Неман Р-10 это:

Неман Р-10
Неман Р-10
[1936]
Лётно-технические характеристикиДвигательАвиационное артиллерийское оружиеАвиационные средства пораженияКлассификаторыФактыИспользование в иностранных ВВСМодификацииГалерея
Весной 1936 года группа специалистов под руководством профессора Харьковского авиационного института И.Г.Немана, уже известного своими трудами в области самолетостроения, сконструировала двухместный разведчик монопланной схемы, названный Р-10 (ХАИ-5). По своей аэродинамической схеме и конструктивному исполнению самолет ХАИ-5 имел много общего с ХАИ-ВВ и отличался от него в основном меньшими геометрическими размерами, более мощным двигателем воздушного охлаждения М — 25 и различными местными аэродинамическими и конструктивными улучшениями.

Самолет ХАИ-5 являлся двухместным монопланом с низкорасположенным крылом, закрытой кабиной летчика, экранированной турелью стрелка и убирающимся в центроплан с помощью пневматического привода одностоечным шасси с тормозными колесами. Самолет имел продольную схему компоновки фюзеляжа с большим разносом масс по длине. Для предотвращения резкого сдвига центра тяжести самолета назад из — за размещения кабины летчика-наблюдателя (летнаба) в хвостовой части фюзеляжа на самолете ХАИ-5 использовалось крыло с большой стреловидностью отъемных частей. Продольная балансировка самолета обеспечивалась триммерами руля высоты.

Конструкция самолета — в основном деревянная, за исключением хвостового оперения, имевшего металлическую конструкцию, обтянутую полотном. Крыло самолета оснащалось посадочными щитками Шренка с пневматическим управлением, применение которых позволило на 15 км/ч уменьшить посадочную скорость самолета и совместно с тормозами колес почти на 100 м сократить длину пробега. Наступательное стрелковое вооружение самолета состояло из двух несинхронных крыльевых пулеметов ШКАС с боезапасом по 450 патронов: На штурмовом варианте предусматривалась установка четырех таких пулеметов. В кабине летнаба размещался подвижный оборонительный пулемет ШКАС с боезапасом 600 патронов. Он устанавливался в экранированной турели МВ-З конструкции Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова, вредное сопротивление которой уменьшалось передним и задним фюзеляжными обтекателями. На самолете обеспечивались внутренняя подвеска в фюзеляжном бомбоотсеке 300 кг бомб (шести фугасных авиабомб массой по 50 кг), их поодиночный и залповый прицельный сброс из кабин летнаба и летчика. Самолет имел аэрофотоаппаратуру и радиооборудование для двухсторонней радиосвязи.

В конце августа 1936 г. на государственные испытания поступил опытный многоцелевой самолет ХАИ-5, предназначенный для использования в качестве разведчика, штурмовика и легкого бомбардировщика. По оценке летчиков ХАИ-5 обладал удовлетворительной устойчивостью по всем трем осям. Его техника пилотирования ничем не отличалась от техники пилотирования других самолетов разведывательного типа и все элементы полета, в том числе петли, перевороты через крыло и штопор, выполнялись довольно легко, без напряжения. Самолет хорошо слушался рулей, и при использовании триммера на руле высоты нагрузка на ручку управления была незначительной. Выполнение посадки требовало плавного вывода самолета из планирования и повышенного внимания летчика на выравнивании. Испытатели отмечали, что по сравнению с разведчиками Р-5 и Р-Z, состоявшими на вооружении, самолет ХАИ-5 имел значительные преимущества в горизонтальной скорости, не уступал им в скороподъемности, обладал лучшим обзором для членов экипажа и большими углами обстрела. Несмотря на то, что ХАИ-5 почти на 60 км/ч уступал в максимальной скорости горизонтального полета самолету Р-9 с неубирающимся шасси, он был рекомендован к принятию на вооружение под обозначением Р-10.

