Боты несерийные

Боты несерийные

Алеут

Заложен в 1833 на Охотской верфи, спущен в 1834, вошел в состав ОФл.

В 1835–1844 перевозил грузы между портами Охотского моря. (?)

Командиры: Пахомов (1835), Скрыпов (1836–1838), А. Л. Хлебалкин (1839–1842), Секерин (1844).

Часовой

Заложен 25.8.1836 в Николаевском адмиралтействе. Строитель А. С. Акимов. Спущен 20.9.1837, вошел в состав ЧФ.
12,7x4,3x2,5x2,4 м; 2 орудия.

В 1839 в составе отрядов и эскадр крейсировал у Кавказского побережья. 7.7 с эскадрой контр-адмирала С. П. Хрущева участвовал в высадке у р. Псезуапе; встал в устье реки и картечным огнем препятствовал переходу горцев на левый берег. В 1840–1851 плавал между Севастополем и Николаевом. Разобран в 1852.

Командиры: В. Н. Десятов (1839–1841), Н. П. Макухин (1850).

Уналашка

[Остров, входящий в состав Алеутских о-вов.]. Место и дата постройки точно не установлены (вероятно, около 1840), вошел в состав ОФл.

Перевозил грузы между портами Охотского моря. (?)

Командиры: Н. И. Парфенов (1840), Е. С. Кузьмин (1841–1843).

Кадьяк

Заложен в 1842 на Охотской верфи, спущен в 1843, вошел в состав ОФл.

В 1844–1853 перевозил грузы и пассажиров между портами Охотского моря. В 1844 обследовал место гибели БР «Камчатка» и доставил в Охотск обнаруженные вещи. Участвовал в Крымской войне 1853–1856. В 9.1854 пришел в Петропавловский порт. 5.4.1855 в составе эскадры контр-адмирала B. C. Завойко, приняв на борт жителей города и погрузив имущество военного порта, вышел в море, 1.5 прибыл в зал. Де-Кастри, а затем перешел в Николаевск. В 1859 перевозил почту и грузы по р. Амур. В 1860 перешел в Петропавловский порт, где был разобран после 1860.

Командиры: Е. С. Кузьмин (1844–1846), Шарыпов (1853).

Ящерица

Заложен (?) на Абовской верфи, спущен в 1843, вошел в состав КФл.

Перешел по внутренним водным путям с Балтики в Астрахань. В 1845–1852 ежегодно находился в плаваниях в Каспийском море. Разобран в 1853.

Командир: П. И. Ристори (1846–1848).

Камчадал

Построен в Новоархангельске, дата постройки точно не установлена (вероятно, около 1845), вошел в состав ОФл.

Перевозил грузы между портами Тихого океана. (?)

Командир: А. А. Васильев (1845–1850).

Муравей

Заложен (?) на Абовской верфи, спущен в 1847, вошел в состав КФл.

Перешел по внутренним водным путям с Балтики в Астрахань. В 1848–1854 ежегодно находился в плаваниях в Каспийском море. В 1855 занимал брандвахтенный пост в Астраханском порту, а в 1857– 1859 — на Бакинском рейде. Разобран в 1860 в Астрахани.

Командиры: князь А. Н. Ухтомский (1852), П. А. Брант (1855), В. М. Гильдебрант (с 1857 до 7.1858), Ю. Е. Комаров (с 7.1858 по 1859).

Скорпион

Заложен (?) на Абовской верфи, спущен в 1847, вошел в состав КФл.

Перешел по внутренним водным путям с Балтики в Астрахань. В 1848–1859 ежегодно находился в плаваниях в Каспийском море. 19.9.1852 в составе отряда капитан-лейтенанта И. И. Свинкина участвовал в сражении с туркменами у аула Гассан-Кули. Разобран в 1860 в Астрахани.

Командиры: П. И. Ристори (1850–1851), барон А. К. фон Геллесем (1852–1854).

Ангара

Заложен (?), спущен в 1849, вошел в состав ОФл.

