- Неман Р-10
Неман Р-10
[1936]Лётно-технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея Весной 1936 года группа специалистов под руководством профессора Харьковского авиационного института И.Г.Немана, уже известного своими трудами в области самолетостроения, сконструировала двухместный разведчик монопланной схемы, названный Р-10 (ХАИ-5). По своей аэродинамической схеме и конструктивному исполнению самолет ХАИ-5 имел много общего с ХАИ-ВВ и отличался от него в основном меньшими геометрическими размерами, более мощным двигателем воздушного охлаждения М 25 и различными местными аэродинамическими и конструктивными улучшениями. Самолет ХАИ-5 являлся двухместным монопланом с низкорасположенным крылом, закрытой кабиной летчика, экранированной турелью стрелка и убирающимся в центроплан с помощью пневматического привода одностоечным шасси с тормозными колесами. Самолет имел продольную схему компоновки фюзеляжа с большим разносом масс по длине. Для предотвращения резкого сдвига центра тяжести самолета назад из за размещения кабины летчика-наблюдателя (летнаба) в хвостовой части фюзеляжа на самолете ХАИ-5 использовалось крыло с большой стреловидностью отъемных частей. Продольная балансировка самолета обеспечивалась триммерами руля высоты.
Конструкция самолета в основном деревянная, за исключением хвостового оперения, имевшего металлическую конструкцию, обтянутую полотном. Крыло самолета оснащалось посадочными щитками Шренка с пневматическим управлением, применение которых позволило на 15 км/ч уменьшить посадочную скорость самолета и совместно с тормозами колес почти на 100 м сократить длину пробега. Наступательное стрелковое вооружение самолета состояло из двух несинхронных крыльевых пулеметов ШКАС с боезапасом по 450 патронов: На штурмовом варианте предусматривалась установка четырех таких пулеметов. В кабине летнаба размещался подвижный оборонительный пулемет ШКАС с боезапасом 600 патронов. Он устанавливался в экранированной турели МВ-З конструкции Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова, вредное сопротивление которой уменьшалось передним и задним фюзеляжными обтекателями. На самолете обеспечивались внутренняя подвеска в фюзеляжном бомбоотсеке 300 кг бомб (шести фугасных авиабомб массой по 50 кг), их поодиночный и залповый прицельный сброс из кабин летнаба и летчика. Самолет имел аэрофотоаппаратуру и радиооборудование для двухсторонней радиосвязи.
В конце августа 1936 г. на государственные испытания поступил опытный многоцелевой самолет ХАИ-5, предназначенный для использования в качестве разведчика, штурмовика и легкого бомбардировщика. По оценке летчиков ХАИ-5 обладал удовлетворительной устойчивостью по всем трем осям. Его техника пилотирования ничем не отличалась от техники пилотирования других самолетов разведывательного типа и все элементы полета, в том числе петли, перевороты через крыло и штопор, выполнялись довольно легко, без напряжения. Самолет хорошо слушался рулей, и при использовании триммера на руле высоты нагрузка на ручку управления была незначительной. Выполнение посадки требовало плавного вывода самолета из планирования и повышенного внимания летчика на выравнивании. Испытатели отмечали, что по сравнению с разведчиками Р-5 и Р-Z, состоявшими на вооружении, самолет ХАИ-5 имел значительные преимущества в горизонтальной скорости, не уступал им в скороподъемности, обладал лучшим обзором для членов экипажа и большими углами обстрела. Несмотря на то, что ХАИ-5 почти на 60 км/ч уступал в максимальной скорости горизонтального полета самолету Р-9 с неубирающимся шасси, он был рекомендован к принятию на вооружение под обозначением Р-10.
Это решение и начавшееся в 1937 г. его серийное производство определялись необходимостью срочной замены устаревших разведчиков и штурмовиков Р-5 и Р-Z более современным самолетом, хотя и не вполне соответствующим новым требованиям. Самолет Р-10 состоял на вооружении авиационных частей до начала Великой Отечественной войны. Его сменили затем более скоростные двухмоторные самолеты Пе-2 и Пе-3, а также истребители, применяемые в качестве разведчиков. Для гражданской авиации строился почтово-грузовой вариант самолета, который эксплуатировался на воздушных линиях под маркой ПС-5 (почтовый самолет пятый).
