- Григорович И-Z
Григорович И-Z
[1933]Лётно-технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея К началу 30-х годов строители бомбардировщиков и разведчиков, особенно цельнометаллических, добились довольно высокой живучести самолетов. Даже при значительном количестве пробоин от обычных пуль самолеты с трубчатыми лонжеронами и гофрированной обшивкой продолжали держаться в воздухе. Не столь опасным стало и попадание пуль в бензобак, так как их начали протектировать. Военные специалисты предложили конструкторам усилить вооружение истребителей пушками возможно большего калибра. Но осуществить это было нелегко. Пушки имели большой вес, малую скорострельность и значительную силу отдачи. Возникло предложение использовать на истребителе пушки нового типа, в которых отдача компенсировалась силой реакции отбрасываемых назад газов, то есть динамореактивные пушки (ДРП). Вес таких пушек был в несколько раз меньше обычных такого же калибра, а отдача незначительная.
Теорию ДРП разработал к концу 20-х годов профессор (впоследствии академик) Б.С.Стечкин. Инженер Л.В.Курчевский дал практически пригодное конструктивное выполнение ДРП. Вскоре были изготовлены первые экземпляры пушки. Ее называли АПК (автоматическая пушка Курчевского). И хотя АПК еще не была отработана, Д.П.Григоровичу было поручено спроектировать специальный истребитель с двумя АПК калибра 76 мм.
Конструкторская группа во главе с Д.П.Григоровичем в 1930 г. по специальному заданию разработала истребитель под обозначением И-Z (И-ЗЕТ) или просто Z. Машина представляла собой моноплан (который еще нельзя было назвать скоростным) с неубирающимся шасси.
Фюзеляж типа монокок с высоко расположенным горизонтальным оперением (чтобы предотвратить разрушение хвоста самолета от возникавшего при выстреле сильного возмущения потока за соплами). Пушки подвешивались под крылом, вне диска вращения винта. Конструкция крыла — из нержавеющей стали ("Энерж-6") с полотняной, а над пушками с дюралевой обшивкой.
Интересно, что передняя часть фюзеляжа, включая кабину летчика, была такой же, как у созданного ранее истребителя И-5 с тем же мотором М-22. Самолет И-Z имел необычайно мощное для одномоторного истребителя вооружение. Оно состояло из двух пушек АПК-4, таких же, как на И-12, и одного пулемета ПВ-1. Надо сказать, что установка пушек и боезапаса к ним сильно увеличивала вес истребителя. Действительно, вес двух АПК-4 составлял около 150 кг, а вес боезапаса к ним (14 снарядов)— 55 кг. Для И-Z это в сумме составляло примерно 12% полетного веса. АПК крепились под крылом истребителя, что ухудшало и без того посредственную аэродинамику этого самолета.
Летом 1931 года летчики Б.Бухгольц и Ю.Пионтковский начали испытания истребителя в воздухе. С двигателем М-22 скорость самолета достигала 300 км/час.
На испытаниях выяснилось, что из-за разрушительного действия выхлопных газов при стрельбе из АПК конструкция самолета требовала заводского ремонта уже после 300-500 выстрелов. Из-за ряда присущих им недостатков (повышенный вес и худшие аэродинамические свойства) пушечные истребители не заменяли да и не могли заменить более легкие и маневренные истребители с традиционным пулеметным вооружением. У пушечных истребителей были свои задачи. За 1931-1932 гг. завод построил два опытных экземпляра И-Z, а в 1933 г. началось его серийное производство.
В 1933-1935 гг. завод построил 70 самолетов И-Z. Серийные самолеты при весе около 1650 кг имели по сравнению с И-5 несколько меньшую скорость, худшую скороподъемность и маневренность. Дальность полета очень небольшая — всего 310 км. По существу, этот истребитель, как и И-12, стал как бы экспериментальным, на котором велась отработка самолетных АПК, накапливался необходимый опыт.
Лётно-технические характеристики Экипаж, чел 1 Размах прямого крыла, м 11.5 Длина, м 7.65 Площадь крыла, м2 19.5 Масса пустого самолёта, кг 1140 Масса нормальная взлётная, кг 1648 Тип двигателя М-22 Количество двигателей 1 Мощность 1 двигателя, л.с. 480 Максимальная скорость у земли, км/ч 259 Максимальная скорость на высоте, км/ч 239 Крейсерская скорость , км/ч 212 Практическая дальность, км 600 Максимальная скороподъёмность, м/мин 358 Практический потолок, м 7000 Авиационное артиллерийское оружие Вариант Тип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект 1 Пулемет ПВ-1 7.62 1 Пушка АПК-4 76 2 14 Классификаторы Вид применения Истребитель Тип двигателя Поршневой Тип фюзеляжа Однофюзеляжный Конструкция крыльев Моноплан (низкоплан) Тип оперения Нормальное однокилевое Тип ВПУ Сухопутный трехопорный (хвост.) Расположение двигателей В фюзеляже Дополнительная информация Конструктор Григорович Д.П. КБ КГ Григоровича Начало разработки 1930 Индекс КБ Z; ДГ-52 Индекс ВС И-Z Построен 1931 1-й полёт 1931 Испытатели Б. Бухгольц, Ю. Пионтковский Начало гос. испытаний 1931 Принят на вооружение 1933 Год закрытия серии 1935 Период 1921-1939 Базовое применение Истребитель Выпуск Серийный Произведено 70 Галерея
Чертежи:
Военная энциклопедия. 2014.
Григорович — Дмитрий Васильевич (1822 1899) видный представитель дворянской лит ры 40 х гг. Начал литературную деятельность с вещей, писанных по заказу. Впервые обратил на себя внимание Белинского «физиологическим очерком» «Петербургские шарманщики» (1845).… … Литературная энциклопедия
Григорович Ю. Н. — Григорович, Юрий Николаевич Григорович, Юрий Николаевич [[Изображение: |200px|Портрет]] Юрий Григорович после награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2007 году. Дата рождения … Википедия
Григорович Ю. — Григорович, Юрий Николаевич Григорович, Юрий Николаевич [[Изображение: |200px|Портрет]] Юрий Григорович после награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2007 году. Дата рождения … Википедия
Григорович (И.И. и Н.И.) — Григорович: 1) Иван Иванович археолог (1792 1852); учился в Санкт Петербургской духовной академии, был придворным протоиереем. Как член археографической комиссии (с 1837 г.), редактировал I IV тома Актов исторических и 4 тома Актов, относящихся… … Биографический словарь
Григорович ИП-1 — [1934] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Григорович — Григорович. Слуги успели уж несколько раз обойти гостей. Пушкин. Я успею в лавочку сходить. Лермонтов. Не успел прочесть утром газету. Приду, если успею. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Григорович — А. Афоризмы, цитаты • Действия женщин похожи на скачки блох: та же решительность и непоследовательность. (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов
Григорович И-2 — [1934] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Григорович — Григорович, Дмитрий Павлович Григорович, Иван Константинович … Морской биографический словарь
ГРИГОРОВИЧ — Дмитрий Васильевич (1822 1899/1900), русский писатель. Антикрепостнические повести Деревня (1846) и Антон Горемыка (1847). Романы 50 х гг. ( Рыбаки и Переселенцы ) насыщены этнографическим материалом. Автор повести Гуттаперчевый мальчик (1883) … Современная энциклопедия