Перевозил грузы между портами Охотского моря. 17.9.1850 на переходе из Охотска в Петропавловский порт у восточного берега Камчатки волной разбило руль, и бот потерял управление. Ветром его понесло к берегу, отданный якорь на каменистом грунте не держал. Бот был выброшен на берег и разбился, экипаж был спасен.

Командир: А. М. Чудинов (1850).

Первый

Заложен (?) в устье р. Камчатка, спущен 27.5.1852, вошел в состав ОФл.

В 1852 и 1853 перевозил грузы между портами Охотского моря. Участвовал в Крымской войне 1853–1856. В 1854 пришел в Петропавловский порт после ухода англо-французской эскадры. 5.4.1855 в составе эскадры контр-адмирала B. C. Завойко, приняв на борт жителей города и погрузив имущество военного порта, вышел в море, 1.5 прибыл в зал. Де-Кастри, а затем перешел в Николаевск. В 1859 выполнял гидрографические работы в устье Амура. (?)

Принцесса Елизавета

Заложен (?) в Казанском адмиралтействе, спущен в 1719, вошел в состав КФл.
13x3,7х . м.

Участвовал в Персидском походе 1722–1723. (?)

Принцесса Наталья

Заложен (?) в Казанском адмиралтействе, спущен в 1719, вошел в состав КФл.
8,2x2,3x9,2 м.

Участвовал в Персидском походе 1722–1723. (?)

Без названия

Заложен в 1726 на Соломбальской верфи. Строитель П. Баженов. Спущен в 1727, вошел в состав БелФл.
10 орудий.

В 1727–1738 занимал брандвахтенный пост в Архангельске. Разобран в 1738.

Фортуна

(Шитик [Шитики — суда, появившиеся в Новгороде в XI в., были распространены среди поморов, а с XVII в. в Сибири и на Камчатке. Их отличительная особенность заключалась в том, что обшивка крепилась к набору кожаными ремнями, а оснастка была выделана из кожи.]). Заложен в 1726 на Охотской верфи. Строитель А. Чаплин. Спущен 8.6.1727. Построен для 1-й Камчатской экспедиции.

Участвовал в 1-й Камчатской экспедиции 1725–1730. 1.7.1727 вышел из Охотска в Большерецк с частью грузов для экспедиции И. И. (Витуса) Беринга. Доставив груз, 11.8 вернулся в Охотск. 21.8–4.9 перешел из Охотска в Большерецк, далее экспедиция по суше отправилась в Нижнекамчатск. 6.6.1728 бот прибыл из Большерецка в Нижнекамчатск, но поскольку ему требовался ремонт, то он с экспедицией в море не пошел, а в 1729 вернулся в Большерецк, затем перешел в Охотск. В 1730 включен в состав экспедиции А.Ф. Шестакова, исследовавшей пять северных Курильских о-вов. 6.8.1730 пришел в устье р. Камчатка, а затем в Охотск, где был вытащен на берег. Тимберован в 1737 для участия в экспедиции М. П. Шпанберга. 4.10.1737 послан из Охотска в Большерецк за смолой, в устье р. Большая стал на якорь, 13.10 шквалом был выброшен на берег и разбился.

Командиры: М. П. Шпанберг (1727), К. Мошков (1728), В. А. Шестаков (1730), Родичев (1737).

Святой Гавриил

Заложен в 4.1728 в Нижнекамчатске, спущен 8.6.1728.
18,3x6,1x2,3 м; 40–44 человека.

