- Поликарпов И-180
Поликарпов И-180
[1938]Лётно-технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея И-180 в нескольких вариантах проектировался и строился (на замену И-16) как массовый истребитель для тех полутораста тысяч летчиков, которые должны были быть выпущены в ближайшие годы согласно выдвинутому лозунгу. По схеме он повторял И-16, но с несколько большими размерами и мощностью и значительно более высокими летно-тактическими качествами. Предполагалась также и более совершенная, передовая для 1938 г. конструкция Н.Н.Поликарпова с широким применением прессованных профилей, литья и штамповки. Исходя из этих соображений и проектировался И-180 с двигателем М-88. Однако в уступку серийному заводу была принята привычная для него смешанная конструкция типа И-16, к 1938 г. уже во многом устаревшая. Следует выделить следующие варианты самолета И-180: И-180–1; И-180–2; И-180–3; И-180Ш. Конструкция И-180–1 по типу И-16, смешанная. Фюзеляж деревянный монокок. Крыло с трубчатыми лонжеронами и нервюрами из дуралюминовых профилей, носок крыла дуралюминовый и к нему приклепана тесьма, за которой шла полотняная обшивка. Оперение дуралюминовое, обшивка рулей и элеронов полотно. Шасси трехстоечное пирамидальное, уборка его пневматическая. Баки сварные из АМц, протектированные. ВИШ трехлопастный, диаметр капота двигателя М-88–1310 мм, длина его 1260 мм. Вооружение 4 пулемета ШКАС синхронных, бомб 40 кг, в перегрузку до 200 кг. Самолет строился в 1938 г. и был вывезен на Центральный аэродром. На первом же вылете 15 декабря 1938 г. он разбился. Погиб известный летчик-испытатель В.П.Чкалов. Причиной аварии была остановка двигателя. В этот день был мороз 24 градуса. При снижении самолета на малых оборотах переохлажденный двигатель заглох. В.П.Чкалову не хватило нескольких метров высоты, чтобы достичь аэродрома.
И-180–2 измененный вариант предыдущего самолета, сперва устанавливался двигатель М-87А, затем М-87Б, конструкция несколько модернизирована, размах и площадь крыла немного увеличены, учтен опыт первого самолета. Вооружение прежнее. Первый полет совершил летчик Е.Г.Уляхин 19 апреля 1939 г., а уже 1 мая того же года летчик С.П.Супрун участвовал на самолете И-180–2 в воздушном параде над Москвой. При дальнейших испытаниях, которые проводил Т. П. Сузи, в 53 полете (с заданием полет на потолок) 5 сентября 1939 г. самолет потерпел катастрофу и летчик погиб. По заключению аварийной комиссии причиной катастрофы явилось ослепление летчика горячим маслом вследствие разрушения подкапотного маслорадиатора. Самолет, как таковой, не был опорочен, и катастрофа не отразилась на выпуске третьего опытного экземпляра и внедрении самолета в серию.
И-180–3 внешние формы самолета остались прежними, но двигатель был поставлен новый М-88Р (с редуктором) в 1000 л. с., и соответственно изменилась форма его капота. От И-180–2 отличался конструкцией крыла. Полки лонжеронов (тавры) из стали 30ХГСА, остальной материал крыла дуралюмин. Нервюры из угольников, клепка везде открытая. Полотно в обшивке рулей по типу И-190. Шасси пирамидальное с пневматической уборкой. Вооружение: два пулемета ШКАС и два пулемета БС, собранных в одну батарею (впервые в мире) и стрелявших синхронно между верхними цилиндрами двигателя. Бомбовая нагрузка 40 кг, в перегрузку 200 кг. Первый полет был совершен 10 февраля 1940 г. Заводские испытания, проводимые летчиком-испытателем Е. Г. Уляхиным прошли в общем благополучно. Самолет развивал скорость до 575 км/ч.
Еще с августа 1939 г. было начато внедрение И-180 в серию. Правда на госиспытаниях самолет разбился, потому что летчик Прошаков, выполняя неправильно разворот, выбросился с парашютом и неуправляемая машина врезалась в землю. Постройка первой серии продолжалась. Было признано, что самолет в перегрузочном варианте может использоваться как штурмовик, а с подвесными баками как истребитель сопровождения. Отмечалась лишь недостаточная местная прочность шасси с его механизмами.
