- 30-мм автоматическая установка АК-630М1–2 «Рой»
- 30-мм автоматическая установкаАК-630М1–2 «Рой»
В 70-х годах началась разработка противокорабельных крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, которые должны были иметь защищенную броней многослойную боевую часть и возможность выполнить на конечном участке траектории сложные противозенитные маневры. При подобной маневренности практически невозможно рассчитать точку прицеливания с требуемой точностью, поэтому для надежного отражения атак таких ракет нужно существенно увеличить темп стрельбы установки с целью создания достаточно плотного поля снарядов в расчетном «окне» подхода противокорабельной ракеты.
Исследования, проведенные в КБП, НИИ-61 и в других организациях показали, что темп стрельбы 5000 выстр./мин является предельным для шестиствольного автомата типа АО-18. Для дальнейшего повышения темпа стрельбы могло быть два пути: во-первых, применить новые конструктивные схемы автомата, например сочетать многоствольную схему с револьверной, или использовать жидкое взрывчатое вещество в качестве метательного заряда, что сразу решало ряд проблем, в том числе экстракцию гильз. Были, по крайней мере, проработки телескопических боеприпасов, где снаряд помещался внутри гильзы, окруженный взрывчатым веществом метательного заряда. За рубежом и у нас рассматривались и иные варианты конструкции автомата и боеприпасов. Но самый простой путь повышения темпа стрельбы заключался в увеличении числа блоков 30-мм стволов с одного до двух.
Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1–2 была начата по решению ВПК № 197 от 8 июня 1983 года согласно тактико-техническому заданию, утвержденному 9 декабря 1983 года зам. Главкома ВМФ. Позже эта установка получила название «Рой».
Согласно тому же решению ВПК (№ 197) были начаты работы по 30-мм автомату «повышенной надежности» ГШ-6-30К (Грязев-Шипунов), имевшему те же основные характеристики, что и АО-18. В 1986 году успешно прошли заводские испытания ГШ-б-30К. Согласно постановлению комиссии новый автомат обеспечивал гарантийный ресурс до 12 тыс. выстрелов, после чего падение начальной скорости составляло 6%. Модернизированный автомат был рекомендован для установки в АК-630М и АК-630М1–2.
Проектирование АК-630М1–2 велось в ЦКИБ СОО под руководством В. И. Бакалева. Согласно проекту, габаритно-весовые и тактико-технические характеристики АК-630М1–2 позволяли с принятием ее на вооружение ВМФ прекратить производство АК-630М, а также в случае необходимости разместить ее на ранее построенных кораблях взамен установок АК-630М без изменения корабельных конструкций, кроме крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина на 2000 патронов. Это было реализовано путем рационального размещения двух штатных автоматов ГШ-6-30К в вертикальной плоскости, а также за счет максимально возможного использования деталей и узлов от установки АК-630М (около 70%), в том числе погона и барабана, полностью унифицированных как по габаритам, так и по местам крепления к корабельным конструкциям.
Наведение автоматов осуществляется силовыми следящими электрогидравлическими приводами Д-219 со статической ошибкой наведения до 2 точек дальномера. Стрельба из установки программируется.
Наведение на цель осуществляется дистанционно от радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной станции «ФОТ». МР-123/176М2 – это модернизированная система МР-123/176. В нее введен новый режим ПР (противоракетный). Система управления имеет лазерные прожекторы КМ-11–1 и лазерный дальномер ЛДМ-1 «Крейсер».
Оба автомата ГШ-6-30К размещены в одной люльке, в нижней и верхней плоскостях. Люлька представляет собой сварную конструкцию из алюминиевого сплава.
Режим стрельбы одного автомата ГШ-6-30К: шесть очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5–6 с или по 200 выстрелов с перерывами 1–1,5 с.
С 19 марта 1984 года по 30 ноября 1984 года опытный образец АК-630М1–2, изготовленный на Тульском машиностроительном заводе, проходил заводские испытания. В дальнейшем его установили на торпедном катере Р-44 проекта 206.6 (заводской № 242). Причем замена АК-630М на АК-630М1–2 была проведена не в заводских, а в корабельных условиях. В ходе стрельб летом 1989 года на Черном море АК-630М1–2 показала себя достаточно эффективным средством. В качестве мишеней выступали ЛА-17К и ПТУРС «Фаланга-2», имитировавшие противокорабельную ракету «Гарпун». Установка «Рой» успешно сбивала «Фаланги», летевшие на высоте около 10 м (для этого требовалось в среднем около 200 снарядов). Тем не менее в серийное производство установка не пошла и осталась на вооружении только одного катера.
Основной причиной этого стало появление серьезных конкурентов – артиллерийско-ракетных комплексов 3М87 «Кортик» и «Палаш», которыми предполагалось заменить АК-630М как на строящихся кораблях, так и в ходе ремонта на старых кораблях.
Однако, в 1993–1995 годах установки АК-630М1–2 успешно рекламировались различными российскими организациями за рубежом на экспорт. Что касается катера Р-44, то к концу 1995 года он находился в Севастополе.
Тактико-технические характеристики АК-630М1–2 Калибр, мм 30 Число стволов 6 Длина автомата, клб 54 Число нарезов 16 Угол ВН, град -25; +90 Угол ГН, град ±180 Скорость ВН, град/с 50 Скорость ГН, град/с 70 Радиус обметания по стволам (с компенсаторами), мм 1725 Радиус обметания по обтекателю, мм 890 Расстояние от оси люльки до оси стреляющего ствола каждого автомата, мм 160 Вес магазина, кг 242 и 241 Вес установки без боекомплекта и ЗИП, кг 2500 Вес установки с боекомплектом 1000 патронов без ЗИП, кг 3307 Вес установки с полным боекомплектом (4000 патронов) , кг 6519 Вес установки с полным боекомплектом и системой управления, кг 11819 Темп стрельбы, выстр./мин 10000 Боекомплект, размещенный на установке, выстр. 4000 Режим стрельбы очередями по 400 выстрелов с интервалами 5–6 с Режим стрельбы очередями по 200 выстрелов с интервалами 1–1,5 с Система управления МР-1 23–02
Смотри также:
Военная энциклопедия. 2014.