- Камов Ка-22
Камов Ка-22
[1960]Лётно-технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Модификации • Галерея 20 февраля 1958 года вышло Постановление СМ СССР о разработке вертолёта В-8 (Ми-8) с газотурбинными двигателями для замены поршневого Ми-4. Ведущим конструктором по В-8 был назначен Г.В.Ремезов (позже его сменил В.А.Никифоров). Общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов. В 1959 году был утверждён эскизный проект и натурный макет вертолёта, после чего началось рабочее проектирование. Вертолёт разрабатывался одновременно в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т — третий прототип В-8АТ. Этот прототип нового вертолета собирался на опытном производстве завода № 329 и получил название В-8АТ. Двадцать откидных сидений десантников располагались вдоль бортов грузовой кабины. В перегрузочном случае могли добавляться места еще для четырех человек. Заказчики на макете отработали загрузку и крепление в кабине различных видов боевой и инженерной техники, а также установку комплекса вооружения, аналогичного применяемому на Ми-4АВ. Внешний вид В-8АТ немного изменился по сравнению с В-8А: боковые двери кабины экипажа были заменены сдвижными блистерами; сдвижной стала и боковая дверь грузовой кабины.
Сборку В-8АТ закончили летом 1963 г., и он заменил на государственных испытаниях В-8А, который в дальнейшем использовался для летных и наземных ресурсных испытаний. В ноябре 1964 г. Комиссия по совместным испытаниям приняла решение рекомендовать к принятию на вооружение десантно-транспортный вариант вертолет. Поступив в серийное производство на завод № 387, новый вертолет получил название Ми-8Т.
В 1968-м завершились испытания вооруженного Ми-8ТВ. У него по бокам фюзеляжа крепились ферменные консоли с двумя балочными держателями на каждой стороне для подвески блоков УБ-16–57 неуправляемых ракет КАРС-57 (С-5) или бомб калибра от 50 до 500 кг. От предусмотренной проектом носовой пулеметной установки пришлось отказаться в пользу бомбовой нагрузки.
По завершении огневых испытаний в 1968-м десантно-транспортный Ми-8Т официально приняли на вооружение Советских ВВС. К этому времени ресурс основных частей машины довели до 1000 ч.
ЛТХ Ми-8Т Экипаж, чел. 2-3 Диаметр главного винта, м 21.29 Диаметр хвостового винта, м 3.91 Длина, м 18.17 Высота, м 5.65 Масса пустого вертолета, кг 6625 Масса нормальная, кг 11110 Масса максимальная взлетная, кг 12000 Макс. скорость, км/ч 250 Крейсерская скорость, км/ч 225 Практическая дальность полета, км 480 Практический потолок, м 4500 Статический потолок, м 1900 Полезная нагрузка, кг 32 солдата или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 3000 кг на подвеске Двигатели Вариант Тип Модель Кол-во Мощность одного, кВт 1 ГТД Климов ТВ2-117А 2 1257 Авиационные средства поражения Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг 1 НУР УВ-16-57 16х55-мм или УВ-32-57 32х57-мм 4 2 ПТУР "Фаланга" 6 3 Бомбы 250 Дополнительная информация Базовое применение Конструктор Принят на вооружение Выпуск Произведено Модификации Модель Описание В-8АТ Третий прототип (в десантно-транспортном варианте). Отличался сдвижными блистерами пилотской кабины вместо дверей, сдвижной боковой дверью грузовой кабины. Изготовлен летом 1963 года. В 1964 году переоборудован в "салон". Позже вновь переоборудован в транспортный. 19 апреля 1964 года экипаж В.Колошенко установил на В-8АТ 2 мировых рекорда. Ми-8Т Военно-транспортный вариант, имеет пилоны для подвески вооружения (НУР, бомбы). Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) Телевизионный разведчик-корректировщик Ми-8ТГ (II) Вертолёт с двигателями на концентрированном газовом топливе, создан на ММЗ им. М.Л.Миля в 1987 году на базе транспортного вертолёта Ми-8Т. Двигатели для него были разработаны в НПО им. В.Я.Климова. Первый в мире вертолёт, работающий на криогенном топливе. Ми-8ТВ Следующая военная модификация Ми-8ТВ, имеет усиленные пилоны для подвески большого количества вооружения, а также пулеметную установку в носовой части кабины. За счет перестановки РВ на левую сторону была увеличена его эффективность. Ми-8ТВК (М-8ТБ) Экспортная версия МИ-8ТВ с 6 ПТУР Малютка. Ми-8СМВ Вертолет РЭБ и РЭР. Ми-8ППА Модернизированный варинт МИ-8СМВ в роли связного вертолета и вертолета РЭР. Ми-9 (Ми-8ИВ) Летающий командный вертолет на базе МИ-8Т. Внешне отличался дополнительными антеннами на хвостовой балке. Ми-8МТ (Ми-17) Последняя модификация вертолета, которая явилась логическим завершением перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. Установлены более современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа «земля-воздух» имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов. В 1979–1988 гг. вертолет Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане. Ми-8МТВ (Ми-8МТВ-1) Вооружённый военно-транспортный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМ. Динамический потолок увеличен до 6000 м. Разработан в 1985-1987 годах. Выпускается в Казани с 1988 года. Ми-8АМТ Вариант Ми-8МТВ-1 производства Улан-Удинского завода. Отличается составом оборудования. С 1991 года изготовлено более 100 вертолётов. Ми-8АМТШ Десантно-штурмовой. Вооружён комплексом сверхзвуковых ПТУР "Штурм". Разработан в 1996 году. Ми-8МТВ-2 Модернизированный. Отличается усиленным бронированием, новым рулевым винтом, повышенной жёсткостью проводки управления, системой беспарашютного десантирования, бортовой стрелой большей грузоподъёмности, составом оборудования. Количество десантников увеличено до 30. Ми-8МТВ-3 Доработанный. Расширена номенклатура вооружения, число узлов подвески сокращено до 4. Ми-8МТВ-3Г Воздушный госпиталь на базе Ми-8МТВ-3. Ми-8МТВ-5 (Ми-17МД) Ми-8МТВ-5 - модернизированный. Отличается лопастями винтов из композиционных материалов, втулками с шарнирами из элестомеров, системой аварийного приводнения, новой топливной системой, двухкамерными бустерами, внешней подвеской грузоподъёмностю 5 т. Разработан в 1997 году. Ми-8МТБМ Медицинский. Ми-8МТБМПС Медицинский поисково-спасательный. Ми-8МБ Эвакуационно-медицинский. Оснащён бортовым операционным пунктом. Разработан в 1972 году. Ми-8ППА Модернизированный постановщик помех. Разработан в 1980-1982 годах. Ми-8Т "Макфар 11" Вертолёт для проведения аэрогеофизических работ. В 1981 году в Якутии переоборудовано 2 Ми-8Т. Ми-8ТЛ Пожарный. Разработан в 1977 году. Ми-8ТЗ Топливозаправщик для вертолётов и танков. Выпускался с 1977 года. Ми-8МТС Вертолёты радиационной разведки. Разработан в 1986 году. Ми-8МТТ Вертолёты радиационной разведки. Разработан в 1986 году. Ми-8МТСх Сельскохозяйственный. Ми-8МТФ Аэрофоторазведчик. Разработан в 1984 году. Ми-8МТФ (II) Постановщик дымовых завес. Разработан в 1987 году. Ми-8РФ Радиометрический. Разработан в 1989 году. Ми-8С-1 Вертолёт-"салон". Ми-8С-2 Вертолёт-"салон". Ми-8МД Вертолёт-"салон". Ми-8МС Вертолёт-"салон". Ми-8МСО Вертолёт-"салон". Ми-8МСД Вертолёт-"салон". Ми-8МО Вертолёт-"салон". Ми-8ТП Вертолёт-"салон". Ми-13 (Ми-8МТИ) Постановщик помех. Ми-14 Вертолёт-амфибия. Ми-17-1В Экспортный вариант Ми-8МТВ-1. Ми-17-1ВА Летающий госпиталь. Ми-17Г Экспортный вариант Ми-17-1ВА Ми-17КФ Экспортный модернизированный. Разработан совместно с канадскими фирмами. Ми-17М Модернизированный. Отличается грузовым люком с опускающимся трапом, увеличенной боковой дверью, люком в полу грузовой кабины, внешней подвеской грузоподъёмностю 5 т, составом оборудования. Разработан в 1992 году. Ми-17МД Экспортный вариант Ми-8МТВ-5. Ми-17П Пассажирский Ми-17ПИ Эспортный постановщик помех. Ми-17ПП Эспортный постановщик помех. Ми-17ПГ Эспортный постановщик помех. Ми-17Z-2 Постановщик помех. Разработан в Чехословакии. Ми-18 Военно-транспортный вертолёт с удлинённым на 1 м фюзеляжем. В 1980 году переоборудовано 2 вертолёта Ми-8МТ. Ми-19 Воздушный командный пункт. Внешне отличается дополнительными антеннами на хвостовой балке. Ми-171 Экспортный вариант Ми-8АМТ. Выпускается в Улан-Удэ. Ми-171ТП Доработанный. Разработан в 1997 году. Ми-172 Экспортный вариант Ми-8МТВ-3. Разработан в 1991 году. Выпускается в Казани. В 1994 году сертифицирован в индийском авиарегистре по американским нормам FAR-29. Ми-172ПТ Доработанный. Разработан в 1997 году
Военная энциклопедия. 2014.
Камов — Камов: Камов, Николай Ильич советский авиаконструктор, создатель вертолётов марки «Ка». Камов, Борис Николаевич (Калманович) русский советский писатель. ОАО «Камов» российское предприятие производитель вертолётов … Википедия
КАМОВ — Николай Ильич (1902 73), авиаконструктор; основоположник строительства в СССР вертолетов соосной схемы (2 несущих винта вращаются вокруг общей оси в противоположные стороны). Камов создал серию вертолетов гражданского и военного назначения,… … Современная энциклопедия
Камов — КАМОВИЧ Основа фамилии слово кам. В словаре Даля есть объяснение, камъ шаман, камловать шаманить. Возможно, это сибирская фамилия. Камов сын кама, т.е. шамана. Можно вспомнить, что дед конструктора Камова был родом из Сибири, держал ямскую… … Русские фамилии
КАМОВ — Николай Ильич (1902 73), авиаконструктор, доктор технических наук (1962), Герой Социалистического Труда (1972). Под руководством Камова создан ряд вертолётов (серии Ка) и др. летательных аппаратов. Государственная премия СССР (1972). Источник:… … Русская история
Камов — Камов, Николай Ильич … Морской биографический словарь
Камов Н. — Николай Ильич Камов (1 (14 сентября) 1902, Иркутск 24 ноября 1973, Москва) советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962), Герой Социалистического Труда (1972), лауреат Государственной премии СССР (1972).… … Википедия
Камов Н. И. — Николай Ильич Камов (1 (14 сентября) 1902, Иркутск 24 ноября 1973, Москва) советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962), Герой Социалистического Труда (1972), лауреат Государственной премии СССР (1972).… … Википедия
Камов Ка-25 — Ка 25 Назначение: Корабельный противолодочный вертолёт[1] Первый полёт: 20 июля 1 … Википедия
Камов Б. — Борис Калманович Камов (псевдоним Борис Камов; род. 5 августа 1932, Ленинград) русский советский писатель[1]. Окончил Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена (1955). Награжден медалью. Лауреат премии им. А.Гайдара… … Википедия
Камов Б. К. — Борис Калманович Камов (псевдоним Борис Камов; род. 5 августа 1932, Ленинград) русский советский писатель[1]. Окончил Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена (1955). Награжден медалью. Лауреат премии им. А.Гайдара… … Википедия