- 130-мм автоматические башенные установки А-217 и АК-130
- 130-мм автоматические башенные установкиА-217 и АК-1301985
Проектирование одноорудийной автоматической 130-мм башенной установки А-217 было начато по Постановлению СМ от 29 июня 1967 года в КБ ПО «Арсенал», где она получила заводской индекс ЗИФ-92. В октябре 1969 года одобрен эскизно-технический проект ЗИФ-92.
Установка имела ствол моноблок с клиновым вертикальным затвором. Автоматика работала за счет энергии отката. Непрерывное охлаждение ствола производилось через специальные канавки в кожухах ствола забортной водой.
Броневая защита – противопульная, проектом предусматривалась защита из алюминия и стали.
Опытный образец был изготовлен в ПО «Арсенал» и прошел полигонные испытания на Ржевке. Получить заданную в тактико-техническом задании скорострельность 60 выстр./мин не удалось из-за теплового режима и ряда других причин. Вес установки превысил заданный почти на 10 т. Это не позволило установить ее на кораблях проекта 1135, в результате чего работы над ЗИФ-92 были прекращены.
Баллистика ствола, боеприпасы и большая часть конструкции ЗИФ-92 были использованы при создании двухорудийной установки А-218 (заводской индекс ЗИФ-94).
Система управления огнем – «Лев-218» (МР-184), созданная в КБ «Аметист». В состав МР-184 входит двухдиапазонная РЛС сопровождения цели, телевизир, лазерный дальномер, аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты. Инструментальная дальность системы – 75 км. Вес системы МР-184–8 т.
МР-184 обеспечивает:
– прием целеуказания от общекорабельных средств обнаружения;
– точное измерение параметров движения воздушных, морских и береговых целей;
– выработку углов наведения для двух артустановок;
– корректировку стрельбы по морской цели по всплескам;
– автоматическое слежение за артиллерийским снарядом.Боекомплект, готовый к стрельбе, размещен в трех барабанах. Это позволяет иметь готовыми к стрельбе три различных вида боезапаса, которые используют в зависимости от решаемых тактических задач, и производить подпитку во время стрельбы барабанов, не участвующих в стрельбе.
Важнейшим устройством, позволившим уменьшить размер башни, стало устройство, перегружающее патрон с вращающейся на качающуюся часть, которое разворачивает патрон вокруг его центра тяжести из вертикального положения до угла, соответствующего углу наведения качающейся части.
В артустановке АК-130 предусмотрена возможность ведения стрельбы до израсходования всего боезапаса через один ствол артустановки, что реализовано с помощью приемно-раздаточного механизма.
Это высокодинамичное устройство решает также вторую не менее важную задачу – позволяет перегружать из подбашенного отделения на вращающуюся часть артустановки 2 выстрела одновременно и передавать их в оба элеватора вращающейся части (правый и левый). Это увеличило возможное время перегрузки, а, следовательно, значительно уменьшило величины ускорений, воздействующих на боезапас.
По весу выбрасываемого в минуту металла ЗИФ-94 представляет сейчас самую мощную в мире корабельную артустановку. По этому критерию она превосходит всю артиллерию английского легкого крейсера времен Второй мировой войны типа «Дидо», т. е. 10 орудий калибра 132 мм.
Опытный образец ЗИФ-94 изготовило ПО «Арсенал» в 1976 году, однако серийное производство было передано на завод «Баррикады». После длительных полигонных испытаний и почти пятилетней эксплуатации на эсминце проекта 956 «Современный» Постановлением СМ от 1 ноября 1985 года и Приказом министра обороны от 17 ноября 1985 года установка ЗИФ-94 была принята на вооружение под индексом АК-130 (А-218). Кроме эсминцев проекта 956 А-218 оснащены крейсера проекта 1144 (кроме «Адмирала Ушакова»), а также проекта 1164. Серийное производство установок АК-130 велось на заводе ПО «Юргмашзавод» в городе Юрга.
Тактико-технические характеристики А-217 Число стволов 1 Калибр, мм 130 Длина ствола (автомата), мм 6990 Длина ствола (автомата), клб 54 Угол ВН, град -10; +85 Угол ГН, град ±200 Скорость ВН от электродвигателя, град/с 25 Скорость ГН от электродвигателя, град/с 30 Длина отката, мм 530–620 Диаметр шарового погона, мм 3274/3324 Высота линии огня, мм 1700 Радиус обметания по стволам, мм 7907 Радиус обметания по башне, мм 2800 Общий вес установки с боекомплектом, т 37,0 Темп стрельбы стволов, выстр./мин 45 Тактико-технические характеристики АК-130 Число стволов 2 Калибр, мм 130 Длина ствола (автомата), мм 6990 Длина ствола (автомата), клб 54 Угол ВН, град -12; +80 Угол ГН, град ±200 Скорость ВН от электродвигателя, град/с 25 Скорость ГН от электродвигателя, град/с 25 Длина отката, мм 520–624 Радиус обметания по стволам, мм 7803 Радиус обметания по башне, мм 3050 Общий вес установки с боекомплектом, т около 90 Темп стрельбы стволов, выстр./мин 92
Смотри также:
Военная энциклопедия. 2014.
СССР. Промышленность — Развитие промышленности в 1917 45. При наличии в царской России отдельных хорошо оснащенных и организованных производств технический уровень промышленности в целом оставался низким, структура её была отсталой (удельный вес… … Большая советская энциклопедия