Лётно-технические характеристики Экипаж, чел 2 Размах крыла, м 12.2 Длина, м 9.4 Высота, м 3.8 Максимальная скорость, км/ч 388 Крейсерская скорость , км/ч 346 Практическая дальность, км 700 Практический потолок, м 6200 Двигатели Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с. 1 ПД М-25 1 830 Авиационное артиллерийское оружие Вариант Тип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект 1 Пулемет ШКАС 7.62 2 450 Пулемет ШКАС 7.62 1 600 Авиационные средства поражения Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг 1 Бомбы 50 6 300 Классификаторы Базовое применение Разведчик Другое применение Штурмовик, бомбардировщик Тип двигателя Поршневой Тип фюзеляжа Однофюзеляжный Конструкция крыльев Моноплан Тип оперения Нормальное однокилевое Тип ВПУ Сухопутный трехопорный (хвост.) Расположение двигателей В фюзеляже Период 1936-1945 Дополнительная информация Конструктор Неман И. Г. КБ КГ Немана Индекс КБ ХАИ-5 Индекс ВС Р-10 Начало разработки 1936 Построен 1936 1-й полёт 1936 Начало гос. испытаний 1936 Год принятия на вооружение 1937 Расшифровка аббревиатуры Разведчик десятый Период 1936-1945 Выпуск Серийный Произведено
Военная энциклопедия. 2014.
Неман — 1) город, р.ц., Калининградская обл. Основание города относят к 1288 г. В нем. орденских документах упоминается в 1312 г. как Рагайне, позже Рагнит. Название сопоставимо с литов. ragana ведьма, колдунья и, возможно, относилось к р. Неман, на… … Географическая энциклопедия
НЕМАН — город (до 1946 Рагнит) в Российской Федерации, Калининградская обл., пристань на р. Неман, в 11 км от ж. д. ст. Советск. 14 тыс. жителей (1992). Целлюлозно бумажный завод. Основан в 1288 … Большой Энциклопедический словарь
НЕМАН — НЕМАН, немень, см. нема. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Неман — I (литов. Нямунас, Nemunas), река в Белоруссии, Литве и России. 937 км, площадь бассейна 98,2 тыс. км2. Впадает в Куршский залив Балтийского моря, образуя дельту. Средний расход воды 678 м3/с. Соединена каналами с Днепром и Вислой. Сплавная.… … Энциклопедический словарь
НЕМАН — (литовское Нямунас), река в Белоруссии и Литве. Длина 937 км. Берет начало к югу от Минской возвышенности; впадает в Куршский залив Балтийского моря. Основные притоки: Нярис (Вилия), Щара, Шяшупе. Соединена каналами с Днепром и Вислой. Судоходна… … Современная энциклопедия
НЕМАН — (литов. Нямунас Nemunas), река в Белоруссии, Литве и Российской Федерации. 937 км, площадь бассейна 98,2 тыс. км². Впадает в Куршский зал. Балтийского м., образуя дельту. Средний расход воды 678 м³/с. Соединена каналами с Днепром и Вислой … Большой Энциклопедический словарь
неман — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • река (2073) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Неман — (литовское Нямунас), река в Белоруссии и Литве. Длина 937 км. Берет начало к югу от Минской возвышенности; впадает в Куршский залив Балтийского моря. Основные притоки: Нярис (Вилия), Щара, Шяшупе. Соединена каналами с Днепром и Вислой. Судоходна… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Неман — У этого термина существуют и другие значения, см. Неман (значения). Неман лит. Нямунас белор. Нёман … Википедия
НЕМАН — 1. НЕМАН (литовский Нямунас, Nemunas), река в Белоруссии, Литве и России. 937 км, пл. бассейна 98,2 тыс. км2. Впадает в Куршский залив Балтийского моря, образуя дельту. Средний расход воды 678 м3/с. Соединена каналами с Днепром и Вислой. Сплавная … Русская история