- Поликарпов И-153 «Чайка»
Поликарпов И-153 «Чайка»
[1938]Лётно-технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея Добиваясь повышения боевых качеств маневренных истребителей, Н.Н.Поликарпов в 1938 году создал новый самолет — И-153 Чайка. Внешне он был похож на истребитель И-15. Основные размеры остались такими же, мало изменилась и форма изогнутых участков верхнего крыла, но шасси на И-153 убиралось в полете, двигатель более мощный, вся конструкция соответственно усилена, спинка сиденья летчика бронирована. Лучшими стали многие узлы и детали. Зимой лыжи при уборке шасси прилегали к фюзеляжу заподлицо. Благодаря этому "Чайка" при убранном шасси развивала скорость до 440 км/час, сохранив основные маневренные качества своего предшественника. Вес пустого самолета — 1348 кг, взлетный — 1859 кг. Первое боевое испытание И-153 прошли летом 1939 года в районе реки Халхин-Гол. Самолет И-153 — последний в нашей стране истребитель бипланной схемы, строившийся крупными сериями. Заводы выпустили 3400 самолетов этого типа. Конструктор использовал все возможное, чтобы добиться наивысшей скорости при сохранении свойственной биплану маневренности. И "Чайки" с убранными шасси даже во второй половине тридцатых годов относились к скоростным машинам. Однако уже в конце тридцатых и особенно в сороковых годах скорость в 400 км/час для истребителей была явно недостаточной. От самолетов такого назначения требовалась скорость 500-600 и даже 650 км/час. Такой скорости биплан развить не мог. И все же "Чайка" вошла в историю. На этих машинах наши летчики в первый период Великой Отечественной войны, когда еще не хватало самолетов новых типов, успешно вели воздушные бои, штурмовали вражеские автоколонны, аэродромы. Лётно-технические характеристики Экипаж, чел 1 Размах верхнего крыла, м 10 Размах нижнего крыла, м 7.5 Длина, м 6.18 Высота, м 3 Площадь крыла, м2 22.1 Масса пустого самолёта, кг 1348 Масса нормальная взлётная, кг 1859 Максимальная скорость у земли, км/ч 366 Максимальная скорость на высоте, км/ч 444 Максимальная скороподъёмность, м/мин 943 Практический потолок, м 11000 Типы двигателей Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с. 1 ПД М-62 1 800 Авиационное артиллерийское оружие Вариант Тип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект 1 Пулемет ШКАС 7,62 4 Классификаторы Вид применения Истребитель Тип двигателя Поршневой Тип фюзеляжа Однофюзеляжный Конструкция крыльев Биплан Тип оперения Нормальное однокилевое Тип ВПУ Сухопутный трехопорный (хвост.) Расположение двигателей В фюзеляже Дополнительная информация Конструктор Поликарпов Н.Н. КБ ОКБ Поликарпова Индекс ВС И-153 Начало разработки 1937 Построен 1938 1-й полёт 1938 Испытатели Б. Кудрин Начало гос. испытаний 1938 Принят на вооружение 1938 Период 1921-1939 Базовое применение Истребитель Другое применение Разведчик
Истребитель
ШтурмовикУчастие в войнах 1939 г. Советско-японский конфликт (Халхин-Гол)
1939-1940 гг. Советско-финляндская война
1941-1945 гг. Великая Отечественная войнаВыпуск Серийный Использование в иностранных ВВС Страна Модель (экз.) Происхождение Примечания Китай И-153 Э (93 экз.) Гемания И-153 З Финляндия И-153 З (2 экз.) Модификации Модель Описание И-153П Пушечный вариант (2 синхронные пушки ШВАК), строился серийно. И-153В Высотный, с герметической кабиной А.Я. Щербакова. И-153Т С турбокомпрессорами и мягкой гермокабиной Н.Н. Поликарпова. Галерея
Чертежи:
Военная энциклопедия. 2014.
Поликарпов И-153 — И 153 Описание Назначение истребитель / штурмовик Экипаж, чел. 1 чел. Первый полёт осень 1938 Начало эксплуатации ? … Википедия
ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич — (1892 1944) По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при нём (1916) работал на Русско Балтийском вагонном заводе, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец» и… … Военная энциклопедия
Поликарпов Николай Николаевич — [26.6(8.7).1892, слобода Георгиевская, ныне Ливенский район Орловской области, ‒ 30.7.1944, Москва], советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1940). По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации и… … Большая советская энциклопедия
Поликарпов Николай Николаевич — Н. Н. Поликарпов Поликарпов Николай Николаевич (18921944) советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при… … Энциклопедия «Авиация»
Поликарпов Николай Николаевич — Н. Н. Поликарпов Поликарпов Николай Николаевич (18921944) советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при… … Энциклопедия «Авиация»
ПОЛИКАРПОВ — Николай Николаевич (1892 1944), авиаконструктор. В 20 х гг. в СССР под руководством Поликарпова созданы самолеты разведчики Р 1, Р 5, учебный самолет У 2. В 1929 31 репрессирован, в заключении разработал (совместно с Д.П. Григоровичем)… … Современная энциклопедия
ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич — (1892 1944) российский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Поликарпова созданы истребители И 1, И 15, И 16, И 153 ( Чайка ), учебный самолет и легкий ночной бомбардировщик У 2… … Большой Энциклопедический словарь
ПОЛИКАРПОВ — Николай Николаевич (1892 1944), авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Поликарпова созданы истребители И 1, И 15, И 16, И 153 ( Чайка ), учебный самолёт и лёгкий ночной… … Русская история
Поликарпов Николай Николаевич — (1892 1944) советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). По окончании Петроградского политехнического института и курсов авиации при нём (1916) работал на Русско Балтийском вагонном заводе, где… … Энциклопедия техники
Поликарпов Николай Николаевич — (1892 1944), авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). В 1916 окончил Петроградский политехнический институт и курсы воздухоплавания при нём, затем работал в воздухоплавательном отделе Русско… … Санкт-Петербург (энциклопедия)