- Минный заградитель Минные заградители, переоборудованные из других судов
- Минный заградительМинные заградители, переоборудованные из других судов
«Марти» (до 28.08.1934 г. «Штандарт»), с 1948 г. «Ока»
Заложен 1.10.1893 г. в Копенгагене. Вступил в строй в 1896 г. в качестве яхты царя Николая II. Прошел капитальный ремонт в 1912 г. В 1933–1936 гг. капитально переделан и 29.11.1936 г. переклассифицирован в минный заградитель. В 1950-х гг. был разоружен и обращен в плавказарму, а в 1961 г. использовался как мишень для ракетных стрельб. В ходе стрельб получил значительные повреждения и был разобран на металл.
«Урал» (до 25.09.1940 г. «Феликс Дзержинский»)
Бывший товаро-пассажирский теплоход. Заложен 29.08.1926 г. на Северной верфи в Ленинграде (завод № 190). Спущен 15.08.1928 г., вступил в строй 13.09.1929 г. 10.11.1939 г. принят от НКМФ и 22.10.1940 г. после вооружения и переоборудования в минный заградитель вошел в состав БФ. Состоял в БФ в качестве ЗМ до конца 1950-х гг.
«Мурман» (ЗМ-90)
Заложен 15.06.1934 г. на заводе № 194 в Ленинграде, спущен 1.11.1935 г. Вступил в строй 3.03.1937 г. и в качестве ГИСУ вошел в состав СФ. 8.05.1939 г. переоборудован и переклассифицирован в минный заградитель. 8.12.1945 г. разоружен и переклассифицирован в ГИСУ.
«Канин» (ЗМ-91) (до 8.09.1921 г. «Пролетарий», до 21.02.1920 г. «Сергей Витте»)
Бывший товаро-пассажирский пароход. Построен в 1897–1898 гг. 3.07.1941 г. мобилизован и 23.08.1941 г. вошел в состав СФ в качестве минного заградителя. 25.08.1942 г. разоружен и переклассифицирован в транспорт.
«Пушкин» (ЗМ-107)
Бывший грузовой пароход СГМП НКМФ «Александр Пушкин». Построен в 1929 г. 20.09.1939 г. принят от НКМФ для прохождения допризывной подготовки, переоборудован в ЗМ и 7.12.1939 г. включен в состав СФ. Участвовал в финской войне. 10.11.1940 г. разоружен и возвращен СГМП. 2.07.1941 г. мобилизован, принят от НКМФ и в качестве минного блокшива включен в состав СФ.
«Сосновец» (ЗМ-92) (до 8.09.1921 г. «Север», до мая 1917 г. «Великая княгиня Ксения»)
Бывший товаро-пассажирский пароход Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Построен в 1895 г. 15.04.1920 г. мобилизован, принят от Главвода и в качестве транспорта зачислен в состав Беломорской военной флотилии. С 24.04.1920 г. входил в состав МССМ. 25.05.1920 г. возвращен Беломортрану НКПС и исключен из состава РККФ. Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1935 г. 27.07.1941 г. мобилизован, принят от СГМП НКМФ, вооружен, переоборудован в ЗМ и 23.08.1941 г. вошел в состав СФ. 11.08.1942 г. разоружен и переклассифицирован в транспорт.
«Юшар» (ЗМ-93) (до 8.09.1921 г. «Колгуев»)
Бывший товаро-пассажирский пароход Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Построен в 1915 г. 11.05.1916 г. мобилизован, вооружен и 17.07.1916 г. в качестве ПС зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. 26.1.0.1917 г. перешел на сторону Советской власти. В марте 1918 г. захвачен в Мурманске англичанами и возвращен прежним владельцам. В конце февраля 1920 г. вернулся из рейса из Норвегии в Мурманск, национализирован и включен в состав Главво-да. 15.04.1920 г. мобилизован и в качестве ПС вошел в состав Беломорской военной флотилии. 25.05.1920 г. возвращен Балмортрану НКПС и исключен из состава РККФ. 12.07.1941 г. мобилизован, вооружен, переоборудован в ЗМ и 13.08.1941 г. вошел в состав СФ. 9.10.1945 г. разоружен и переклассифицирован в транспорт.
«Профсоюз» (ЗМ-94) (до 1922 г. «Ловать», до 18.10.1915 г. ТЩ № 3, до 21.05.1915 г. транспорт № 3, до 1.08.1914 г. «Руно»)
Бывший грузовой пароход. Построен в 1912 г. 1.08.1914 г. мобилизован и в качестве транспорта включен в состав флота. 21.05.1915 г. вооружен и переклассифицирован в ТЩ, 18.10.1915 г. переклассифицирован в ЗМ. С октября 1918 г. находился в порту на долговременном хранении. В 1921–1922 гг. использовался в качестве самоходной плавбазы. 12.05.1933 г. законсервирован, 10.08.1922 г. разоружен и передан БГМП Госторгфлота. 9.11.1939 г. мобилизован и в качестве ЗМ включен в состав СФ. 17,10.1940 г. разоружен и возвращен СГМП НКМФ. 3.07.1941 г. мобилизован, принят от СГМП и в качестве ЗМ включен в состав СФ. 26,09.1945 г. разоружен и переклассифицирован в транспорт.
