КСП-76


КСП-76
КСП-76
1944
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА
Тактико-технические характеристикиСиловая установкаВооружениеФактыОсновные модификацииЛетом 1943 года на Горьковском автомобильном заводе приступили к подготовке серийного производства самоходной артиллерийской установки СУ-76М. Гусеничная самоходка обладала хорошей проходимостью в условиях бездорожья, однако имела небольшую скорость на шоссе. Атак как Красная Армия наступала, у конструкторов завода возникла идея создать еще и колесную САУ для использования в качестве подвижного средства огневой поддержки пехоты, для активной разведки боем и в качестве маневренного истребителя танков.

Работы возглавил ведущий конструктор В.А. Грачев. В конце 1943 года был построен деревянный макет, а в мае 1944 года опытный образец машины, получившей заводское обозначение ГАЗ-68, покинул сборочный цех. При изготовлении колесной самоходки использовались агрегаты двухтонного полноприводного автомобиля ГАЗ-63. В низком, открытом сверху корпусе с рациональными углами наклона бронелистов, защищающих экипаж от крупнокалиберных бронебойных пуль и осколков снарядов, максимально низко разместили 76-мм пушку ЗИС-3 — высота линии ее огня была на 0,7 м ниже, чем у СУ-76М. Горизонтальный угол обстрела орудия составлял 37°, угол вертикальной наводки находился в пределах от -3° до +15°. Справа от пушки располагался водитель, а слева — командир-наводчик, управляющий огнем с помощью прицела и панорамы. Позади имелось откидное кресло заряжающего. Размещенный в кормовой части машины двигатель ГАЗ-11 оснащался усиленной системой охлаждения. Радиатор прикрывался бронещитками. В изолированных отсеках слева от мотора находились 140-литровый бензобак и основная часть боекомплекта, состоящего из 58 выстрелов. Оба ведущих моста ходовой части подвешивались на четырех рессорах с гидроамортизаторами. Пулестойкие шины имели грунтозацепы.

На испытаниях самоходка с военным обозначением КСП-76 показала довольно неплохие качества. Она была вдвое легче СУ-76М и при такой же огневой мощи обладала лучшей подвижностью и бесшумностью хода. По проходимости она не уступала лучшим зарубежным вездеходам, без труда преодолевая броды глубиной 0,9 м и подъемы до 30°. Однако в серии колесная САУ не строилась, так как война шла к концу и переналаживать производство на выпуск КСП-76 было уже поздно.

Тактико-технические характеристикиКСП-76
Боевая масса, т5,4
Экипаж, чел. 3
Длина 6,36
Ширина 2,11
Высота1,65
Скорость максимальная, км/ч:62,5
Запас хода по шоссе, км300

Силовая установка
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1КГАЗ-11185

Вооружение
ВариантТипКалибр, ммМодельКол-воБоекомплект / 1
пушка76ЗИС-31

Факты
Страна-производительСССР
Разрабочик
Кол-во выпущенных экземпляров
Год принятия на вооружениене принималась

Военная энциклопедия. 2014.