Двухорудийная универсальная палубно-башенная стабилизированная установка СМ-2–1

Двухорудийная универсальная палубно-башенная стабилизированная установка СМ-2–1
Двухорудийная универсальная палубно-башенная стабилизированная установка
СМ-2–1
1957

Установка СМ-2–1 была принята на вооружение Постановлением СМ от 1 октября 1957 года и Приказом МО СССР № 0086 от 9 октября 1957 года.

Разработка 130-мм установки была начата в конце 1943 года на основании задания АНИМИ от 2 сентября 1943 года. Тактико-техническое задание утверждено начальником Артиллерийского управления ВМС 25 апреля 1944 года. Эскизный проект был разработан в ЦКБ-34 под руководством Е. Г. Рудяка и представлен 3 февраля 1944 года.

Для испытаний СМ-2 завод № 232 изготовил баллистический ствол СМ-Э11–130 и полигонный станок Б-119. Жесткий барабан для полигонного станка выполнен заводом № 190 МСП.

Опытная качающаяся часть СМ-2 смонтирована 30 сентября 1948 года на полигонном станке Б-120 (ТТ).

Головной образец СМ-2, сделанный на заводе № 232, прошел заводские испытания на заводе с 5 апреля по 30 мая 1949 года и заводские испытания на полигоне с 20 октября по 12 декабря 1949 года.

Государственные полигонные испытания СМ-2 были проведены в два этапа: с 10 мая по 5 августа 1950 года и с 24 ноября 1950 года по 30 марта 1951 года.

В 1950 году по чертежам опытного образца (откорректированного по результатам полигонных испытаний) были изготовлены 2 серийные установки СМ-2–1, которые установили на эсминце проекта 41 «Неустрашимый» (заводской № 614).

Государственные корабельные испытания СМ-2–1 на эсминце «Неустрашимый» были проведены в самом начале 1955 года (протокол подписан 17 февраля 1955 года).

Вторая пара серийных установок СМ-2–1, выполненных на заводе № 232 в 1951 году, была поставлена на головной эсминец проекта 56 «Спокойный» (заводской № 701).

Государственные испытания СМ-2–1 на «Спокойном» проводились в 2 этапа: с 8 августа по 8 сентября 1955 года в Финском заливе и с 3 по 16 декабря 1955 года в районе Балтийск – Таллин, при волнении моря 4–5 баллов.

Серийное производство СМ-2 было начато на заводе «Большевик» (№ 232) Постановлением СМ № 4183–1730сс от 28 сентября 1949 года. С 1952 года производство СМ-2 велось на Старокраматорском машиностроительном заводе (СКМЗ). Цена одной установки СМ-2–1 составляла 6490000 руб.

Установки СМ-2–1 были размещены на одном эсминце проекта 41 и 28 эсминцах проекта 56, т. е. всего на кораблях находилось 58 установок СМ-2–1.

В начале 1991 года на кораблях и складах ВМФ находилась 21 установка СМ-2–1.

Ствол артустановки СМ-2–1 состоит из свободной трубы, кожуха, казенника, обоймы и муфты. Затвор горизонтальный клиновой с пружинной полуавтоматикой и ручным приводом. Стреляющее устройство ударного действия (от электромагнита или ручного действия).

Досылатель пневматический с реечным ускорителем. Досылатель и зарядник обеспечивают одноходовую досылку боеприпасов раздельно-гильзового заряжания. Лоток зарядника допускает одновременную закладку снаряда и гильзы. Длина пути досылки 1700 мм. Эжекция производится автоматически.

Оба орудия помещены в одной люльке. Люлька литая, обойменного типа. Каждое орудие имеет один тормоз отката и один досылатель. Тормоз отката гидравлический веретенного типа с компенсатором, находится под стволом. Накатник пневматический, размещен над стволом.

Станок качается на оси стабилизации, закрепленной в боевом столе. Стабилизация оси цапф по горизонтали (т. е. в одной плоскости) . Крыша башни съемная.

Учебный ствол – 21К.АУТ с набегающей на снаряд кареткой. Верхняя подача цепная, двухтрубная с постоянным вращением.

Тактико-технические характеристикиСМ-2–1
Калибр, мм130
Длина ствола, мм7490
Длина ствола, клб57,6
Длина канала, мм7050
Длина канала, клб54,2
Длина кожуха (с муфтой), мм3840
Длина казенника, мм750
Длина нарезной части, мм5927
Длина каморы без скатов, мм817,5
Длина каморы со скатами, мм1224
Объем каморы, дм319,6
Число нарезов28
Вес затвора (клина), кг130
Вес свободной трубы, кг1177
Вес ствола с затвором, кг4993,4
Живучесть ствола (до падения начальной скорости на 8%), выстр.1700
Угол ВН, град-7°35'; +81°46'
Угол ГН, град±204
Приводы стабилизацииУРС № 10 и ручной
Длина отката предельная, мм630
Длина бронекорпуса, мм7118
Расстояние между осями стволов, мм850
Радиус амбразурного щита, мм775
Ширина установки по корпусу, мм4450
Радиус обметания по стволам, мм5300
Радиус обметания по броне, мм3800
Радиус обметания по отражательной сетке, мм4860±40
Бронирование лба, мм20, 10
Бронирование боковых стенок, мм10
Бронирование крыши, мм10
Бронирование шельфа, мм10
Бронирование задних козырьков, мм8
Бронирование амбразурный щит, мм10
Вес вращающейся брони, кг8500
Вес качающейся части, кг17370
Стабилизированная части, кг45000
Вес вращающейся части, кг52929
Вес неподвижной части, кг3880
Полный вес установки, кг57325
Число элеваторов на одно орудие2
Число подач в минуту (на ствол) при электрическом действии16–19
Число подач в минуту (на ствол) вручную6,5–8


Смотри также:

85-мм 90-К
85-мм 92-К
85-мм МК-85
100-мм СМ-5
130-мм БЛ-109 (2М-109)
130-мм СМ-2-1
152-мм БЛ-113 и БЛ-112
152-мм Б-38
152-мм МК-4
152-мм МК-5
76-мм СП-1

 

Военная энциклопедия. 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»