Типа Моллер

Типа Моллер

Типа Моллер

2 единицы

Два 16-пушечных шлюпа, построенные на Охтенской верфи В. Ф. Стоке специально для экспедиции на Тихий океан.

300 т; 27,5x9x2,8 м; 16 орудий; 80 человек. Имели бригское парусное вооружение.

Моллер

[Назван в честь адмирала А. В. фон Моллера (1764–1848), ставшего в 1821 первым начальником Главного морского штаба. Находясь в этой должности, с 1821 по 1828 управлял Морским министерством из-за болезни министра маркиза И.И. де Траверсе. С 1.1.1828 по 5.2.1836 — морской министр.]. Заложен 23.9.1825, спущен 14.5.1826, вошел в состав БФ.

20.8.1826 вместе со ШЛ «Сенявин» вышел из Кронштадта в кругосветное плавание с целью провести исследования в Тихом океане и доставить грузы на Камчатку и в Русскую Америку. Часть пути на Дальний Восток и обратно шлюпы шли вместе, а часть поодиночке. «Моллер» следовал по маршруту Аренебург — Копенгаген — Портсмут — Рко-де-Жанейро — м. Горн — Вальпараисо — б. Матаваи (о-в Таити) и 13.7.1827 прибыл в Петропавловский порт. Сдав груз, пошел к о-ву Уналашка, но из-за туманов и штормов не смог выполнить съемку берегов и 21.9 пришел в Новоархангельск. 21.10 вышел из Новоархангельска и 6.12 прибыл в Гонолулу. 9.2.1828 вышел из Гонолулу (по пути были уточнены координаты восьми островов, открыт о-в Моллера) и 11.4 вернулся в Петропавловский порт. В 4–8.1828 экипаж шлюпа выполнял опись Алеутских о-вов, северного берега Аляски. Вернувшись в Петропавловский порт, 30.10.1828 вместе с ШЛ «Сенявин» он вышел в Россию по маршруту Манила — Зондский пр-в — м. Доброй Надежды — Столовая бухта — о-в Св. Елены — Гавр и 23.8.1829 вернулся в Кронштадт. В 1830–1834 выполнял гидрографические работы в Финском зал. В 1835 перешел из Кронштадта в Ревель и был переоборудован в блокшив.

Командиры: М. Н. Станюкович (1826–1828), Соколов (1830), Чечуев (1831), В. Е. Семенов (1832–1834), Д. П. Неелов (1835).

Сенявин

[Назван в честь адмирала, генерал-адъютанта Д. Н. Сенявина (1763–1831) — героя Афонского и Дарданелльского сражений. С 1825 командовал БФ.]. Заложен 23.9.1825, спущен 14.5.1826, вошел в состав БФ.

20.8.1826 вместе со ШЛ «Моллер» вышел из Кронштадта в кругосветное плавание с целью провести исследования в Тихом океане и доставить грузы на Камчатку и в Русскую Америку. Часть пути на Дальний Восток и обратно шлюпы шли вместе, а часть поодиночке. «Сенявин» следовал по маршруту Аренсбург — Копенгаген — Портсмут — Санта-Круз (о-в Тенерифе) — Рио-де-Жанейро — м. Горн — Вальпараисо и 12.6.1827 прибыл в Новоархангельск. 19.7 он вновь вышел в море, выполнил съемку о-вов Св. Матвея и Прибылова, но из-за штормов вынужден был прекратить работы в Беринговом море и 19.9 пришел в Петропавловский порт. 19.10 вышел к Каролинским о-вам. 2.1.1828 была открыта группа островов, названных о-вами Сенявина, затем были обследованы Каролинские о-ва и о-ва Бонин. Шлюп заходил на о-в Гуам за провизией. 29.5 он вернулся в Петропавловский порт, а 15.6 вышел в Берингово море для выполнения гидрографических работ. Были определены координаты основных точек камчатского берега и м. Дежнёва, произведена опись о-ва Карагинский и южного побережья Чукотки. Не дойдя до устья р. Анадырь, из-за плохой погоды «Сенявин» повернул в Петропавловский порт, куда прибыл 23.9. 30.10.1828 вместе с ШЛ «Моллер» он вышел в Россию по маршруту Каролинские о-ва (была сделана опись восьми островов) — Манила — Зондский пр-в — м. Доброй Надежды — Столовая бухта — о-в Св. Елены — Гавр — Ширнесс (Ф. П. Литке проводил опыты над маятником в Гринвичской обсерватории) и 25.8.1829 вернулся в Кронштадт. В 1830–1832 занимал брандвахтенный пост в Ревеле. В 1833 и 1834 доставлял грузы из Кронштадта в порты Финского зал. В 1835 обращен под брандвахту в Кронштадтской гавани, а в 1844 разобран.

