Поликарпов Р-5 это:

Поликарпов Р-5
Поликарпов Р-5
[1928]
Лётно-технические характеристикиДвигательАвиационное артиллерийское оружиеАвиационные средства пораженияКлассификаторыФактыИспользование в иностранных ВВСМодификацииГалерея
Спроектированный для применения в основном в качестве сухопутного армейского разведчика и легкого бомбардировщика, способного выполнять полеты днем и ночью, самолет Р-5 являлся дальнейшим развитием концепции многоцелевого массового боевого самолета, имеющего возможно более простую конструкцию, обеспечивающую легкость обслуживания и ремонта; обладающего высокими для своего времени летно-техническими данными, хорошей устойчивостью и управляемостью, простотой пилотирования, неприхотливостью в эксплуатации.

В соответствии с таким подходом для самолета Р-5 была выбрана схема одномоторного двухместного полутораплана смешанной конструкции с неубирающимся шасси, подкосным стабилизатором с изменяющимися в полете углом установки и однокилевым вертикальным оперением.

Планер самолета Р-5 имел деревянную в основном ферменную конструкцию. Из металла выполнялись элементы конструкции силовой установки, шасси, системы управления самолетом. Верхние и нижние крылья самолета Р-5 состояли из двух лонжеронов, нервюр, расчалок между ними и полотняной обшивки. Они имели относительную толщину 10%, и каждое из них представляло собой плоскую ферму, не работающую на вертикальный изгиб и кручение. Эти нагрузки воспринимались после соединения всех крыльев в единую жесткую систему полуторапланной коробки при помощи наклонных И-образных стоек с каждой стороны фюзеляжа, стальных несущих и поддерживающих лент-расчалок. Имелись также специальные ленты-расчалки для предотвращения прогиба переднего лонжерона в месте установки бомбодержателей при подвеске бомб под правым и левым крылом.

Фюзеляж самолета компоновался по одинаковой с Р-1 и Р-З «продольной» схеме, но в отличие от них имел аэродинамически более выгодную заостренную носовую часть. Фюзеляж ферменной конструкции обшивался фанерной обшивкой, частично заменявшей, как и на Р-З, внутренние расчалки и подкосы и обеспечивавшей получение жесткой и прочной, надежно работающей в различных условиях эксплуатации конструкции.

Основным средством продольной балансировки Р-5 при выполнении предельных режимов полета на максимальной и минимальной скорости, а также при резко изменяющейся в полете центровке, был управляемый в полете из кабины летчика стабилизатор, позволявший снизить (и даже полностью снять) давление на ручку и облегчить управление самолетом, которое выполнялось двойным и обеспечивалось как из кабины летчика, так и из кабины летчика-наблюдателя (летнаба). При движении самолета по земле управление им значительно облегчалось применением тормозных управляемых от педалей летчика колес и связанного с рулем направления хвостового костыля.

На самолетах Р-5 устанавливался двигатель М-17б жидкостного охлаждения, являвшийся лицензионным воспроизведением германского двигателя BMW-VI. Он имел максимальную мощность 680 л. с. и номинальную мощность 500 л. с., которая сохранялась до высоты 2450 м. Силовая установка Р-5 имела некоторые особенности. Прежде всего, на самолете применялся подвижный водорадиатор, выдвижение которого в воздушный поток зависело от скорости полета — на большой скорости выдвижение радиатора, а следовательно, и его сопротивление, были минимальными. Кроме того, самолет имел «самозапуск» — бортовой баллон со сжатым воздухом для запуска мотора. Наличие такого сравнительно простого устройства устранило необходимость участия наземного персонала в процессе запуска мотора для «прокрутки» воздушного винта, значительно упростило эксплуатацию Р-5 на необорудованных аэродромах, повысило его автономность, что в то время имело огромное значение.

Вооружение первых самолетов Р-5 практически не отличалось от вооружения разведчиков Р-1 и Р-З. Оно состояло из неподвижного синхронного пулемета ПВ-1, установленного перед кабиной летчика, и спаренных подвижных пулеметов Льюис или ДА, смонтированных на турели в кабине летнаба. В варианте разведчика самолет мог поднимать бомбовый груз массой 256–300 кг, а в варианте бомбардировщика-до 500кг. Бомбы подвешивались на держателях под крылом и фюзеляжем самолета. Как и на предшественниках, на самолете Р-5 устанавливалось требуемое фото — и радиосвязное оборудование.