Построен для 1-й Камчатской экспедиции. Участвовал в 1-й Камчатской экспедиции 1725–1730. 13.7.1728 вышел из устья р. Камчатка в море и пошел на север, заходил в Анадырский зал., зал. Св. Креста, б. Преображения, обогнул м. Чукотский Нос. 10.8 был открыт о-в Св. Лаврентия. «Св. Гавриил» вошел в Чукотское море и, достигнув 15.8 параллели 67° 18' с.ш., повернул на юг, 2.9 вернулся в Нижнекамчатск. 5.6.1729 вышел в море и двинулся на восток в поисках земли, которую, по рассказам местных жителей, в ясную погоду было видно с берегов Камчатки. Пройдя 200 миль и не найдя никакой земли, повернул обратно и, обогнув южный мыс Камчатки (м. Лопатка), 2.7 прибыл в Большерецк, а 23.7 в Охотск. В 8.1729 передан в состав экспедиции А. Ф. Шестакова. 1.9 вышел из Охотска к Удскому острогу с целью исследовать западный берег Охотского моря, но из-за шторма повернул к Камчатке и 19.9 вошел в устье р. Большая и остался на зимовку. 16.6.1730 вышел из Большерецка с целью исследовать Удскую губу и плавал в Охотском море до Камчатки, 5.9 вернулся в Охотск, а 19–25.9 перешел на зимовку в Большерецк. Летом 1731 перешел в Нижнекамчатск. 23.7.1732 вышел в Тихий океан, посетил о-ва Ратманова и Крузенштерна (эти названия они получили в 1816), дошел до м. Дежнёва. 21.8 подошел к п-ову Сьюард на Аляске, 28.9 вернулся в устье р. Камчатка. В 1734 доставил на Камчатку пару лошадей и пару крупного рогатого скота. Был тимберован в 1736. Участвовал в экспедиции М. П. Шпанберга к берегам Японии и описи Курильских о-вов (1738–1742). 18.6.1738 в составе отряда ушел из Охотска в Большерецк. 15.7 отряд покинул Большерецк и, продвигаясь вдоль Курильских о-вов, производил съемку берегов. 19.7 «Св. Гавриил» отстал от отряда, повернул на север и 7.8 вернулся в Большерецк. В 9.1738 послан в Охотск, но был выброшен на берег у устья р. Крутогоровая. Весной 1739 снят с мели и исправлен. 21.5.1739 в составе отряда вышел в море и пошел вдоль Курильских о-вов. 14.6 при подходе к берегам Японии отделился от отряда, 18.6 стал на якорь у берегов Японии в точке 34° 16' с.ш., часть экипажа съехала на берег и встретилась с японцами. 19.6 бот пошел далее на юг и, достигнув 23.6 параллели 33° 28' с.ш., повернул на север. Дойдя до Камчатки, пошел далее на север вдоль ее восточного берега в поисках «Земли Жуана да Гамы». Дойдя до параллели 52° 5' с.ш., 12.7 повернул обратно, обогнул Камчатку и 25.7 прибыл в Большерецк. 7–22.8.1739 перешел в Охотск. 12–22.9.1741 в составе отряда перешел в Большерецк, доставив провизию для участников экспедиции. Разобран в 1755.

Командиры: И. И. (Витус) Беринг (с 1728 до 8.1729), И. Шестаков (до 9.1730), Я. Генс (с 9.1730 до 6.1732), И. Федоров (с 6.1732), А. Е. Шельтинг (до 9.1738; до 25.5.1739), И. Верещагин (в 9.1738), В. Вальтон (с 25.5.1739).

Восточный Гавриил

Заложен в 1728 в Охотске. Строитель Спешнев. Спущен в 1729.

Построен для экспедиции А. Ф. Шестакова. В 1729 доставил А. Ф. Шестакова к Тауйскому острогу и вернулся в Охотск. 18.9.1730 вышел из Охотска на Камчатку, 2.10 разбился в 30 верстах от Большерецка.

Командир: Федоров (1730).

Лев

Заложен в 1728 в Охотске. Строитель А. Ф. Шестаков. Спущен в 1729.

Построен для экспедиции А. Ф. Шестакова. В 9.1729 вышел из Охотска и на зимовку зашел в устье р. Яма. Каряки напали на лагерь, большинство членов экипажа убили, а бот сожгли.

Командир: Лебедев (1729).

Иркутск

Построен в Якутске в 1736.
18,3x6,1x2,3 м; 50 человек.