Командиры: Ф. П. Литке (1826–1829), Н. И. Тыртов (1830–1834).


 


Смотри также:

Шлюпы специальной постройки
Тип «Кола»
Тип «Пирам»
Тип «Камчатка»
Тип «Моллер»
Шлюпы, переоборудованные из судов других классов

 

Военная энциклопедия. 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Типа Моллер" в других словарях:

  • Типа Брячислав — 8 единиц Серия из восьми фрегатов, построенных на Соломбальской верфи М. Д. Портновым. Числились 44 пушечными, но фактически имели 38–40 ор. 43x11,7 б/о х4 м; 44/38 ор.; 330/240 человек. Брячислав Заложен 18.6.1784, спущен 13.5.1785, вошел… …   Военная энциклопедия

  • Типа Александр — 18 единиц Серия 38 пушечных фрегатов, строившихся в Кронштадте и С. Петербурге. Было заложено 18 судов, 16 вступили в строй, а 2 разобраны на стапеле. Около 720 т; 39,6x9,7x3,4x3,7 м; 2 24 фн, 20 18 фн, 2 18 фн и 14 6 фн орудий в батарее и на… …   Военная энциклопедия

  • Типа Иезекиль — 25 единиц Серия 74 пушечных кораблей, построенных в Архангельске и С. Петербурге по проекту выдающегося корабельного мастера A. M. Курочкина. Последняя крупная серия кораблей Российского парусного флота (25 единиц). Корабли этого типа отличались… …   Военная энциклопедия

  • Типа Императрица Александра — 8 единиц Серия 84 пушечных кораблей (8 единиц), построенных в С. Петербургском Новом адмиралтействе. Относясь к кораблям 84 пушечного ранга, имели на вооружении до 96 орудий. 3500 т; 59,8x15,3 б/о х7,2x6,6 м; 850 человек. Императрица Александра… …   Военная энциклопедия

  • Типа Ярослав — 19 единиц Серия 74 пушечных кораблей (19 единиц), построенных на Соломбальской верфи в Архангельске. 51,9x14,2x6,1 м; 74 ор.; 670/770 человек. Ярослав Заложен 13.1.1783. Строитель М. Д. Портнов. Спущен 12.5.1784, вошел в состав БФ. В… …   Военная энциклопедия

  • Типа Кавказ — 5 единиц Пять 14 пушечных фрегатов, построенные в Казанском адмиралтействе с 1784 по 1798 для Каспийской флотилии. 30,5x7,9x2,4 м; 20 ор. (14 6 фн пушек и 6 0,5 фн фальконетов). Кавказ Заложен в 1783. Строители Ф. Д. Игнатьев и Протопопов. Спущен …   Военная энциклопедия

  • Типа Диомид — Девять 20 пушечных бригов, построенные на верфях С. Петербурга. 440 т; 30,5 меж. перп. х9,1 б/ох х3,9х4 м; 20 24 фн карронад. Диомид Заложен 30.12.1830 на Охтенской верфи. Строитель В. Ф. Стоке. Спущен 8.8.1831, вошел в состав БФ. В… …   Военная энциклопедия

  • Типа Феникс — Три 20 пушечных брига, построенные в С. Петербурге и Кронштадте. Около 470 т; 30,2x9,4x3,8x4,1 м; 20 24 фн карронад; 85 человек. Феникс Заложен 6.10.1809 на Кронштадтской верфи. Строитель А. В. Зенков. Спущен 12.7.1811, вошел в состав БФ.… …   Военная энциклопедия

  • Типа Камчатка — 3 единицы Три 28 пушечных шлюпа, построенные на Охтенской верфи В.Ф. Стоке. Шлюпы участвовали в кругосветных плаваниях, продемонстрировав хорошие мореходные качества. Около 1000 т; 39,7x10x5,2x4,4 м; 28 орудий (в том числе 12 карронад) в… …   Военная энциклопедия

  • Типа Охта — 11 единиц Серия из 11 20 пушечных бригов, строившихся в С. Петербурге, Кронштадте и Архангельске. 30,2 меж. перп. х9,7х3,9 м; 20 орудий. Охта Заложен 13.11.1826 на Охтенской верфи. Строитель В. Ф. Стоке. Спущен 30.4.1827, вошел в состав БФ.… …   Военная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»