Галеры, полугалеры и скампавеи

Галеры, полугалеры и скампавеи

Галеры, полугалеры и скампавеи

Галеры — парусно-гребные суда, предназначенные для действий у побережья и в шхерах. Они использовались для высадки десантов, борьбы с гребными судами противника, содействия сухопутным войскам на приморских флангах и, кроме того, для буксировки крупных судов корабельного флота (так, например, галерыпереводили из С.-Петербурга в Кронштадт корабли и фрегаты, построенные на столичных верфях).

Галеры имели своеобразную архитектуру: корпус их был длинным и узким (соотношение длины к ширине составляло от 5,7:1 до 7:1, для сравнения этот показатель у кораблей — от 3,4:1 до 3,6:1, а у фрегатов — от 3,7:1 до 4:1). Носовая часть таранного типа, приподнятая над водой, носила название шпирона, а баковая открытая надстройка, закрывающая носовые орудия, — рамбата. На корме галеры находилась большая каюта — тендалет. По диаметральной плоскости галеры от рамбата до тендалета шел помост — куршея, служивший для передвижения людей вдоль галеры и переноса грузов. На куршее находились матросы при работе с парусами, а во время сражений — солдаты абордажных команд.

От носа до кормовой надстройки справа и слева от куршеи были установлены скамьи для гребцов — банки, одним концом они врезались в борт, а другим — в куршею. Вдоль бортов галеры шли два бруса-постицы, вынесенные на специальных кницах-бакалярах. На постицы насаживались штыревые уключины для весел. Весла имели длину до 15 м и изготовлялись из цельного дерева. Поскольку толщина весла не позволяла гребцам грести, обхватив его ладонями, к нему крепился брус с выточенными в нем круглыми ручками.

В зависимости от размерений галеры на каждое весло сажались от 4 до 6 гребцов. Спали они на палубе между банками. Имея хорошо обученную команду гребцов, галера могла развивать скорость до 5–6 уз, а при форсированной гребле — до 7–7,5 уз. При частичной замене гребцов эти суда могли проходить за день до 40 миль.

Галеры имели, как правило, 2 мачты — грот и фок, которые можно было убирать. Фок-мачта называлась тринкет, а грот-мачта — майстра. Если на галере имелась еще и бизань-мачта, то она именовалась мезана. Паруса на галерах были латинские и состояли из двух комплектов — большого и малого, который ставился при сильном ветре.

Артиллерийское вооружение галер было весьма разнообразным и зависело от их размерений и времени постройки. Оно было сосредоточено в носовой части. Самое крупное орудие устанавливалось в центре носового помоста и поэтому называлось куршейным, справа и слева от него стояли по 1–2 пушки меньшего калибра. На крупных галерах по 2 пушки стояли на кормовой надстройке. Кроме того, галеры имели до 12 3-фн фальконетов.

Экипаж галер состоял из морской (2 унтер-офицера и 24–50 матросов) и артиллерийской (унтер-офицер и 6–8 канониров) команд, а также гребцов, их число на 25-баночных галерах доходило до 300. На русских галерах в отличие от иностранных флотов, где в качестве гребцов использовались невольники, гребцами были солдаты пехотных полков.

До 90-х гг. XVIII в. галеры составляли основу русского гребного флота.

В период подготовки ко второму Азовскому походу Петр I начал интенсивное строительство галер как судов, наиболее подходящих для действий на мелководье в устье Дона и Азовского моря. Кроме того, благодаря простоте конструкции галер удалось быстро наладить их постройку, несмотря на малоквалифицированную рабочую силу.
 


Военная энциклопедия. 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Галеры, полугалеры и скампавеи" в других словарях:

  • Галеры, построенные казной — После неудачного опыта постройки судов кумпанствами Петр I распорядился сосредоточить все работы по созданию флота в руках государства. Галеры строились по утвержденным чертежам, как правило, крупными сериями. Наряду с галерами строились также… …   Военная энциклопедия

  • Малые галеры — Семь малых галер Построены на Брянской верфи (3 остродонные и 4 плоскодонные). Заложены в 1726, в 1727 закончены постройкой, спущены в 1737, вошли в состав ДнФл. Во время войны с Турцией 1735–1739 в боевых действиях участия не принимали,… …   Военная энциклопедия

  • Парусный флот — Смотри также: Парусный флот Военные суда, построенные до учреждения регулярного флота Ботик Петра I Орел Суда Переславской «Потешной» флотилии Суда флотилии Военные суда Российского регулярного флота Корабельный флот …   Военная энциклопедия

  • Список галер русского флота — …   Википедия

  • Конные скавеи — Три конные скампавеи Построены на Галерном дворе. Заложены в 1713, спущены в 1714, вошли в состав БФ. Каждая перевозила 25 лошадей. Участвовали в Северной войне 1700–1721. (?) Смотри также: Галеры, построенные для Азовского похода Тип… …   Военная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»