Лавочкин Ла-5 это:

Лавочкин Ла-5
Лавочкин Ла-5
[1942]
Лётно-технические характеристикиДвигательАвиационное артиллерийское оружиеАвиационные средства пораженияКлассификаторыФактыИспользование в иностранных ВВСМодификацииГалерея
Коллектив конструкторского бюро, возглавляемого С.А.Лавочкиным, в декабре 1941 года завершил модификацию строившегося серийно истребителя ЛаГГ-З под звездообразный двигатель АШ-82. Переделки были сравнительно небольшие, размеры и конструкция самолета сохранились, но из-за большего миделя нового двигателя на борта фюзеляжа надставили вторую, неработающую обшивку. Сделано это было для того, чтобы не приостанавливать массового выпуска самолетов. В дальнейшем фюзеляж был переделан. Усилено было и вооружение самолета. Вместо одной пушки на ЛаГГ-З, на его новом варианте, установили две 20-мм пушки ШВАК. Площадь крыла Ла-5 — 17,37 квадратных метров, вес пустого — 2740 кг, взлетный — 3230 кг. Модифицированный самолет, получивший марку Ла-5, приняли для массового производства.

Уже в сентябре 1942 года истребительные полки, оснащенные машинами Ла-5, участвовали в сражении под Сталинградом и добились крупных успехов. Бои показали, что новый советский истребитель обладает серьезными преимуществами перед фашистскими самолетами такого же класса. Его скорость — 613 км/час при хорошей маневренности была выше скорости лучших истребителей противника. Фюзеляж — полумонокок, выклеенный из березового шпона толщиной 1,15-0,75 мм в пять-восемь слоев, с уменьшением толщины от носа к хвосту. На первых порах еще оставалась двойная обшивка фюзеляжа за капотом, но потом фюзеляж полностью переделали в полном соответствии с габаритами двигателя М-82. Крыло — двухлонжеронное, площадью 17,56 квадратных метров и размахом 9,8 м, с предкрылками. Элероны небольшого размаха, щелевые, обшивка — полотно. Обшивка крыла — фанера в 3 мм. Вооружение Ла-5 состояло из двух синхронных пушек ШВАК.

Оперативность выполнения большого объема доводочных работ в ходе испытаний Ла-5 в значительной степени определялась тесным взаимодействием КБ С.А.Лавочкина с НИИ ВВС, ЛИИ, ЦИАМ и КБ А. Д. Швецова. Благодаря этому удалось в кратчайшие сроки решить множество вопросов, связанных в основном с компоновкой силовой установки, и довести Ла-5 до серии, прежде чем на конвейере вместо ЛаГГа появился другой истребитель.

Производство Ла-5 быстро наращивалось, и уже осенью 1942 г. под Сталинградом появились первые авиационные полки, имевшие на вооружении этот истребитель. Надо сказать, что Ла-5 не был единственным вариантом переделки ЛаГГ-З под мотор М-82. Еще летом 1941г. подобную модификацию осуществили в Москве под руководством М. И. Гудкова (самолет назывался Гу-82). Этот самолет получил хороший отзыв НИИ ВВС. Последующая эвакуация и, видимо, недооценка в тот момент важности такой работы сильно затянули испытания и доводку этого истребителя.

Что касается Ла-5, то он быстро завоевал признание. Большие скорости горизонтального полета, неплохая скороподъемность и приемистость в сочетании с лучшей, чем у ЛаГГ-З, маневренностью на вертикалях, обусловили резкий качественный скачок при переходе от ЛаГГ-З к Ла-5. Мотор воздушного охлаждения имел большую живучесть, чем мотор жидкостного охлаждения, и одновременно являлся своеобразной защитой летчика от огня с передней полусферы. Используя это свойство, летчики, летавшие на Ла-5, смело шли в лобовые атаки, навязывая противнику выгодную для себя тактику боя.