Участвовал в Великой Северной экспедиции (1733–1743) в составе 5-го отряда П. Лассениуса и Д. Я. Лаптева. 29.6.1735 вышел из Якутска, 6.8, пройдя дельту р. Лена, вышел в море и двинулся на восток. 11.8 встретил сплошной лед, через который не смог пробиться, 18.8 вошел в устье р. Хара-Улах [Чёрный ручей.] и встал на зимовку. Зимой от цинги умерли 38 человек, в том числе и командир П. Лассениус. 29.7.1736 бот покинул устье р. Хара-Улах и 11.8 вышел в море, но 13.8 на меридиане м. Буор-Хая встретил непроходимые льды и повернул обратно, 6.9 вошел в устье р. Лена и встал на зимовку. Летом 1737 поднялся вверх по Лене в Якутск. 7.6.1739 покинул Якутск и, выйдя 5.7 в море, пошел вдоль берега на восток. 31.7 прошел устье р. Омолой, 4.8 — м. Буор-Хая, 14.8 обогнул м. Святой Нос, но 7.9 вмерз в лед в 14 верстах от устья р. Индигирка. Экипаж был вынужден покинуть судно и переправиться в пос. Русское Устье. 31.7.1740 бот вышел в море, прошел устье р. Алазея, о-в Крестовский (Медвежьи о-ва), устье р. Колыма (8.8) и двинулся далее на восток. Встретив у м. Большой Баранов сплошные льды, повернул назад и 23.8 встал на зимовку у Нижне-Колымского острога. 29.6.1741 вышел в море, но у м. Большой Баранов вновь встретил ледяные поля и после двух неудачных попыток преодолеть их (был зажат льдами) 10.8 вернулся в Нижне-Колымский острог. Экипаж покинул судно и 17.11 прибыл в Анадырск. (?)

Командиры: П. Лассениус (Лисениус) (1735), Д. Я. Лаптев (1736–1741).

Первый, Второй

Построены в Архангельске (название верфи не установлено) в 1736 для Великой Северной экспедиции.
16,8x4,9x1,8 м; 25 человек («Первый»); 15,3x4,6x1,7 м; 24 человека («Второй»).

Участвовали в Великой Северной экспедиции (1733–1743) в составе 1-го отряда С. В. Муравьева и С. Г. Малыгина. 7.8.1736 пришли из Архангельска к о-ву Долгий и присоединились к отряду С. Г. Малыгина. Пройдя пр-в Югорский Шар, достигли устья р. Кара, где 26.9 встали на зимовку. 6.7.1737 вышли в море для описи южного берега Карского моря и западного берега п-ова Ямал, прошли пр-в Малыгина, 17.8 вошли в Обскую губу и двинулись вверх по Оби. 1.10 пришли в сел. Берёзов, где остались на зимовку. 30.6.1738 боты вышли из Берёзова вниз по Оби, 6.7 вошли в Обскую губу и 30.7 в пр-в Малыгина. 23.8 прибыли в устье р. Кара, где встали на зимовку. 12.9 льдами боты были выжаты на береговую отмель, где и простояли всю зиму. 4.6.1739 они вышли в Карское море, 29.7 подошли к пр-ву Югорский Шар и 15.8 вернулись в Архангельск. (?)

Командиры: «Первый» — А. Скуратов (до 8.8.1736; 1738– 1739), С. Г. Малыгин (с 8.8.1736 по 1737); «Второй» — И. М. Сухотин (до 8.8.1736), А. Скуратов (с 8.8.1736 по 1737), М. Головин (1738–1739).

Обь-почтальон

Заложен в 1736 в Тобольске, спущен в 1737.
18,3x5,2x2,3 м; 1 мачта; 35 человек.