Это решение и начавшееся в 1937 г. его серийное производство определялись необходимостью срочной замены устаревших разведчиков и штурмовиков Р-5 и Р-Z более современным самолетом, хотя и не вполне соответствующим новым требованиям. Самолет Р-10 состоял на вооружении авиационных частей до начала Великой Отечественной войны. Его сменили затем более скоростные двухмоторные самолеты Пе-2 и Пе-3, а также истребители, применяемые в качестве разведчиков. Для гражданской авиации строился почтово-грузовой вариант самолета, который эксплуатировался на воздушных линиях под маркой ПС-5 (почтовый самолет — пятый).

Лётно-технические характеристики
Экипаж, чел2
Размах крыла, м12.2
Длина, м9.4
Высота, м3.8
Максимальная скорость, км/ч388
Крейсерская скорость , км/ч346
Практическая дальность, км700
Практический потолок, м6200

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ПДМ-251830

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПулеметШКАС 7.622450
ПулеметШКАС 7.621600

Авиационные средства поражения
ВариантТипМодельМасса, кгКол-воНагрузка, кг
1Бомбы506300

Классификаторы
Базовое применениеРазведчик
Другое применениеШтурмовик, бомбардировщик
Тип двигателяПоршневой
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан
Тип оперенияНормальное однокилевое
Тип ВПУСухопутный трехопорный (хвост.)
Расположение двигателейВ фюзеляже
Период1936-1945

Дополнительная информация
КонструкторНеман И. Г.
КБКГ Немана
Индекс КБХАИ-5
Индекс ВСР-10
Начало разработки1936
Построен1936
1-й полёт1936
Начало гос. испытаний1936
Год принятия на вооружение1937
Расшифровка аббревиатурыРазведчик десятый
Период1936-1945
ВыпускСерийный
Произведено

Военная энциклопедия. 2014.

Смотреть что такое "Неман Р-10" в других словарях:

  • Р-10 — Описание Назначение Многоцелевой Экипаж, чел. 2 …   Википедия

  • Неман Иосиф Григорьевич — И. Г. Неман Неман Иосиф Григорьевич (1903—1952) — советский учёный и конструктор в области авиационной техники, профессор (1938). Участник Гражданской войны. Окончил Харьковский технологический институт (1929). С 1926 в КБ… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Неман Иосиф Григорьевич — И. Г. Неман Неман Иосиф Григорьевич (1903—1952) — советский учёный и конструктор в области авиационной техники, профессор (1938). Участник Гражданской войны. Окончил Харьковский технологический институт (1929). С 1926 в КБ… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Неман Иосиф Григорьевич — И. Г. Неман Неман Иосиф Григорьевич (1903—1952) — советский учёный и конструктор в области авиационной техники, профессор (1938). Участник Гражданской войны. Окончил Харьковский технологический институт (1929). С 1926 в КБ… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Неман Иосиф Григорьевич — И. Г. Неман Неман Иосиф Григорьевич (1903—1952) — советский учёный и конструктор в области авиационной техники, профессор (1938). Участник Гражданской войны. Окончил Харьковский технологический институт (1929). С 1926 в КБ… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Неман Иосиф Григорьевич — (1903 1952) советский учёный и конструктор в области авиационной техники, профессор (1938). Участник Гражданской войны. Окончил Харьковский технологический институт (1929). С 1926 в КБ К. А. Калинина (впоследствии начальник отдела, заместитель… …   Энциклопедия техники

  • Неман (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Неман (значения). Город Неман нем. Ragnit Герб …   Википедия

  • Неман — У этого термина существуют и другие значения, см. Неман (значения). Неман лит. Нямунас белор. Нёман …   Википедия

  • Неман (река) — У этого термина существуют и другие значения, см. Неман. Неман лит. Нямунас, польск. Немен, белор. Нёман, рус. Неман …   Википедия

  • Неман, Иосиф Григорьевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Неман. Неман Иосиф Григорьевич Дата рождения: 13 (26) февраля 1903(1903 02 26) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»