Проектирование установки СМ-4–1 было начато в ЦКБ-34 в мае 1944 года под руководством инженера А. Г. Гаврилова. 28 ноября 1944 года письмом № 343с ЦКБ-34 представило институту № 2 ВМС проект артустановки на мехтяге. 4 марта 1945 года институт сообщил ЦКБ-34 об утверждении проекта и предложил начать изготовление рабочих чертежей. В октябре 1945 года ЦКБ завершило выпуск рабочих чертежей.
Изготовление первых четырех артустановок СМ-4 было начато в 1947 году на заводе № 221. Первая установка была закончена в мае 1948 года, остальные три – в 1949 году. Заводские испытания первого образца проводились в мае-июне 1948 года.
С 9 мая по 29 декабря 1949 года первый образец прошел полигонный испытания на полигоне ВМС № 55. Была отмечена неудовлетворительная работа досылателя и гильзоотражателя. На повторных полигонных испытаниях находились два варианта досылателя и гильзоотражателя: 1-й вариант испытывался с 18 мая по 24 июня 1950 года, и 2-й вариант – с 23 августа по 5 сентября 1950 года.
Из четырех первых СМ-4 была сформирована 201-я отдельная береговая подвижная батарея, которая прошла государственные испытания с 23 декабря 1950 года по 19 февраля 1951 года в районе Риги и по их результатам была рекомендована к принятию на вооружение.
Доработанная установка получила индекс СМ-4–1 и поступила на вооружение Постановлением СМ № 4171–1921 от 29 октября 1951 года и Приказом военно-морского министра от 6 ноября 1951 года.
В 1950 году было принято решение о разработке новой системы ПУС «Бурея», так как система ПУС «Москва-ЦН» не отвечала требованиям по точности стрельбы. Государственные испытания опытного образца системы ПУС «Бурея МТ-4» в составе батареи с установками СМ-4–1 Б проходили в 1955 году на Черноморском флоте.
Договор с заводом № 221 на серийное производство СМ-4–1 был заключен 8 июня 1951 года. Производство СМ-4–1 на заводе № 221 велось до 1956 года включительно. В 1952 году в ВМФ не поступило еще ни одной установки СМ-4–1; в 1953 году завод поставил ВМФ 18 установок; в 1954 году – 37 (из которых одна была учебная); 1955 и 1956 годах – по 40, в 1957 – последние 8 установок.
Итого завод № 221 фактически поставил 95 (в том числе 1 учебную) установок. Кроме того, серийное производство СМ-4–1 велось в 1952–1954 годах на СКМЗ (г. Краматорск).
Подвижные установки СМ-4–1 использовались в различных климатических условиях от Новой Земли, Сахалина и Камчатки до Крыма и Кавказа. Интересно, что в некоторых случаях СМ-4–1 превращали в стационарные установки. Так, на Кольском полуострове вблизи Лиинахамари около мыса Романов на месте немецкой стационарной береговой батареи после войны была установлена батарея СМ-4–1, причем сошники орудий были забетонированы.
Ствол установки СМ-4–1 состоит из свободной трубы, кожуха, казенника, обоймы, муфты и дульного тормоза.
Длина канала СМ-4–1 на 50 мм меньше, чем длина канала 100-мм корабельной установки СМ-2–1, а в остальном внутреннее устройство и баллистика обоих стволов тождественны.
Затвор вертикальный клиновой. Полуавтоматика копирного типа. Досылатель пружинного типа, взводится при накате, досылка гильзы производится вручную.
Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с компенсатором. Тормоз установлен в нижних приливах люльки. При откате цилиндр тормоза неподвижен.
Пневматический накатник крепится вместе с воздушным цилиндром в казеннике над люлькой. При откате рабочий и воздушный цилиндры накатника идут в откат.
Механизмы вертикального и горизонтального наведения имеют только ручной привод. Механизм вертикального наведения имеет один зубчатый сектор, а механизм горизонтального наведения – зубчатый венец.
Уравновешивающий механизм пружинный, состоит из двух колонок, расположенных под люлькой.
Станок представляет собой литое основание, к которому приварены правая и левая боковины станка и лобовой лист. К станку крепится коробчатый щит. Основание состоит из круглого литого корпуса, соединенного с четырьмя крестообразно расположенными полыми сварными станинами. Две боковые станины, правая и левая, связаны с корпусом шарнирно, а две другие (хребтовые) – жестко. На походе боковые станины отводятся к задней хребтовой и скрепляются с ней замками и болтами. Передняя хребтовая станина имеет поворотную часть, снабженную тяговой стрелой для соединения с тягой.
Корпус основания представляет собой чашеобразную отливку диаметром 1785 мм, имеющую четыре прилива для соединения со станинами. Внутри корпуса крепится шаровой погон и зубчатый венец механизма горизонтального наведения.
В конце станин вмонтированы домкраты, предназначенные для горизонтирования установки, восприятия опрокидывающего момента при выстреле и для перевода установки из боевого в походное положение и обратно.
Ходовые части состоят из переднего и заднего двухскатных ходов. В обоих применена схема независимой подвески с торсионным подрессориванием.
Передний и задний ходы в боевом положении навешиваются на хребтовые станины, в результате чего они своим весом увеличивают устойчивость установки при выстреле.
Установка СМ-4–1 транспортируется тягачом АТТ.
Первоначально установки СМ-4–1 оснащались ПУС «Москва-ЦН» и АРЛС «Залп-Б». Прямая наводка производилась с помощью панорамы и прицельной трубки МВШ-М-1.
В 1955 году была принята на вооружение установка СМ-4–1 Б, основное отличие – замена ПУС «Москва-ЦН» на ПУС «Бурея» с АРЛС «Бурун», работающей в 2-см диапазоне. Дальность действия АРЛС «Бурун» – 60 км. АРЛС «Бурун» была сопряжена со станцией опознавания «свой – чужой» «Никель-К». Установка СМ-4–1 Б снята с серийного производства в 1958 году.
В 1955 году на вооружение была принята радиолокационная станция обнаружения надводных целей «Мыс» с дальностью действия от 1 до 183 км. На расстоянии до 90 км она работает на частоте 1240 Гц, а далее -604 Гц. РЛС «Мыс» сопряжена с аппаратурой опознавания «свой – чужой» «Никель-К».
РЛС «Мыс» и АРЛС «Бурун» размещались на колесных прицепах АПМ-598 весом 14,8 т, которые перевозились тягачами АТ-С.
Серийное производство прекращено: ПУС «Москва-ЦН» – в 1954 году; ПУС «Бурея» – в 1958 году; АРЛС «Залп-Б» – в 1954 году; АРЛС «Бурун» – в 1960 году.
|