- Крылатая противокорабельная ракета «Щука» (КСЩ)
- Крылатая противокорабельная ракета«Щука» (КСЩ)
Постановлением СМ № 1175–440 от 14 апреля 1948 года были начаты работы по «реактивной авиационной морской торпеде РАМТ-1400 «Щука», что фактически стало продолжением работ по трофейной ракете Hs-293А. Ракета «Щука» имела нормальную самолетную аэродинамическую схему с V-образным оперением. Боевая часть «Щуки» была скопирована у немцев.
Управление «Щуками» по первоначальному проекту было радиокомандным с активным радиолокационным самонаведением на заключительном участке полета. Разработчики смекнули, что создание радиолокационной головки самонаведения может затянуться, и предложили два варианта ракеты: «Щука-А» (РАТМ-1400А) и «Щука-Б» (РАТМ-1400Б), из которых первая должна была иметь только радиокомандную систему наведения.
Боевая часть «Щуки-А» весила 615–650 кг и содержала 320 кг мощного взрывчатого вещества ТГАГ-5. Взрыватель ВУ-150 контактный, мгновенного действия.
В боевой части был сделан специальный кольцевой вырез, благодаря которому, входя в воду, боевая часть двигалась по изгибающейся траектории вверх для поражения цели в наиболее уязвимую подводную часть корпуса. Но для этого было необходимо обеспечить приводнение ракеты на удалении от цели около 60 м при угле входа в воду около 12°. При использовании только радиокомандной системы управления методом «трех точек», шансов у оператора выполнить эти условия практически не было.
Управление «Щукой» производилось с помощью интерцепторов, помещенных на задних кромках крыльев и V-образного оперения.
К концу 1949 года удалось провести 14 пусков «Щука», не имевших даже радиокомандной системы наведения. Ракеты управлялись пневматическим автопилотом АП-19. В 1950 году прошли испытания «Щук» с немецкой радиокомандной системой наведения. Лишь в августе-ноябре 1951 года были осуществлены пуски с отечественной радиокомандной системой наведения «КРУ-Щука».
Параллельно была проведена реорганизация. В соответствии с Постановлением СМ № 5119–2226 от 15 декабря 1951 года КБ-2 объединилось с заводом № 67. Новая организация получила название ГСНИИ-642 (Государственный научно-исследовательский институт № 642).
Осенью 1954 года в ЦКБ-53 был разработан проект вооружения ракетами типа «Щука» эсминцев проекта 30бис. По проекту ЗОБР предусматривалось заменить две 130-мм башни БЛ-2М на две пусковые установки с ферменными направляющими, снять торпедные аппараты и устаревшие зенитные пушки, а обновленное зенитное вооружение – две счетверенные 45-мм установки СМ-20-ЗИФ и две спаренные 25-мм установки 2М-3 – сосредоточить на кормовой надстройке.
Постановлением СМ № 2541–1222 от 30 декабря 1954 года НИИ-642 была поручена разработка корабельной крылатой ракеты КСЩ на базе авиационной ракеты «Щука» с дальностью стрельбы 50–60 км с предъявлением на совместные испытания через два года. Ракета имела активную радиолокационную головку самонаведения «РГ-Щука».
Старт КСЩ производился с помощью порохового ускорителя ПРД-19М, который подвешивался снизу в хвостовой части ракеты между двумя нижнерасположенными V-образными аэродинамическими гребнями. Стартовый двигатель работал 1,3 с, а затем сбрасывался.
В качестве маршевого двигателя был использован авиационный турбореактивный двигатель АМ-5А с тягой 2,0–2,6 т. Эти двигатели были установлены на истребителях ЯК-25, и предполагалось ставить на КСЩ выработавшие ресурс двигатели с этих самолетов.
Аэродинамическая схема КСЩ – нормальная с нижнерасположенным прямым крылом, у которого были отогнутые к низу за-концовки, с нижнерасположенным СОЁ&ОВЫМ воздухозаборником и V-образным оперением. Ракета имела интерцепторные органы управления (чувствовалось еще немецкое влияние).
Ракета КСЩ имела отделяемую фугасную боевую часть. Она крепилась к носовой части корпуса ракеты перед воздухозаборником маршевого двигателя и по команде бортовой системы управления отделялась за несколько десятков метров до цели, приводнялась, двигалась по инерции под водой и поражала корабль в подводную небронированную часть корпуса. Боевая часть имела специальную гидродинамическую форму с кавитационным кольцом в носовой и крагой в хвостовой части для обеспечения требуемой траектории подводного хода.
Решением Минсудпрома и Главкома ВМФ от 25/26 июля 1955 года № С-8/003127 было поручено ЦКБ-53 МСП разработать проект эсминца, вооруженного ракетами КСЩ, в корпусе эсминца проекта 56. 23 января 1956 года ЦКБ-53 представило технический проект № 57 с двумя пусковыми установками СМ-59 и девятнадцатью ракетами КСЩ. Но при рассмотрении этого проекта оказалось, что мореходные качества эсминца проекта 57 невысоки, максимальная скорость уменьшилась и требуется принять 250 т балласта.
Поэтому было решено временно строить эсминцы проекта 56М с одной пусковой СМ-59 и боекомплектом 7 ракет, системой ПУС «Кипарис-56М» и системой дистанционного управления Д-59-А, а эсминцы проекта 57 кардинально переделать в проект 57бис.
