- 50–54-пушечные корабли
- 50–54-пушечные корабли
По «Кораблестроительному регламенту» это самые малые корабли. В начале XVIII в. 50-пушечные корабли вполне соответствовали возлагаемым на них задачам. Строились серии однотипных кораблей, которые и составили ядро Балтийского флота во время Северной войны. Переходы 52-пушечных кораблей, построенных в Архангельске, в Балтийское море были первыми дальними плаваниями Российского флота. 54-пушечные корабли принимали участие во всех боевых действиях Балтийского флота вплоть до русско-турецкой войны 1768–1774. Однако уже к 1730-м гг. огневая мощь их была признана неудовлетворительной. Количество кораблей этого ранга в составе флота неуклонно сокращалось, а в 1760-х гг. их окончательно заменили 66-пушечные корабли.
Ластка (Швал)Заложен 8.3.1703 на Воронежской верфи. Строители Петр Михайлов и Ф. М. Скляев. Спущен в 4.1709, вошел в состав АзФ.35,9x9,9x3,3 м; 50 ор. (в 1711: 18 12-фн, 20 4-фн,7 3-фн, 8 2-фн); 230 человек.
В 6–8.1709 перешел из Воронежа в Таганрог. В 1711 находился в Таганроге в составе эскадры вице-адмирала К. И. Крюйса. При заключении мира с Турцией Петр I надеялся вывести его в числе других судов через пр-вы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море и далее в Балтийское, но турки не пропустили их через проливы. В 10.1711 при сдаче Азова продан Турции.
Командиры: О. Кристьян (1709), Я. Бекман (до 8.1711), А. Симеон (с 8.1711).
Смотри также:
Военная энциклопедия. 2014.