- 30-мм шестиствольные автоматические установки АК-630 и АК-630М
- 30-мм шестиствольные автоматические установкиАК-630 и АК-630М1976
Проектирование 30-мм шестиствольной установки было начато по Постановлению СМ № 801–274 от 15 июля 1963 года и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. Главкома ВМФ 22 февраля 1963 года. Разработчиком установки и головным по системе было назначено ЦКИБ СОО – Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор М. С. Кнебельман), автомата – конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор В. П. Грязев), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 – КБ завода «Топаз» (главный конструктор В. П. Егоров), гидропривода Д-213 – филиал ЦНИИ-173 (в настоящее время ВНИИ «Сигнал»).
Конструкторами КБП В. П. Грязевым и А. Г. Шипуновым был спроектирован шестиствольный автомат АО-18 (ТКБ-025). Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной особенностью автомата является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через кривошипно-шатунный механизм, шестеренчатую передачу затыльника и центральную звезду обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60°. Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрагирование гильзы или осечного патрона.
Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым получить высокий темп стрельбы.
Питание автомата – непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским, а затем был введен круглый магазин. Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином – А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.
При темпе стрельбы 5000 выстр./мин серьезной проблемой становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки питьевой воды или антифриза между кожухом и стволами.
Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов Д213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц и Д213–50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц.
Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3–4 точки дальномера.
Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой и от атмосферных осадков.
Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения зенитных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра, или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками.
В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера проекта 205 на дистанции до 75 км и воздушной целью (самолет типа МиГ-19) на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий).
На случай выхода из строя РЛС, в системе «Вымпел» предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213, находящихся на десантных кораблях, по открытым береговым целям при высадке десанта.
Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.
Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта 1966 года. Государственные корабельные испытания установки А-213 начались 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере проекта 205ПЭ (заводской № 110).
В связи с недостатками системы МР-123 «Вымпел» 20 октября 1971 года испытания были прерваны, а после доработки системы «Вымпел» продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года. Интересно, что в ходе испытаний на катере (заводской № 110) система «Вымпел» управляла стрельбой как А-213, так и 57-мм двухорудийной автоматической установки АК-725.
Вот один из эпизодов испытаний: стрельба 18 августа 1972 года по управляемой воздушной мишени ЛА-17М. Огонь вела только А-213, управляемая системой «Вымпел». Установка АК-725 не стреляла, так как была вне стрельбовых углов. Скорость цели – 230 м/с, высота – 1050 м. Огонь по ЛА-17М был открыт на максимальной текущей наклонной дальности, равной 5062 м (упрежденная точка встречи 3800 м). Было проведено три очереди – 32, 39 и 42 выстрела с перерывами между ними по 3 с, а на текущей дистанций 2220 м был открыт непрерывный огонь и произведено 542 выстрела. Всего стрельба длилась 17 с и израсходовано 665 выстрелов. Цель была поражена и упала в море в 10 км от катера.
Стрельба 22 августа 1972 года оказалась менее удачной. По мишени ЛА-17М, летящей на высоте 1200 м со скоростью 230 м/с, вели огонь обе установки, управляемые «Вымпелом». Стрельба была начата на максимальной текущей наклонной дальности около 5 км (упрежденная точка встречи 3700 м). А-213 сделала две очереди в 40 и 44 выстрела с перерывом в 3 с, а 57-мм АК-725–30 выстрелов, после чего пропало бортовое питание катера и стрельба обоих установок прекратилась. Тем не менее мишень была повреждена, так как перестала слушаться радиокоманд, поэтому стрельба была зачтена на «отлично», а мишень добита истребителями МиГ-19.
Кроме ЛА-17М в качестве мишеней применялись и низколетящие малоразмерные мишени РМ-15.
По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4–5 очередей по 20–25 выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между очередями 3–5 с.
По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213 была принята на вооружение под индексом АК-630 Приказом Главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года.
Как уже отмечалось, установка АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения артустановки на вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. Установка с круглым магазином получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по сравнению с А-213.
Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания, по результатам которых установка была доработана и в 1972 году запущена в серийное производство на заводе № 535 по чертежам главного конструктора.
С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176. Установка А-213 была установлена на головном ракетном катере проекта 1241–1 (заводской № 401).
Официально А-213М была принята на вооружение Приказом Главкома ВМФ № 0189 от 26 августа 1980 года под названием АК-630М.
Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 установки, в 1970 году – 12, в 1971 году – 14, в 1972 году – 37 и т.д.
Размещение установок АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей: от авианесущих крейсеров проекта 1143 и атомного крейсера «Киров» до ракетных катеров.
В ходе модернизации эти установки получили и корабли старой постройки: крейсера проекта 68бис «Жданов» и «Сенявин», большие противолодочные корабли проекта 61М и др.
Выстрелы к установкам АК-630, АК-630М, АК-630М1 и другим с той же баллистикой:
1. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 48,5 г, взрыватель А-498К. Модификация снаряда ОФ-84 имеет обозначение ОФЗ.
2. Осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 11,7 г, взрывателя нет.
Вес патрона 832–834 г, длина патрона до 293 мм. Вес гильзы около 30 г. Порох марки 6/7ФЛ.
При начальной скорости снаряда 900 м/с дальность стрельбы баллистическая – 8100 м, по самоликвидатору – 5000 м, наклонная дальность, обеспечиваемая системой МР-123, – 4000 м, наклонная дальность, обеспечиваемая визирной колонкой, – 5000 м.
Тактико-технические характеристики АК-630 Калибр, мм 30 Число стволов автомата 6 Длина автомата с патронником, мм 1629 Длина автомата с патронником, клб 54,3 Длина канала ствола, клб 54 Длина нарезной части, мм 1460 Длина отката максимальная, мм 13 Длина автомата, мм 2176 Ширина автомата, мм 295 Высота автомата, мм 336 Угол ВН, град -(12°±2°); +88° Угол ГН, град ±180 -5 Скорость ВН, град/с 50 Скорость ГН, град/с 70 Высота установки над палубой, мм 1070 Радиус обметания по стволам, мм 1660 Вес автомат, кг не более 205 Вес артустановки без боеприпасов, ЗИП и узлов,размещенных вне установки, кг не более 1000 Вес узлов, размещенных вне установки, кг 800 Вес установки АК-630М без боеприпасов и ЗИП, кг 1850 Вес полного боекомплекта (2000 патронов),снаряженного в ленту, кг 1918 (АК-630М и АК-630М1) Вес установки с боекомплектом (при чистом весе установки 1850 кг), кг 3814 (АК-630М и АК-630М1) Вес установки АК-630М с системой управления (при чистом весе установки 1850 кг), кг 9114 (АК-630М и АК-630М1) Темп стрельбы, выстр./мин 4000–5000 Боекомплект размещенный на установке, патронов 2000 Боекомплект укладываемый в бункер, патронов 1000 Ресурс автомата АО-18 с учетом профилактической замены деталей, выстр. 8000 Радиолокационная система управления стрельбой МР-123«Вымпел-А» Смотри также:
Военная энциклопедия. 2014.
АК-630 — АК 630 … Википедия