Участвовал в Великой Северной экспедиции (1733–1743) в составе 3-го (Д. Л. Овцын) и 4-го (Ф. А. Минин) отрядов. 5.6.1737 пришел по Оби из Тобольска в сел. Берёзов. 29.7 вышел в плавание по Обской губе на север, 10.8 подошел к о-ву Агнесса и повернул на восток к Енисейскому зал. 31.8 вошел в устье Енисея и двинулся вверх по реке, а 30.9 встал на зимовку в устье р. Ангутиха. 18.6.1738 пошел вниз по Енисею, вышел в Енисейский зал., но 8.8 у м. Ефремов Камень встретил сплошной лед, 30.8 был вынужден повернуть обратно и 19.9 встал на зимовку у сел. Исакове. 18.6–25.7.1739 перешел в Туруханск и, пополнив запасы провианта, 1.8 пошел вниз по Енисею. 25.8 достиг Каменных (ныне Корсаковские) о-вов в Енисейском зал., но, встретив лед, не смог пройти дальше, повернул назад и 1.10 встал на зимовку в устье р. Ангутиха. 22.5.1740 пошел в Туруханск для пополнения запасов провианта. 6.7 вышел из Туруханска, 3.8 зашел в Гольчиху, где оставил запас продовольствия для экспедиции Х. П. Лаптева, и двинулся далее на север. 16.8 прошел устье р. Пясина, 23.8, достигнув параллели 75° 15' с.ш., повернул назад и 28.9 прибыл в Дудинку, где встал на зимовку. В 1741 перешел в Енисейск. 10.6.1742 вышел из Енисейска, в Туруханске пополнил запас провианта и пошел вниз по Енисею. Достиг м. Толстый, где получил приказ Х. П. Лаптева о возвращении, поднялся вверх по Енисею до Осиновского порога и встал на зимовку. (?)

Командиры: И. Н. Кошелев (до 5.6.1737), Д. Л. Овцын (с 5.6.1737), Ф. А. Минин (1738–1742).

Без названия

Построен в Иркутске в 1738.

Перевозил грузы и пассажиров по оз. Байкал. Сожжен в 1764.

Без названия

Заложен в 1741 в Иркутске, спущен в 1743.
12,2х . х . м.

Перевозил грузы и пассажиров по оз. Байкал. (?)

Акланск

Заложен в 1747 на Охотской верфи. Строитель А. И. Кузьмин. Спущен в 1748, вошел в состав ОФл.

В 1748 выброшен волнами на кошку (отмель) у Охотска, но был снят и исправлен. В 1749 ходил из Охотска для описи северных берегов Охотского моря и Пенжинской губы. В 1750– 1758 перевозил грузы между портами Охотского моря. Разобран после 1758.

Командир: Иванов (1749).

Иоанн

Заложен в 1752 на Охотской верфи. Строитель Захаров. Спущен в 1753, вошел в состав ОФл.

В 1753–1757 перевозил грузы между портами Охотского моря. В 1757 был выброшен волнами на берег у Охотска, в 1758 сожжен «для железа».

Николай

Заложен в 1755 на Охотской верфи, спущен 3.7.1756, вошел в состав ОФл.

Перевозил грузы и пассажиров между портами Охотского моря. Разбился в 1767 в 130 верстах от Гижиги.

Командир: Кожевуин (1767).

Лебедь

Заложен 24.2.1762 на Соломбальской верфи, спущен 4.7.1762, вошел в состав БелФл.

Находился при Архангельском порте. (?)

Сокол

Заложен 24.2.1762 на Соломбальской верфи, спущен 24.7.1762, вошел в состав БелФл.

Находился при Архангельском порте, выполнял опись берегов Белого моря. Разбился в 1763.

Командир: И. Е. Фролов (1763).

Гавриил

Заложен (?) на Охотской верфи. Строитель Захаров. Спущен в 1763, вошел в состав ОФл.

В 1763–1766, 1768 и 1769 перевозил грузы и пассажиров между портами Охотского моря. Участвовал в экспедиции П. К. Креницына. 10.10.1766 в составе отряда вышел из Охотска. 13.10 суда отряда потеряли друг друга из виду, далее бот шел один и достиг берегов Камчатки, вошел в устье р. Большая и стал на якорь в ожидании полной воды. 25.10 штормом выброшен на берег, но впоследствии был снят и исправлен. 17.8–6.9.1767 перешел из Большерецка в Нижнекамчатск. Разобран в 1770.

Командиры: Дудин 1-й (1766), П. К. Креницын (1767).

Четыре бота, построенные в Казанском адмиралтействе.
20,1x5,5x2,4 м.

Заложены (?), спущены в 1764, вошли в состав КФл.

Соловей

В 1778 ходил в Энзели для доставки фруктов ко двору Е.И.В. Екатерины II. 15.10 в устье Волги затерт льдами, с которыми дрейфовал пять суток. Бот был разбит, экипаж и груз спасены.

Командир: Трубицын (1778).

Наименования остальных трех ботов не установлены.