«Мурман» (ЗМ-90)
Заложен 15.06.1934 г. на заводе № 194 в Ленинграде, спущен 1.11.1935 г. Вступил в строй 3.03.1937 г. и в качестве ГИСУ вошел в состав СФ. 8.05.1939 г. переоборудован и переклассифицирован в минный заградитель. 8.12.1945 г. разоружен и переклассифицирован в ГИСУ.
«Канин» (ЗМ-91) (до 8.09.1921 г. «Пролетарий», до 21.02.1920 г. «Сергей Витте»)
Бывший товаро-пассажирский пароход. Построен в 1897–1898 гг. 3.07.1941 г. мобилизован и 23.08.1941 г. вошел в состав СФ в качестве минного заградителя. 25.08.1942 г. разоружен и переклассифицирован в транспорт.
«Пушкин» (ЗМ-107)
Бывший грузовой пароход СГМП НКМФ «Александр Пушкин». Построен в 1929 г. 20.09.1939 г. принят от НКМФ для прохождения допризывной подготовки, переоборудован в ЗМ и 7.12.1939 г. включен в состав СФ. Участвовал в финской войне. 10.11.1940 г. разоружен и возвращен СГМП. 2.07.1941 г. мобилизован, принят от НКМФ и в качестве минного блокшива включен в состав СФ.
«Сосновец» (ЗМ-92) (до 8.09.1921 г. «Север», до мая 1917 г. «Великая княгиня Ксения»)
Бывший товаро-пассажирский пароход Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Построен в 1895 г. 15.04.1920 г. мобилизован, принят от Главвода и в качестве транспорта зачислен в состав Беломорской военной флотилии. С 24.04.1920 г. входил в состав МССМ. 25.05.1920 г. возвращен Беломортрану НКПС и исключен из состава РККФ. Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1935 г. 27.07.1941 г. мобилизован, принят от СГМП НКМФ, вооружен, переоборудован в ЗМ и 23.08.1941 г. вошел в состав СФ. 11.08.1942 г. разоружен и переклассифицирован в транспорт.
«Юшар» (ЗМ-93) (до 8.09.1921 г. «Колгуев»)
Бывший товаро-пассажирский пароход Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Построен в 1915 г. 11.05.1916 г. мобилизован, вооружен и 17.07.1916 г. в качестве ПС зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. 26.1.0.1917 г. перешел на сторону Советской власти. В марте 1918 г. захвачен в Мурманске англичанами и возвращен прежним владельцам. В конце февраля 1920 г. вернулся из рейса из Норвегии в Мурманск, национализирован и включен в состав Главво-да. 15.04.1920 г. мобилизован и в качестве ПС вошел в состав Беломорской военной флотилии. 25.05.1920 г. возвращен Балмортрану НКПС и исключен из состава РККФ. 12.07.1941 г. мобилизован, вооружен, переоборудован в ЗМ и 13.08.1941 г. вошел в состав СФ. 9.10.1945 г. разоружен и переклассифицирован в транспорт.
«Профсоюз» (ЗМ-94) (до 1922 г. «Ловать», до 18.10.1915 г. ТЩ № 3, до 21.05.1915 г. транспорт № 3, до 1.08.1914 г. «Руно»)
Бывший грузовой пароход. Построен в 1912 г. 1.08.1914 г. мобилизован и в качестве транспорта включен в состав флота. 21.05.1915 г. вооружен и переклассифицирован в ТЩ, 18.10.1915 г. переклассифицирован в ЗМ. С октября 1918 г. находился в порту на долговременном хранении. В 1921–1922 гг. использовался в качестве самоходной плавбазы. 12.05.1933 г. законсервирован, 10.08.1922 г. разоружен и передан БГМП Госторгфлота. 9.11.1939 г. мобилизован и в качестве ЗМ включен в состав СФ. 17,10.1940 г. разоружен и возвращен СГМП НКМФ. 3.07.1941 г. мобилизован, принят от СГМП и в качестве ЗМ включен в состав СФ. 26,09.1945 г. разоружен и переклассифицирован в транспорт.
«Аргунь» (до 20.10.1940 г. «С. Орджоникидзе», до 20.03.1936 г. «Амур»)
Бывший английский грузовой пароход «Джапикс». Построен в 1922–1923 гг. В 1923 г. куплен Наркомводом и включен в состав ДГМП. 11.03.1936 г. передан ВМФ и 22.02.1937 г. после вооружения и переоборудования в ЗМ включен в состав ТОФ.