Но все достоинства Ла-5 на фронте проявились не сразу. Первое время из-за ряда "детских болезней" его боевые качества существенно снижались. Конечно, при переходе к серийному выпуску летные данные Ла-5 по сравнению с его опытным экземпляром несколько ухудшились, но не столь значительно, как у других советских истребителей. Так, скорость на малых и средних высотах снизилась всего на 7-11 км/ч, скороподъемность почти не изменилась, а время виража благодаря установке предкрылков даже уменьшилось с 25 до 22,6 с. Однако реализовать максимальные возможности истребителя в бою было трудно. Перегрев мотора ограничивал время использования максимальной мощности, маслосистема нуждалась в доработке, в кабине летчика температура воздуха достигала 55- 60°С, нуждалась в улучшении система аварийного сброса фонаря и качество плексигласа. В 1943 г. было выпущено 5047 истребителей Ла-5.

Лётно-технические характеристики
Экипаж, чел1
Размах крыла, м9.8
Длина, м8.67
Высота, м2.54
Площадь крыла, м217.37
Масса пустого самолёта, кг2740
Масса нормальная взлётная, кг3730
Максимальная скорость у земли, км/ч558
Максимальная скорость на высоте, км/ч613
Практическая дальность, км1000
Боевой радиус действия на высоте, км780
Максимальная скороподъёмность, м/мин950
Практический потолок, м10650

Типы двигателей
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ПДМ-8211700

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект, ед.
1ПушкаШВАК202-

Авиационные средства поражения
ВариантТипМодельМасса, кгКол-воНагрузка, кг
1БомбаФАБ-1001002-

Классификаторы
Вид примененияИстребитель
Тип двигателяПоршневой
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан (низкоплан)
Тип оперенияНормальное
Расположение двигателейВ фюзеляже

Дополнительная информация
КонструкторЛавочкин С.А.
КБОКБ Лавочкина
Начало разработки1941
Индекс ВСЛа-5
Построен1942
1-й полёт1942
Начало гос. испытаний1942
Принят на вооружение1942
Период1939-1945
Базовое применениеИстребитель
Другое применениеИстребитель-бомбардировщик
Разведчик
Участие в войнах1941-1945 гг. Великая Отечественная война
ВыпускСерийный

Использование в иностранных ВВС
СтранаМодель (экз.)ПроисхождениеПримечания
ГерманияЛа-5З
ЧехословакияЛа-5ФНЭ

Модификации
МодельОписание
Ла-5ФБолее мощный мотор М-82Ф и лучший обзор из кабины летчика.
Ла-5ФНБолее мощный мотор М-82ФН.

Галерея





Чертежи:
Чертежи

Военная энциклопедия. 2014.

Смотреть что такое "Лавочкин Ла-5" в других словарях:

  • Лавочкин Ла-5 — Лавочкин Ла 5ФН Назначение: Истребитель, истребитель бомбардировщик, перехватчик, разведчик  Страна: СССР  Первый пол …   Википедия

  • Ла-5 — (ЛаГГ 5) Тип истребитель Разработчик ОКБ №21 г.Горький Производитель …   Википедия

  • Лавочкин Ла-7 — [1944] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Лавочкин Ла-9 — [1946] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Лавочкин Ла-11 — [1947] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Лавочкин Ла-11 — Ла 11 (по классификации НАТО  Fang)  советский поршневой дальний истребитель разработки ОКБ С. А. Лавочкина, развитие Ла 9. Совершил первый полёт в мае 1947 года, серийно производился в 1947 1951 годах (построено 1182 машины). Применялся для… …   Википедия

  • Лавочкин Ла-7 — Ла 7 Назначение: Истребитель, истребитель бомбардировщик, перехватчик, разведчик  Страна: СССР  …   Википедия

  • Ла-5ФН — Лавочкин Ла 5ФН Назначение: Истребитель, истребитель бомбардировщик, перехватчик, разведчик  Страна: СССР  Первый пол …   Википедия

  • ЛА (в авиации) — ЛА, марка самолетов истребителей, разработанных конструкторским бюро С.А. Лавочкина (см. ЛАВОЧКИН Семен Алексеевич) ныне Научно производственное объединение имени С.А. Лавочкина (НПО «Лавочкин»), которое специализируется на создании… …   Энциклопедический словарь

  • Ла — марка самолётов, созданных и опытном конструкторском бюро под руководством С. А. Лавочкина (см. Научно производственное объединение имени С. А. Лавочкина). ОКБ специализировалось в основном на создании истребителей. История ОКБ началась с… …   Энциклопедия техники

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»