И-180 серийный. Двигатель М-88Р, формы как в И-180–3, но конструкция крыла снова была сделана по типу И-16 в уступку заводу. Силовая группа c вооружением была сделана отъемной на четырех точках. Серийная сборка была уже организована на потоке. Первые три самолета из серии в десять самолетов были выпущены в декабре 1939 г. и проходили серийные испытания. К 1 мая 1940 г. были выпущены все десять самолетов, а три из них были показаны на первомайском параде.
И-180Ш серийный экземпляр И-180, но с изменением шасси, которое вместо пирамидального было сделано одностоечным, как и в других истребителях. Постройка не была завершена в связи с прекращением серийного выпуска.
Лётно-технические характеристики (И-180-1) Экипаж, чел 1 Размах крыла, м 10,00 Длина, м 6,88 Высота, м 2,45 Площадь крыла, м2 16,11 Масса пустого самолёта, кг 1815 Масса нормальная взлётная, кг 2675 Скорость максимальная (у земли), км/ч 470 Скорость максимальная (на высоте), км/ч 585 Практическая дальность, км 900 Максимальная скороподъёмность, м/мин 1000 Потолок практический, м 11050 Двигатели Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с. 1 ПД М-99Р 1 1100 Авиационное артиллерийское оружие Вариант Тип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект 1 Пулемет ШКАС 7,62 2 Пулемёт БС 12,7 2 Классификаторы Вид применения Истребитель Тип двигателя Поршневой Тип фюзеляжа Однофюзеляжный Конструкция крыльев Монолан Тип оперения Нормальное однокилевое Тип ВПУ Сухопутный колёсно-лыжный Расположение двигателей В фюзеляже Дополнительная информация Конструктор Поликарпов Н.Н. КБ ОКБ Поликарпова ИндексВС И-180 Начало разработки 1938 Построен 1938 1-й полёт 15.12.1938 Испытатели Чкалов В.П., Уляхин Е.Г., Супрун С.П., Сузи Т.П. Начало гос. испытаний август 1939 Принят на вооружение Период 1936-1945 Базовое применение Истребитель Другое применение Штурмовик, истребитель сопровождения Выпуск Малосерийный Произведено 10 Галерея
Чертежи:
Военная энциклопедия. 2014.
Поликарпов И-180 — И 180 С Описание Назначение истребитель / штурмовик Экипаж, чел. 1 чел. Первый полёт 15 декабря 1938 Начало эксплуатации Производитель СССР … Википедия
ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич — (1892 1944) По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при нём (1916) работал на Русско Балтийском вагонном заводе, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец» и… … Военная энциклопедия
Поликарпов И-185 — [1940] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Поликарпов Николай Николаевич — Н. Н. Поликарпов Поликарпов Николай Николаевич (18921944) советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при… … Энциклопедия «Авиация»
Поликарпов Николай Николаевич — Н. Н. Поликарпов Поликарпов Николай Николаевич (18921944) советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при… … Энциклопедия «Авиация»
Поликарпов Николай Николаевич — (1892 1944) советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при нём (1916) работал на Русско Балтийском вагонном заводе, где… … Энциклопедия техники
Поликарпов, Николай Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Поликарпов. Николай Николаевич Поликарпов … Википедия
Поликарпов, Николай — Николай Николаевич Поликарпов Николай Николаевич Поликарпов (8 июля 1892 30 июля 1944) российский и советский авиаконструктор, глава ОКБ 51 (в последствии − ОКБ Сухого). Содержание 1 Ранние годы … Википедия
Поликарпов Н. — Николай Николаевич Поликарпов Николай Николаевич Поликарпов (8 июля 1892 30 июля 1944) российский и советский авиаконструктор, глава ОКБ 51 (в последствии − ОКБ Сухого). Содержание 1 Ранние годы … Википедия
Поликарпов Н. Н. — Николай Николаевич Поликарпов Николай Николаевич Поликарпов (8 июля 1892 30 июля 1944) российский и советский авиаконструктор, глава ОКБ 51 (в последствии − ОКБ Сухого). Содержание 1 Ранние годы … Википедия