- Яковлев Як-25РВ
Яковлев Як-25РВ
[1961]Лётно-технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея Глубокой модификацией Як-25 стал дальний высотный одноместный разведчик Як-25РВ (иногда встречается обозначение Як-РВ), проектирование которого велось в 1957-1958 гг. Для полетов на большой высоте самолет оснастили новым крылом увеличенной до 55 кв.м площади, нагрузка на которое оказалась даже меньше, чем у истребителя Як-3, и составила 175-178 кг/кв.м. Размах прямого крыла с удлинением около 10 достиг 23,5 м (у Як-25 — 10,964 м). Увеличили и тяговооруженность самолета путем установки высотных двигателей Р-11В-300 со статической тягой на максимальном режиме по 3900-4000 кгс (на номинальном режиме — по 3250 кгс). Вооружения "РВ" не имел. Заводские испытания опытного Як-25РВ проводились на аэродроме ЛИИ с 1 марта по 29 мая 1959 г. ведущим летчиком-испытателем В.П.Смирновым и летчиком-испытателем ЛИИ А.А.Щербаковым. Ведущим инженером по самолету был В.А.Забора. Масса пустого самолета составляла 6175 кг, взлетная — 9800 кг. Опытный разведчик имел неплохие ЛТХ: на нем удалось достичь высоты 21000 м и максимальной скорости М=0,82. По отзыву Смирнова, набор высоты до 18500-19500 м затруднений не вызывал, а вот дальнейший набор требовал повышенного внимания. Установившегося горизонтального полета на высотах более 19600-20100 м добиться не удалось из-за самовыключения двигателей. Полеты производились в высотном скафандре СИ-3М, который получил ряд замечаний пилотов. Як-25РВ имел характерную особенность: снижение с больших высот происходило довольно медленно. В одном из полетов Смирнов долго не мог снизиться, и только после выпуска шасси начался медленный спуск. С похожей ситуацией сталкивался и Щербаков, предложивший разработчикам установить какие-либо средства, уменьшающие аэродинамическое качество машины.
После завершения заводских испытаний опытный Як-25РВ подготовили для установления мировых рекордов высоты полета. 13 июля 1959 г. Смирнов поднял самолет с грузом в 1 т на 20456 м, а 29 июля с грузом 2 т ему удалось достичь 20174 м. В документах ФАИ рекордный самолет обозначался как "РВ". 10 апреля 1961 г. летчик-испытатель ЛИИ Б.В.Половников на опытной машине выполнил полет для контрольного замера технической продолжительности полета — она составила 5 ч. 30 мин. 11 августа 1965 г. на переоборудованном серийном "РВ" летчик-испытатель М.Л.Попович установила мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту в 2000 км — 753,048 км/ч. 18 сентября 1967 г. она же пролетела по замкнутому маршруту 2497,009 км, что было зарегистрировано в качестве официального мирового рекорда дальности полета.
ВВС не были полностью удовлетворены ТТХ Як-25РВ, но большие потолок и продолжительность полета заставили военных при отсутствии выбора согласиться на его серийный выпуск. После некоторых доработок и проведения госиспытаний самолет запустили в производство на заводе №99 в Улан-Удэ ("изд. 25РВ"). На это предприятие направили летчика-испытателя ОКБ-115 Л.А.Смирнова. Он вспоминает: "До 11000 м Як-25РВ с точки зрения пилотирования мало чем отличался от других самолетов, но на высотах, близких к 20000 м, требовал повышенного внимания летчика, так как разница между максимальной и минимальной скоростями на этих высотах составляла всего 10 км/ч. Стоило немного разогнаться, и начиналась громкая "дрожь" всей машины, а когда скорость приближалась к минимальной, самолет начинал раскачиваться по крену со все возрастающей амплитудой. Ориентируясь по этим признакам, летчики старались держаться в "коридоре скорости" и заставляли Як лететь в стратосфере. От пилотов это требовало больших затрат энергии и создавало значительный дискомфорт". Около 15 лет самолеты эксплуатировались ВВС до поступления в полки скоростных высотных разведчиков МиГ-25Р/РБ. По сообщениям западных источников, высотные Яки не были замечены над странами Западной Европы, но их полеты фиксировались над Китаем, Индией и Пакистаном. В общей сложности в 1961-1965 гг. на заводе №99 выпустили 155 Як-25РВ различных модификаций, из них 74 — в пилотируемом варианте и 81 — в беспилотном (Як-25РВ-II).Кодовое обозначение НАТО — Mandrake (Мандрагора).
Лётно-технические характеристики Экипаж, чел 1 Размах крыла, м 23.4 Длина, м 15.93 Высота, м 4.3 Площадь крыла, м2 55 Масса пустого самолёта, кг 6175 Масса нормальная взлётная, кг 9800 Практическая дальность, км 3500 Практический потолок, м 20500 Двигатели Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с. 1 ТРД Р-11В-300 2 3900 Классификаторы Базовое применение Разведчик Тип двигателя Реактивный Тип фюзеляжа Однофюзеляжный Конструкция крыльев Моноплан Тип оперения Нормальное однокилевое Тип ВПУ Сухопутный трехопорный (передняя) Расположение двигателей На фюзеляже Период 1945-1964 Дополнительная информация Конструктор Яковлев А. С. КБ ОКБ-115 Индекс ВС Як-25РВ Начало разработки 1957 Построен 1959 1-й полёт 01.03.1959 Испытатели А.А. Щербаков Начало гос. испытаний 1959 Принят на вооружение 1961 Другие названия Як-РВ Период 1945-1964 Выпуск Серийный Произведено 155 Обозначение NATO Mandrake (Мандрагора) Модификации Модель Описание Як-25РВ первая серийная модификация Як-25РВ-I,-II модификация самолета мишени на базе Як-25РВ Як-25РРВ модификация для регистрации радиационного заражения и ЭМИ с аппаратурой ИРИС (Волна-С)
Военная энциклопедия. 2014.
Яковлев Як-25 — Як 25 Назначение: перехватчик, разведчик Первый полёт: 19 июня 1952 года Принят на вооружение … Википедия
САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ — предназначены для проведения аэрофоторазведки, электронной и радиоразведки. Впервые самолёты стали использоваться для воздушной разведки ещё до Первой Мировой войны. В начале Первой Мировой войны практически не было вооружённых аэропланов, и они… … Военная энциклопедия
Як — Рис. 1. Эмблема самолётов марки Як. Як марка самолётов и вертолётов, созданных под руководством А. С. Яковлева. До декабря 1940 употреблялись наименования АИР, УТ, Я, «Самолёт № » и др. Первые самолёты (АИР 1 АИР 5) созданы… … Энциклопедия «Авиация»
Як — Рис. 1. Эмблема самолётов марки Як. Як марка самолётов и вертолётов, созданных под руководством А. С. Яковлева. До декабря 1940 употреблялись наименования АИР, УТ, Я, «Самолёт № » и др. Первые самолёты (АИР 1 АИР 5) созданы… … Энциклопедия «Авиация»
Як — марка самолётов и вертолётов, созданных под руководством А. С. Яковлева. До декабря 1940 употреблялись наименования АИР, УТ, Я, «Самолёт № ...» и др. Первые самолёты (АИР 1 АИР 5) созданы Яковлевым в период 1927 31 по существу на самодеятельной… … Энциклопедия техники