«Астрахань»
Бывший товаро-пассажирский пароход ДГМП. Построен в 1912–1913 гг. на Невском заводе в Санкт-Петербурге. 20.12.1933 г. принят от Наркомвода и 7.06.1934 г. после вооружения и переоборудования в ЗМ включен в состав ТОФ. Прошел капитальный ремонт в 1937 г.
«Аян»
Бывший грузовой теплоход ДГМП. Построен в 1935 г. на заводе им. Марти ( № 194) в Ленинграде. 14.08.1939 г. принят от НКМФ, переоборудован в ЗМ, вооружен и включен в состав ТОФ.
«Ворошиловск» (до 8.06.1935 г. «Ставрополь», до 1912 г. «Котик»)
Бывший товаро-пассажирский пароход Добровольного флота. Построен в 1907 г. в Штеттине (Германия). 3.05.1932 г. передан ТОФ и переоборудован в ЗМ. С июля 1934 г. по декабрь 1934 г. числился минным блокшивом. Прошел капитальный ремонт и модернизацию с 1.08.1938 г. по 4.05.1939 г.. 30.10.1950 г. «Ворошиловск» выгружал мины у причала минного склада на о. Русском. Матросы уронили мину АМД-1000, и ЗМ разнесло на куски.
«Гижига»
Бывший грузовой теплоход ДГМП. Построен в 1932–1937 гг. на заводе им. Марти ( № 194) в Ленинграде. 25.08.1939 г. получен от НКМФ и 3.11.1939 г. после вооружения и переоборудования в ЗМ включен в состав ТОФ.
«Теодор Нетте» (до 18.02.1926 г. «Сориа», до декабря 1921 г. «Тверь»)
Бывший товаро-пассажирский пароход Добровольного флота. Построен в 1912 г. в Санкт-Петербурге. В декабре 1921 г. захвачен Италией. 29.01.1926 г. куплен у Италии Совторгфлотом. 26.11.1933 г. принят от Нар-комвода и 25.06.1934 г. после вооружения и переоборудования в ЗМ вошел в состав ТОФ. 20.04.1939 г. переклассифицирован в самоходную ПБ. 9.07.1941 г. возвращен в класс ЗМ. 23.10.1945 г. выведен из боевого состава ТОФ и переклассифицирован в военный транспорт. С 1947 г. использовался как причал в Петропавловске-Камчатском.
«Томск» (с 6.12.1922 г. по февраль 1923 г. «Главком Уборевич»)
Бывший товаро-пассажирский пароход Добровольного флота. Построен в 1912–1913 гг. на Невском заводе в Санкт-Петербурге. В августе 1932 г. принят от ДГМП Наркомвода, переоборудован в ЗМ и включен в состав ТОФ. С 5.11.1940 г. по 2.07.1941 г. использовался как минный блокшив. 17.04.1945 г. переклассифицирован в плавбазу.
«Зюйд»
Заложен 5.11.1935 г. на заводе № 196 в Ленинграде, спущен 24.10.1936 г., вступил в строй 10.04.1937 г. 5.08.1937 г. в качестве ГИСУ вошел в состав КБФ. 23.08.1941 г. переоборудован и пере классифицирован в минный заградитель. 12.11.1943 г. разоружен и возвращен в класс ГИСУ.
«Пина»
Бывший речной колесный пароход. 15.07.1931 г. взят из Днепровского речного пароходства и после переоборудования в июне 1932 г. введен в состав ДВФ в качестве минного заградителя. С июня 1940 г. входил в состав ПВФ. 28.08.1941 г. во время стоянки в районе д. Домантово потоплен прямыми попаданиями снарядов внезапно вышедших к Днепру танков противника.
«Сильный»
Заложен в 1908 г. в Нижнем Новгороде на Кунцевской верфи, спущен в 1908 г., вступил в строй в 1910 г. и в качестве вооруженного парохода вошел в состав Амурской речной флотилии. 4.09.1918 г. захвачен в Хабаровске японцами и осенью 1920 г. угнан на Сахалин. 1.05.1925 г. возвращен Японией СССР. 12.01.1926 г. переоборудован и переклассифицирован в минный заградитель. Прошел капитальный ремонт в 1928 г.
Тактико-технические характеристики «Теодор Нетте» Водоизмещение полное, т 3765 Длина, м 91,1 Ширина, м 12,3 Осадка, м 4,8 Паровая машина мощностью, л. с. 1450 Топливо, т угля 630 Скорость хода максимальная, узлов 10,0 Скорость хода экономическая, узлов 7,0 Дальность плавания экономическим ходом, миль 5600 Экипаж, чел 143 Вооружение: 1–102/60-мм, 2–76,2-мм, 1–45-мм 21К; 200 мин.
Смотри также:
Сетевые заградители Тип «Онега» проект 149 Тип «Гарибальди» Тип «Бурея» Тип «Зея» Минные заградители Минные заградители, переоборудованные из других судов
Военная энциклопедия. 2014.