- Марков, Скарбов P-Z
Марков, Скарбов P-Z
[1935]Лётно-технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея На заводе, строившем серийно самолет-разведчик Р-5, инициативная группа, руководимая инженерами Д.С.Марковым и А.А.Скарбовым, предложила на его основе разработать более скоростной разведчик с минимальными изменениями в схеме, конструкции и технологии уже налаженного серийного производства. Предложение было принято. В 1935 году модернизированный вариант Р-5 был построен и получил название P-Z (Р-зет). Площадь крыльев нового самолета 42,52 квадратных метров (на 8 квадратных метров меньше, чем у Р-5), взлетный вес 3150 кг. Улучшая общую аэродинамику, конструкторы кабину закрыли фонарем, а турель летнаба экранировали. Благодаря этим и некоторым другим небольшим изменениям, а главное, оснащению его более мощным двигателем (АМ-34Н в 750/820 л. с.) новый разведчик показал скорость у земли 276 км/час, на высоте 3500 м 316 км/час, его потолок 8700 м, дальность полета 1000 км
Самолет P-Z строился крупными сериями. В 1936– 1937 гг. было выпущено 1100 машин этого типа, в том числе 200 в почтово-транспортном варианте (П-Z) для нужд Гражданского воздушного флота.
На несколько облегченном и более тщательно отделанном самолете P-Z, с обтекателями на колесах и с зализами нижнего крыла летчик В.В.Шевченко в мае 1937 года достиг рекордной высоты для самолетов такого класса 11 100 м. Самолет P-Z последний серийный советский разведчик бипланной схемы.
Самолет Р-Z хорошо проявил себя в воздушных боях с японцами на Дальнем Востоке в 1939 г. и во время гражданской войны в Испании на стороне республиканцев. В Испанию было поставлено 62 самолета Р-Z. Самолеты этого типа летали на небольшой высоте плотным строем, а оборонительный огонь пулеметов ШКАС эффективно действовал против вражеских перехватчиков. После сбрасывания до 400 кг (882 фунта) бомбовой нагрузки самолеты возвращались на базу по одному на малой высоте. В конце боевых действий 36 самолетов Р-Z попали в руки националистов. Модель Р-Z была известна в Испании под обозначением «Наташа». Хотя самолет был устаревшим, он оставался на службе в некоторых полках легких бомбардировщиков к моменту нападения на Советский Союз в июне 1941 г. До замены штурмовиками Ил-2 они использовались для непосредственной поддержки войск.
Лётно-технические характеристики Экипаж, чел 2 Размах крыла, м 15.52 Длина, м 9.72 Высота, м 3.6 Площадь крыла, м2 45.52 Масса пустого самолёта, кг 2230 Масса нормальная взлётная, кг 3150 Максимальная скорость, км/ч 316 Крейсерская скорость , км/ч 276 Практическая дальность, км 1000 Максимальная скороподъёмность, м/мин 425 Практический потолок, м 8700 Двигатели Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с. 1 ПД М-34(Н) 1 850 Авиационное артиллерийское оружие Вариант Тип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект 1 Пулемет ШКАС 7.62 3 Авиационные средства поражения Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг 1 Бомбы 400 Классификаторы Базовое применение Разведчик Другое применение Штурмовик, лёгкий бомбардировщик Тип двигателя Поршневой Тип фюзеляжа Однофюзеляжный Конструкция крыльев Биплан Тип оперения Нормальное однокилевое Тип ВПУ Сухопутный трехопорный (хвост.) Расположение двигателей В фюзеляже Период 1922-1935 Выпуск Серийный Произведено 1100 Дополнительная информация Конструктор Марков Д. С. и Скарбов А. А. КБ КГ Маркова и Скарбова Индекс ВС Р-Z Начало разработки 1935 Построен 1935 1-й полёт 1935 Начало гос. испытаний 1935 Год принятия на вооружение 1936 Расшифровка аббревиатуры Разведчик зет Другое назначение Легкий бомбардировщик Период 1922-1935 Выпуск Серийный Произведено 1100
Военная энциклопедия. 2014.
САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ — предназначены для проведения аэрофоторазведки, электронной и радиоразведки. Впервые самолёты стали использоваться для воздушной разведки ещё до Первой Мировой войны. В начале Первой Мировой войны практически не было вооружённых аэропланов, и они… … Военная энциклопедия