Первым кораблем, получившим ракеты КСЩ, стал эсминец «Бедовый», заложенный 1 декабря 1953 года по проекту 56 и с лета 1955 года достраивавшийся по проекту 56-ЭМ.
Первый пуск ракеты КСЩ состоялся 2 февраля 1957 года в районе Феодосии у мыса Чауда. После старта КСЩ набрала высоту 50–75 м, а затем стала медленно заваливаться на левое крыло. После сброса стартового двигателя ракета легла на крыло, перевернулась и упала в полутора милях от корабля. Через две недели следующий пуск прошел удачно: ракета попала в неподвижную мишень – корпус недостроенного лидера «Ереван» проекта 48. Пуски 2, 9 и 13 марта оказались неудачными, как и несколько последующих с боеголовками. 6 сентября ракета, впервые использованная против двигавшегося телеуправляемого торпедного катера (скорость 30 узлов, дистанция 22 км), разрубила мишень пополам, отбросив обе части далеко друг от друга.
После перерыва испытания были продолжены с 20 сентября по 31 октября 1958 года и с 20 ноября по 20 декабря 1958 года, причем в ноябре к «Бедовому» присоединился эсминец «Прозорливый» проекта 56-М.
После старта ракета КСЩ делала «горку» высотой до 100–120 м, а затем спускалась до маршевой высоты 60 м. В ходе испытаний выяснилось, что старт и выход на горизонтальный полет надежен при ходе корабля до 24 узлов, боковом ветре до 12 м/с и волнении моря до 4 баллов.
Кроме «Бедового» (проект 56-ЭМ) ракетами КСЩ было вооружено четыре эсминца проекта 56-М, имевших одну пусковую установку СМ-59 и 8 ракет.
Как уже упоминалось, проект № 57 был переработан в проект 57бис. Эсминец получил две пусковые установки СМ-59 и 12–16 ракет КСЩ. По этому проекту было заложено 9 кораблей, из них 8 вступили в строй с 10 января 1960 года до 30 декабря 1961 года, девятый корабль «Храбрый» был спущен на воду в 1961 году, но 1 июля 1963 года снят со строительства и законсервирован.
В 70-х годах эсминцы проекта 56М были модернизированы по проекту 56У, а эсминцы проекта 57бис – по проекту 57А. В ходе этих модернизаций комплекс КСЩ был снят.
Тактико-технические характеристики КСЩ Длина ракеты со стартовым двигателем, мм 7690 Высота ракеты со стартовым двигателем и сложенным крылом, мм 1976 Размах крыла с ластами, мм 4200 Ширина при сложенном крыле, мм 1900 Диаметр описанной окружности, м 1,9 Вес ракеты со стартовым двигателем, кг 2900 Вес стартового двигателя, кг 457 Вес ракеты без жидкого топлива и стартовика, кг 2281 Вес жидкого топлива, кг 220 Вес головки самонаведения с кабелями, кг около 144 Вес боевой части, кг 620 Вес взрывчатого вещества, кг 340 Дальность стрельбы при наведении с берега, км 75 Дальность стрельбы по проекту, км 100 Маршевая скорость, м/с 260–280 Скорость схода с направляющих, м/с 40–50 Маршевая высота полета, м 60 ± 5 Дальность подводного хода, ограниченная срабатыванием дистанционного устройства взрывателя, м 60–65
Смотри также:
3М-25 «Метеорит» 3М-70 «Вулкан» 3М-80 «Москит» П-5 П-6 П-15 П-70 «Аметист» П-120 «Малахит» П-500 «Базальт» П-700 «Гранит» С-2 «Сопка» «Щука» (КСЩ) «Рубеж» «Уран» «Бал-Э» «Редут»
Военная энциклопедия. 2014.
Крылатая противокорабельная ракета П-15 — 1960 Ракета П 15 была разработана в 1955–1960 годах в КБ «Радуга» под руководством А. Я. Березняка. Ракета П 15 имела нормальную аэродинамическую схему со среднерасположенным трапецевидным крылом относительно малого удлинения и… … Военная энциклопедия
Крылатая противокорабельная ракета 3М-70 «Вулкан» — Крылатая противокорабельная ракета 3М 70 «Вулкан» 1987 Разработка комплекса «Вулкан» была начата ОКБ 52 согласно Постановлению СМ от 15 мая 1979 года. Ракета «Вулкан» стала дальнейшим развитием ракеты… … Военная энциклопедия
Крылатая противокорабельная ракета П-700 «Гранит» — Крылатая противокорабельная ракета П 700 «Гранит» 1983 В 1969 году ОКБ 52 приступило к разработке противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит». В 1970 году был закончен эскизный проект. Максимальная дальность стрельбы… … Военная энциклопедия
Щука (значения) — Щука Щуки род рыб. «Щука» прозвище Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина. Панцирная щука см. Панцирникообразные. П 1 крылатая противокорабельная ракета КСЩ «Щука» (4К32) Щука реактивная… … Википедия
Ракета «воздух-поверхность» — Пуск AGM 65 штурмовиком A 10. Ракета «воздух поверхность» («воздух земля») управляемая авиационная ракета, предназначенная для поражения целей … Википедия
П-1 — Корабельный снаряд «Щука» (П 1 «Стрела») индекс ГРАУ: 4К32 по классификации НАТО: SS N 1 Scrubber Тип Противокорабельная ракета Статус снята с вооружения в 1977 году Разработчик … Википедия
Словесные названия российского оружия — … Википедия