- Вспомогательные суда
-
В конце XVII в. в период создания Российского военного регулярного флота для перевозки войск, снаряжения и провианта использовались струги крупные речные и озерные грузовые суда, строившиеся славянами с VI в. Именно на них были доставлены войска и тяжелое вооружение в низовья Дона во время Азовских походов 1695 и 1696. В период создания флотов на Балтийском, Каспийском, Азовском и Черном морях в качестве грузовых использовались суда, распространенные в странах Западной Европы, галиоты, шмаки, шкуты, буера, гекботы, флейты и пинки, но уже в 1770-х гг. в Российском флоте появляется новый класс транспорты. К началу XIX в. они полностью заменили суда других классов, использовавшиеся в качестве транспортов.
Чтобы оценить значение транспортных судов, следует учесть почти полное отсутствие дорог в России в XVII первой половине XIX вв. Единственным средством передвижения по суше были экипажи на конной тяге, поэтому водный путь был наиболее удобным для доставки тяжелых грузов. Так, например, орудия, паруса, канаты и т. д. для строящихся в Архангельске судов доставлялись из С.-Петербурга и Кронштадта на транспортных судах. Подобным же образом перевозились материалы и на другие верфи, а также орудия с пушечных заводов и строительные материалы для создания баз флота и приморских крепостей.
В начале XVIII в. начинает формироваться класс гидрографических судов, предназначенных для оборудования морских театров навигационными средствами для безопасного мореплавания. В XVIII в. для этих целей служили лоц-галиоты и лоц-боты, переоборудованные из транспортных судов, но уже в начале XIX в. строятся специальные суда.
В качестве посыльных судов в XVIII в. использовались пакетботы, а в начале XIX в. появились пассажботы. С их помощью поддерживалась связь между базами флота и эскадрами, они доставляли приказы, донесения, а также перевозили пассажиров, почту и срочные грузы. Рейдовые и портовые суда обслуживали флоты во время стоянок в базах.
Вспомогательные суда принимали участие во всех боевых действиях флота, независимо от того, происходили они вблизи своих баз или в Средиземном море, Архипелаге и на Дальнем Востоке. Причем они не только обеспечивали снабжение эскадр и отрядов, но и участвовали в высадке десантов, обстрелах вражеских береговых укреплений и крейсерских операциях. Решающую роль сыграли транспортные суда (гекботы) в Персидском походе 1722-1723, завершившемся взятием Дербента и Баку.
В период упадка в военном кораблестроении после смерти Петра I в середине XVIII в., когда шнявы уже не строились, а катера еще не появились, их роль при корабельном флоте выполняли вспомогательные суда. Так, например, в состав 1-й Архипелагской эскадры входили имевшие солидное артиллерийское вооружение пинки и быстроходные пакетботы. Пинки крейсировали в Баренцевом море во время «вооруженного нейтралитета». Значительный вклад внесли вспомогательные суда в освоение Дальнего Востока России.
Смотри также:
Струги Галиоты Шмаки Буера Флейты Шкуты Пинки Гукоры Гекботы Транспорты Транспортные яхты Лоц-суда Пакетботы Пассажботы Краеры Габары Флашхоуты Разные суда
Военная энциклопедия. 2014.