Адриан и Наталия

Заложен в 1.1773 в Иркутском адмиралтействе. Строитель Н. Попов. Спущен в 1773.
16,8x5,2x2 м.

Перевозил грузы и пассажиров по оз. Байкал. (?)

Кадьяк

Заложен 28.12.1804 на Охотской верфи. Строители Б. И. Вашуткин и Н. Попов. Спущен 31.5.1805, вошел в состав ОФл.

1.10.1805 вышел из Охотска для осмотра западных берегов Охотского моря, чтобы к югу от Охотска отыскать хорошую гавань. Штормами отнесен от Аяна к Шантарским о-вам и стал на якорь у о-ва Медвежий. 18.10 был сорван с якоря, выброшен на берег и разбился. Экипаж был спасен, перешел в Удский острог, а затем вернулся в Охотск.

Командир: И. Н. Бухарин (1805).

Василий

Заложен (?) на Охотской верфи. Строитель Бухарин. Спущен 26.5.1808, вошел в состав ОФл.

Перевозил грузы и пассажиров между портами Охотского моря. (?)

Александр

Заложен (?) на Охотской верфи, спущен в 1819, вошел в состав ОФл.

Перевозил грузы и пассажиров между портами Охотского моря.(?)

Командир: А. Л. Хлебалкин (1832).

Михаил

Заложен (?) в Иркутском адмиралтействе, спущен в 1823.

Перевозил грузы и пассажиров по оз. Байкал. (?)

 


Смотри также:

Боты несерийные
Тип «Курьер»
Тип «Курьер»
Тип «Номерной»
Тип «Эмбенский»
Боты, купленные у судовладельцев

 

Военная энциклопедия. 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Боты несерийные" в других словарях:

  • Боты — (от гол. boot — лодка, судно) — небольшие одномачтовые суда, предназначенные для перевозки грузов, доставки срочной почты, связи между отрядами судов и т.п. Наиболее крупные (палубные) боты были покрыты палубой и вооружены… …   Военная энциклопедия

  • Боты, купленные у судовладельцев — Святой Николай Куплен 1787, вошел в состав ОФл. Разбился в 1787 у Большерецка. Алексей Божий Человек Куплен 1788, вошел в состав ОФл. Перевозил грузы и пассажиров между портами Охотского моря. Разобран в 1801. Смотри также: Боты несерийные …   Военная энциклопедия

  • Боты Типа Номерной — Типа Номерной 3 единицы Три бота, построенные в Казанском адмиралтействе. № 1 Заложен (?), спущен в 1779, вошел в состав КФл. В 1779–1785 ежегодно находился в плаваниях в Каспийском море. В 1786 выполнял опись берегов Туркмении. В… …   Военная энциклопедия

  • Парусный флот — Смотри также: Парусный флот Военные суда, построенные до учреждения регулярного флота Ботик Петра I Орел Суда Переславской «Потешной» флотилии Суда флотилии Военные суда Российского регулярного флота Корабельный флот …   Военная энциклопедия

  • Типа Эмбенский — 5 единиц [Эмба — река, впадающая в Каспийское море.]. Пять ботов, построенные в Астраханском адмиралтействе для охраны российских рыбных промыслов на Каспийском море. 14 меж. перп.х4,3 б/ох2,2 м; 4 орудия. № 1 Заложен 16.1.1831.… …   Военная энциклопедия

  • Типа Курьер-2Б — Типа Курьер 10 единиц 10 ботов, построенные на Дону и Хопре. 20,1x5x2,3 м; 12 орудий. Курьер Заложен (?) на Новохоперской верфи, спущен в 1772, вошел в состав АзФл. Участвовал в войне с Турцией 1768–1774. В 1772 вместе с ФР… …   Военная энциклопедия

  • Типа Курьер-Б — Типа Курьер 6 единиц Шесть ботов, построенные в Казанском адмиралтействе. Курьер, Почтальон, Сокол, Сулак , Штафет Заложены в 11.1722, спущены в 4.1723, вошли в состав КФл. В 5.1723 перешли из Казани в Астрахань. Участвовали в Персидском походе… …   Военная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»