В соответствии с целевым назначением самолета Р-5 устанавливалась и его эксплуатационная полетная масса. С нагрузкой, характерной для использования самолета в качестве разведчика, его полетная масса была равна 2901 кг, в варианте бомбардировщика с нормальным бомбовым грузом 300 кг — 3151 кг, а с перегрузочным бомбовым грузом 500 кг — 3351 кг. Диапазон эксплуатационных центровок устанавливался равным 31,5–35,8% САХ, но при выгорании горючего предельно-задняя центровка могла достигать в некоторых случаях 40% САХ.

В начале 1929 г. летчик М.М.Громов закончил заводские испытания опытного самолета Р-5; государственные испытания продолжал летчик В.О.Писаренко. Испытания были завершены в том же году беспосадочным перелетом из Москвы в Севастополь. По оценке летчиков самолет Р-5 обладал хорошими характеристиками устойчивости и управляемости на всех режимах полета, был прост в пилотировании. Особенно отмечалась хорошая поперечная устойчивость самолета на больших углах атаки. Подчеркивалось, что самолет неохотно входит в штопор и выходит из него с небольшим запаздыванием. Преднамеренное выполнение штопора при центровке более 33,5% САХ инструкции по летной эксплуатации самолета запрещали. Высокая оценка летно-технических характеристик самолета Р-5 определила принятие решения о запуске самолета в серийное производство взамен самолетов Р-1 и Р-З.

Советский P-5 стал на ряд лет классическим типом разведчика. На международном конкурсе самолетов такого назначения, проводившемся в 1930 году в Тегеране, в котором участвовали лучшие авиастроительные фирмы Англии, Франции и Голландии, наш воздушный разведчик P-5 занял первое место. За время с 1929 по 1935 год заводы выпустили около 5 тыс. самолетов P-5 в различных вариантах, в том числе торпедоносца (Р-5Т), штурмовика с 10 пулеметами (Р-5Ш).

Лётно-технические характеристики
Экипаж, чел2
Размах крыла, м15.5
Длина, м10.56
Высота, м3.75
Площадь крыла, м250.5
Масса пустого самолёта, кг2197
Масса нормальная взлётная, кг3247
Максимальная скорость, км/ч228
Крейсерская скорость , км/ч210
Практическая дальность, км800
Максимальная скороподъёмность, м/мин295
Практический потолок, м6400

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ПДМ-1761680

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПулеметПВ-17.621
ПулеметДА7.622

Авиационные средства поражения
ВариантТипМодельМасса, кгКол-воНагрузка, кг
1Бомбы400

Классификаторы
Вид примененияРазведчик
Тип двигателяПоршневой
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевБиплан
Тип оперенияНормальное однокилевое
Тип ВПУСухопутный трехопорный (хвост.)
Расположение двигателейВ фюзеляже
Период1921-1939

Дополнительная информация
КонструкторПоликарпов Н. Н.
КБКГ Поликарпова
Индекс ВСР-5
ИспытателиМ.М. Громов
Начало гос. испытаний1929
Год принятия на вооружение1930
Произведено5000
Расшифровка аббревиатурыРазведчик пятый
Период1921-1939
ВыпускСерийный
Произведенооколо 5000
Год закрытия серии1935

Галерея






Военная энциклопедия. 2014.

Смотреть что такое "Поликарпов Р-5" в других словарях:

  • Поликарпов Р-5 — Р 5 Описание Назначение Многоцелевой Экипаж, чел. 2 Первый полёт 19 сентября 1928 Начало эксплуатации …   Википедия

  • Поликарпов Р-1 — [1922] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Поликарпов Р-5ССС — [1935] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Поликарпов Р-1 — Р 1 Назначение: Многоцелевой  Первый полёт: 1924  Принят на вооружение …   Википедия

  • ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич — (1892 1944) По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при нём (1916) работал на Русско Балтийском вагонном заводе, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец» и… …   Военная энциклопедия

  • Поликарпов П-2 — [1927] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Поликарпов Николай Николаевич — Н. Н. Поликарпов Поликарпов Николай Николаевич (1892—1944) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Поликарпов Николай Николаевич — Н. Н. Поликарпов Поликарпов Николай Николаевич (1892—1944) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ПОЛИКАРПОВ — Николай Николаевич (1892 1944), авиаконструктор. В 20 х гг. в СССР под руководством Поликарпова созданы самолеты разведчики Р 1, Р 5, учебный самолет У 2. В 1929 31 репрессирован, в заключении разработал (совместно с Д.П. Григоровичем)… …   Современная энциклопедия

  • Поликарпов Николай Николаевич — (1892 1944) советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при нём (1916) работал на Русско Балтийском вагонном заводе, где… …   Энциклопедия техники


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»