Яковлев Як-25РВ

Яковлев Як-25РВ
Яковлев Як-25РВ
[1961]
Лётно-технические характеристикиДвигательАвиационное артиллерийское оружиеАвиационные средства пораженияКлассификаторыФактыИспользование в иностранных ВВСМодификацииГалерея
Глубокой модификацией Як-25 стал дальний высотный одноместный разведчик Як-25РВ (иногда встречается обозначение Як-РВ), проектирование которого велось в 1957-1958 гг. Для полетов на большой высоте самолет оснастили новым крылом увеличенной до 55 кв.м площади, нагрузка на которое оказалась даже меньше, чем у истребителя Як-3, и составила 175-178 кг/кв.м. Размах прямого крыла с удлинением около 10 достиг 23,5 м (у Як-25 — 10,964 м). Увеличили и тяговооруженность самолета путем установки высотных двигателей Р-11В-300 со статической тягой на максимальном режиме по 3900-4000 кгс (на номинальном режиме — по 3250 кгс). Вооружения "РВ" не имел.

Заводские испытания опытного Як-25РВ проводились на аэродроме ЛИИ с 1 марта по 29 мая 1959 г. ведущим летчиком-испытателем В.П.Смирновым и летчиком-испытателем ЛИИ А.А.Щербаковым. Ведущим инженером по самолету был В.А.Забора. Масса пустого самолета составляла 6175 кг, взлетная — 9800 кг. Опытный разведчик имел неплохие ЛТХ: на нем удалось достичь высоты 21000 м и максимальной скорости М=0,82. По отзыву Смирнова, набор высоты до 18500-19500 м затруднений не вызывал, а вот дальнейший набор требовал повышенного внимания. Установившегося горизонтального полета на высотах более 19600-20100 м добиться не удалось из-за самовыключения двигателей. Полеты производились в высотном скафандре СИ-3М, который получил ряд замечаний пилотов. Як-25РВ имел характерную особенность: снижение с больших высот происходило довольно медленно. В одном из полетов Смирнов долго не мог снизиться, и только после выпуска шасси начался медленный спуск. С похожей ситуацией сталкивался и Щербаков, предложивший разработчикам установить какие-либо средства, уменьшающие аэродинамическое качество машины.

После завершения заводских испытаний опытный Як-25РВ подготовили для установления мировых рекордов высоты полета. 13 июля 1959 г. Смирнов поднял самолет с грузом в 1 т на 20456 м, а 29 июля с грузом 2 т ему удалось достичь 20174 м. В документах ФАИ рекордный самолет обозначался как "РВ". 10 апреля 1961 г. летчик-испытатель ЛИИ Б.В.Половников на опытной машине выполнил полет для контрольного замера технической продолжительности полета — она составила 5 ч. 30 мин. 11 августа 1965 г. на переоборудованном серийном "РВ" летчик-испытатель М.Л.Попович установила мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту в 2000 км — 753,048 км/ч. 18 сентября 1967 г. она же пролетела по замкнутому маршруту 2497,009 км, что было зарегистрировано в качестве официального мирового рекорда дальности полета.

ВВС не были полностью удовлетворены ТТХ Як-25РВ, но большие потолок и продолжительность полета заставили военных при отсутствии выбора согласиться на его серийный выпуск. После некоторых доработок и проведения госиспытаний самолет запустили в производство на заводе №99 в Улан-Удэ ("изд. 25РВ"). На это предприятие направили летчика-испытателя ОКБ-115 Л.А.Смирнова. Он вспоминает: "До 11000 м Як-25РВ с точки зрения пилотирования мало чем отличался от других самолетов, но на высотах, близких к 20000 м, требовал повышенного внимания летчика, так как разница между максимальной и минимальной скоростями на этих высотах составляла всего 10 км/ч. Стоило немного разогнаться, и начиналась громкая "дрожь" всей машины, а когда скорость приближалась к минимальной, самолет начинал раскачиваться по крену со все возрастающей амплитудой. Ориентируясь по этим признакам, летчики старались держаться в "коридоре скорости" и заставляли Як лететь в стратосфере. От пилотов это требовало больших затрат энергии и создавало значительный дискомфорт". Около 15 лет самолеты эксплуатировались ВВС до поступления в полки скоростных высотных разведчиков МиГ-25Р/РБ. По сообщениям западных источников, высотные Яки не были замечены над странами Западной Европы, но их полеты фиксировались над Китаем, Индией и Пакистаном. В общей сложности в 1961-1965 гг. на заводе №99 выпустили 155 Як-25РВ различных модификаций, из них 74 — в пилотируемом варианте и 81 — в беспилотном (Як-25РВ-II).Кодовое обозначение НАТО — Mandrake (Мандрагора).

Лётно-технические характеристики
Экипаж, чел1
Размах крыла, м23.4
Длина, м15.93
Высота, м4.3
Площадь крыла, м255
Масса пустого самолёта, кг6175
Масса нормальная взлётная, кг9800
Практическая дальность, км3500
Практический потолок, м20500

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ТРДР-11В-30023900

Классификаторы
Базовое применениеРазведчик
Тип двигателяРеактивный
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан
Тип оперенияНормальное однокилевое
Тип ВПУСухопутный трехопорный (передняя)
Расположение двигателейНа фюзеляже
Период1945-1964

Дополнительная информация
КонструкторЯковлев А. С.
КБОКБ-115
Индекс ВСЯк-25РВ
Начало разработки1957
Построен1959
1-й полёт01.03.1959
ИспытателиА.А. Щербаков
Начало гос. испытаний1959
Принят на вооружение1961
Другие названияЯк-РВ
Период1945-1964
ВыпускСерийный
Произведено155
Обозначение NATOMandrake (Мандрагора)

Модификации
МодельОписание
Як-25РВпервая серийная модификация
Як-25РВ-I,-IIмодификация самолета мишени на базе Як-25РВ
Як-25РРВмодификация для регистрации радиационного заражения и ЭМИ с аппаратурой ИРИС (Волна-С)

Военная энциклопедия. 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Яковлев Як-25РВ" в других словарях:

  • Яковлев Як-25 — Як 25 Назначение: перехватчик, разведчик  Первый полёт: 19 июня 1952 года  Принят на вооружение …   Википедия

  • САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ — предназначены для проведения аэрофоторазведки, электронной и радиоразведки. Впервые самолёты стали использоваться для воздушной разведки ещё до Первой Мировой войны. В начале Первой Мировой войны практически не было вооружённых аэропланов, и они… …   Военная энциклопедия

  • Як — Рис. 1. Эмблема самолётов марки Як. Як — марка самолётов и вертолётов, созданных под руководством А. С. Яковлева. До декабря 1940 употреблялись наименования АИР, УТ, Я, «Самолёт №…» и др. Первые самолёты (АИР 1 — АИР 5) созданы… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Як — Рис. 1. Эмблема самолётов марки Як. Як — марка самолётов и вертолётов, созданных под руководством А. С. Яковлева. До декабря 1940 употреблялись наименования АИР, УТ, Я, «Самолёт №…» и др. Первые самолёты (АИР 1 — АИР 5) созданы… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Як — марка самолётов и вертолётов, созданных под руководством А. С. Яковлева. До декабря 1940 употреблялись наименования АИР, УТ, Я, «Самолёт № ...» и др. Первые самолёты (АИР 1 АИР 5) созданы Яковлевым в период 1927 31 по существу на самодеятельной… …   Энциклопедия техники


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»