническом задании скорострельность 60 выстр./мин не удалось из-за теплового режима и ряда других причин. Вес установки превысил заданный почти на 10 т. Это не позволило установить ее на кораблях проекта 1135, в результате чего работы над ЗИФ-92 были прекращены.

Баллистика ствола, боеприпасы и большая часть конструкции ЗИФ-92 были использованы при создании двухорудийной установки А-218 (заводской индекс ЗИФ-94).

Система управления огнем – «Лев-218» (МР-184), созданная в КБ «Аметист». В состав МР-184 входит двухдиапазонная РЛС сопровождения цели, телевизир, лазерный дальномер, аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты. Инструментальная дальность системы – 75 км. Вес системы МР-184–8 т.

МР-184 обеспечивает:

– прием целеуказания от общекорабельных средств обнаружения;
– точное измерение параметров движения воздушных, морских и береговых целей;
– выработку углов наведения для двух артустановок;
– корректировку стрельбы по морской цели по всплескам;
– автоматическое слежение за артиллерийским снарядом.

Боекомплект, готовый к стрельбе, размещен в трех барабанах. Это позволяет иметь готовыми к стрельбе три различных вида боезапаса, которые используют в зависимости от решаемых тактических задач, и производить подпитку во время стрельбы барабанов, не участвующих в стрельбе.

Важнейшим устройством, позволившим уменьшить размер башни, стало устройство, перегружающее патрон с вращающейся на качающуюся часть, которое разворачивает патрон вокруг его центра тяжести из вертикального положения до угла, соответствующего углу наведения качающейся части.

В артустановке АК-130 предусмотрена возможность ведения стрельбы до израсходования всего боезапаса через один ствол артустановки, что реализовано с помощью приемно-раздаточного механизма.

Это высокодинамичное устройство решает также вторую не менее важную задачу – позволяет перегружать из подбашенного отделения на вращающуюся часть артустановки 2 выстрела одновременно и передавать их в оба элеватора вращающейся части (правый и левый). Это увеличило возможное время перегрузки, а, следовательно, значительно уменьшило величины ускорений, воздействующих на боезапас.

По весу выбрасываемого в минуту металла ЗИФ-94 представляет сейчас самую мощную в мире корабельную артустановку. По этому критерию она превосходит всю артиллерию английского легкого крейсера времен Второй мировой войны типа «Дидо», т. е. 10 орудий калибра 132 мм.

Опытный образец ЗИФ-94 изготовило ПО «Арсенал» в 1976 году, однако серийное производство было передано на завод «Баррикады». После длительных полигонных испытаний и почти пятилетней эксплуатации на эсминце проекта 956 «Современный» Постановлением СМ от 1 ноября 1985 года и Приказом министра обороны от 17 ноября 1985 года установка ЗИФ-94 была принята на вооружение под индексом АК-130 (А-218). Кроме эсминцев проекта 956 А-218 оснащены крейсера проекта 1144 (кроме «Адмирала Ушакова»), а также проекта 1164. Серийное производство установок АК-130 велось на заводе ПО «Юргмашзавод» в городе Юрга.

Тактико-технические характеристикиА-217
Число стволов1
Калибр, мм130
Длина ствола (автомата), мм6990
Длина ствола (автомата), клб54
Угол ВН, град-10; +85
Угол ГН, град±200
Скорость ВН от электродвигателя, град/с25
Скорость ГН от электродвигателя, град/с30
Длина отката, мм530–620
Диаметр шарового погона, мм3274/3324
Высота линии огня, мм1700
Радиус обметания по стволам, мм 7907
Радиус обметания по башне, мм2800
Общий вес установки с боекомплектом, т37,0
Темп стрельбы стволов, выстр./мин45

Тактико-технические характеристикиАК-130
Число стволов2
Калибр, мм130
Длина ствола (автомата), мм6990
Длина ствола (автомата), клб54
Угол ВН, град-12; +80
Угол ГН, град±200
Скорость ВН от электродвигателя, град/с25
Скорость ГН от электродвигателя, град/с25
Длина отката, мм520–624
Радиус обметания по стволам, мм 7803
Радиус обметания по башне, мм3050
Общий вес установки с боекомплектом, токоло 90
Темп стрельбы стволов, выстр./мин92


Смотри также:

23-мм АН-23
25-мм 2М-3
30-мм АК-230
30-мм АК-630 и АК-630М
30-мм АК-306 (А-219)
30-мм АК-630М1–2 «Рой»
37-мм В-11
45-мм СМ-16
45-мм СМ-21-ЗИФ
45-мм СМ-20-ЗИФ1 и ЗИФ-68-1
57-мм СМ-24-ЗИФ1
57-мм ЗИФ-31
57-мм ЗИФ-71
57-мм ЗИФ-75
57-мм АК-725 (ЗИФ-72)
76-мм АК-726 (ЗИФ-67)
76-мм АК-176
100-мм АК-100
130-мм А-217 и АК-130
130-мм А-192М
«Кортик»
«Пальма» («Палаш»)

 

Военная энциклопедия. 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "130-мм автоматические башенные установки А-217 и АК-130" в других словарях:

  • СССР. Промышленность —         Развитие промышленности в 1917 45. При наличии в царской России отдельных хорошо оснащенных и организованных производств технический уровень промышленности в целом оставался низким, структура её была отсталой (удельный вес… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»