Торпеда подводных лодок САЭТ-50

Торпеда подводных лодок САЭТ-50
Торпеда подводных лодок
САЭТ-50
1950

В 1945 году в НИИ-400 под руководством Н. Н. Шамарина были начаты работы по созданию собственной самонаводящейся торпеды на базе трофейной Т-5. Копировали в основном систему самонаведения, а носители брали отечественные, дабы не изменять технологии на заводах-производителях. Эта торпеда получила шифр САЭТ (самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда). В качестве носителя аппаратуры самонаведения была использована отечественная торпеда ЭТ-80, созданная на базе немецкой торпеды С-7Е и близкая к Т-5.

В 1946 году на Каспийском море в районе Махачкалы прошли сравнительные испытания торпед САЭТ, изготовленных на заводе «Двигатель», и германских Т-5. Было проведено 117 выстрелов, в том числе 41 по движущимся кораблям. Комиссия под председательством вице-адмирала Л. Г. Гончарова отметила, что САЭТ не уступает Т-5.

Однако в связи с переходом отечественной промышленности на изготовление электрических торпед ЭТ-46 было решено переделать САЭТ под нее. Новая торпеда получила шифр САЭТ-2.

С марта по август 1949 года в районе Феодосии проводились морские заводские испытания торпед САЭТ-2, в ходе которых совершено 218 выстрелов, в том числе 107 по кораблям. С декабря 1949 года по апрель 1950 года в районе Феодосии состоялись государственные испытания торпеды. Было сделано 76 выстрелов практическими торпедами, в том числе 47 по кораблям, и два выстрела — со штатной боевой частью.

Для проверки точности наведения торпеды САЭТ-2 на движущиеся корабли и определения характера прохода ее под кораблем было выполнено 30 ночных выстрелов со световыми приборами. На всех выстрелах торпеда проходила под кораблем в районе винтов с дальнейшим пересечением района миделя корабля. За время хода одна торпеда проходила под кораблем до восьми раз и при маневрах уклонения корабля следовала за ним.

Всего за время работ над торпедой было сделано 430 выстрелов, в том числе 195 по движущимся кораблям.

В 1950 году торпеда САЭТ-2 была принята на вооружение подводных лодок под шифром САЭТ-50.

Серийное производство торпеды САЭТ-50 началось в 1951 году. Но пристрелка первой серийной партии выявила нестабильность головки самонаведения и неконтактного (магнитного) взрывателя. Устранить эти недостатки и начать поставки во флот боеспособных торпед удалось лишь в 1953 году. Калибр торпеды САЭТ-50–533 мм, длина 7454 мм, вес 1649 кг. В боевой части торпеды находилось 300 кг взрывчатого вещества. Скорость хода торпеды 23 узла, дальность хода 4 км (по другим данным 4,6 км).

Аккумуляторная батарея В-6–1У торпеды САЭТ-50 при 45 аккумуляторах обеспечивала среднее рабочее напряжение 81 В и среднюю силу тока 570 А.

В торпеде применялся электродвигатель ПМ5-ЗМ, представлявший собой электрическую машину постоянного тока, последовательного возбуждения, открытого типа. Вращение электродвигателя передавалось гребным винтам непосредственно без применения редуктора.

Головка самонаведения торпеды обнаруживала корабль класса «эсминец», идущий со скоростью 12–16 узлов на дистанции 600–800 м.

В 1952–1955 годах торпеда САЭТ-50 была модернизирована и получила шифр САЭТ-50М. Руководителем работ по модернизации стал С. Н. Побегалов. В конструкцию ракеты была введена система обесшумливания, состоящая из двух колец на хвостовой части торпеды с отверстиями для выхода воздуха и носового обтекателя. Воздух их отверстий малого кольца при движении торпеды подавался в зону действия гребных винтов для уменьшения шумообразования кавитационного характера. Воздух из отверстий большого кольца создавал завесу из пузырьков для экранирования шумов гребных винтов. На приемоизлучающем устройстве аппаратуры самонаведения был введен обтекатель, снижающий помехи гидродинамического характера. Комплекс этих технических решений дал возможность, сохранив чувствительность аппаратуры, увеличить скорость торпеды при самонаведении до 20 узлов, для чего была применена батарея из элементов БАМ-3, предназначавшихся для прямоидущей скоростной электрической опытной торпеды СЭТ. Дальность хода доведена до б км. Остальные тактико-технические характеристики близки к САЭТ-50. Торпеда САЭТ-50М была принята на вооружение в 1955 году.

Тактико-технические характеристикиСАЭТ-50
Калибр, мм533
Длина, мм7454
Вес торпеды, кг1649
Вес заряда, кг300
Дальность хода, м4-4,6
Скорость хода, уз23

Смотри также:

53-38
53-39
ЭТ-80
53-ВА
53-39ПМ
53-56
53-57
Т-V
65-73
65-76
ЭТ-46
ЭТ-56
САЭТ-50
САЭТ-53
МГТ-1
САЭТ-60
СЭТ-40
СЭТ-65
СЭТ-72
УСЭТ-80
53-61
53-65
53-65К
СТЭСТ-68
ТЭСТ-71
УГСТ

 

Военная энциклопедия. 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Торпеда подводных лодок САЭТ-50" в других словарях:

  • Торпеда подводных лодок САЭТ-60 — 1961 Для самообороны подводных лодок, не имеющих 40 см торпедных аппаратов, в том же 1961 году была принята на вооружение 533 мм торпеда САЭТ 60, созданная в НИИ 400 под руководством П. В. Матвеева. Длина торпеды САЭТ 60–7,8 м, вес около… …   Военная энциклопедия

  • Торпеда подводных лодок САЭТ-53 — 1958 Первой отечественной противолодочной самонаводящейся в двух плоскостях торпедой стала 533 мм торпеда САЭТ 53. Проектирование ее велось с 1950 года флотскими специалистами из НИИ ВМФ. В качестве базы использована торпеда САЭТ 50. Система… …   Военная энциклопедия

  • Торпеда подводных лодок 53-38 — 1939 В начале 30 х годов СССР закупил в Италии техническую документацию и несколько партий торпед калибра 450 и 533 мм. После сравнения неаполитанских и фиумских торпед ВМФ СССР сделал выбор в пользу последних. В мае 1939 года принимается на… …   Военная энциклопедия

  • Торпеда подводных лодок СЭТ-65 — 1965 В связи с появлением в 60 х годах на флотах западных государств скоростных малошумных атомных многоцелевых и ракетных подводных лодок с большими глубинами погружения, возникла необходимость создания эффективного противолодочного оружия,… …   Военная энциклопедия

  • Торпеда подводных лодок 53–61 — 1962 В 1962 году на вооружение была принята первая самонаводящаяся торпеда 53–61 для поражения надводных кораблей. В качестве двигателя в ней применена газовая турбина, работающая на керосине и маловодной перекиси водорода. Торпеда… …   Военная энциклопедия

  • Торпеда подводных лодок 65–73 — 1973 В 1973 году на вооружение ВМФ СССР была принята первая и единственная торпеда 65–73, специально сконструированная под ядерный заряд. Торпеда создавалась в НПО «Уран» МСП (главный конструктор В. А. Келейников). Торпеда… …   Военная энциклопедия

  • Торпеда подводных лодок 65–76 — 1976 На базе 650 мм прямоходной торпеды 65–73 в НПО «Уран» МСП была создана дальноходная самонаводящаяся торпеда 65–76. Главный конструктор торпеды В. А. Келейников. Торпеда снабжена акустической системой самонаведения по… …   Военная энциклопедия

  • Торпеда подводных лодок 53–65 — Дальнейшим развитием противокорабельных тепловых торпед явилась газотурбинная перекисно водородная торпеда 53–65. Она имела более мощную по сравнению с торпедой 53–61 газовую турбину и энергосиловую установку с двумя камерами сгорания …   Военная энциклопедия

  • Торпеда подводных лодок МГТ-1 — В конце 50 х годов в НИИ «Гидроприбор» (НИИ 400) под руководством Л. Н. Акатова началась разработка малогабаритной самонаводящейся торпеды МГТ 1. Она предназначалась для самообороны наших подводных лодок от противолодочных кораблей… …   Военная энциклопедия

  • Торпеда подводных лодок СЭТ-40 — 1962 Эксплуатация торпед СЭТ 53 и СЭТ 53М показала, что их пассивная акустическая система самонаведения не эффективна против малошумных подводных лодок. Для обеспечения действенного применения противолодочных торпед по малошумным подводным лодкам …   Военная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»