Неман Р-10

Неман Р-10
Неман Р-10
[1936]
Лётно-технические характеристикиДвигательАвиационное артиллерийское оружиеАвиационные средства пораженияКлассификаторыФактыИспользование в иностранных ВВСМодификацииГалерея
Весной 1936 года группа специалистов под руководством профессора Харьковского авиационного института И.Г.Немана, уже известного своими трудами в области самолетостроения, сконструировала двухместный разведчик монопланной схемы, названный Р-10 (ХАИ-5). По своей аэродинамической схеме и конструктивному исполнению самолет ХАИ-5 имел много общего с ХАИ-ВВ и отличался от него в основном меньшими геометрическими размерами, более мощным двигателем воздушного охлаждения М — 25 и различными местными аэродинамическими и конструктивными улучшениями.

Самолет ХАИ-5 являлся двухместным монопланом с низкорасположенным крылом, закрытой кабиной летчика, экранированной турелью стрелка и убирающимся в центроплан с помощью пневматического привода одностоечным шасси с тормозными колесами. Самолет имел продольную схему компоновки фюзеляжа с большим разносом масс по длине. Для предотвращения резкого сдвига центра тяжести самолета назад из — за размещения кабины летчика-наблюдателя (летнаба) в хвостовой части фюзеляжа на самолете ХАИ-5 использовалось крыло с большой стреловидностью отъемных частей. Продольная балансировка самолета обеспечивалась триммерами руля высоты.

Конструкция самолета — в основном деревянная, за исключением хвостового оперения, имевшего металлическую конструкцию, обтянутую полотном. Крыло самолета оснащалось посадочными щитками Шренка с пневматическим управлением, применение которых позволило на 15 км/ч уменьшить посадочную скорость самолета и совместно с тормозами колес почти на 100 м сократить длину пробега. Наступательное стрелковое вооружение самолета состояло из двух несинхронных крыльевых пулеметов ШКАС с боезапасом по 450 патронов: На штурмовом варианте предусматривалась установка четырех таких пулеметов. В кабине летнаба размещался подвижный оборонительный пулемет ШКАС с боезапасом 600 патронов. Он устанавливался в экранированной турели МВ-З конструкции Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова, вредное сопротивление которой уменьшалось передним и задним фюзеляжными обтекателями. На самолете обеспечивались внутренняя подвеска в фюзеляжном бомбоотсеке 300 кг бомб (шести фугасных авиабомб массой по 50 кг), их поодиночный и залповый прицельный сброс из кабин летнаба и летчика. Самолет имел аэрофотоаппаратуру и радиооборудование для двухсторонней радиосвязи.

В конце августа 1936 г. на государственные испытания поступил опытный многоцелевой самолет ХАИ-5, предназначенный для использования в качестве разведчика, штурмовика и легкого бомбардировщика. По оценке летчиков ХАИ-5 обладал удовлетворительной устойчивостью по всем трем осям. Его техника пилотирования ничем не отличалась от техники пилотирования других самолетов разведывательного типа и все элементы полета, в том числе петли, перевороты через крыло и штопор, выполнялись довольно легко, без напряжения. Самолет хорошо слушался рулей, и при использовании триммера на руле высоты нагрузка на ручку управления была незначительной. Выполнение посадки требовало плавного вывода самолета из планирования и повышенного внимания летчика на выравнивании. Испытатели отмечали, что по сравнению с разведчиками Р-5 и Р-Z, состоявшими на вооружении, самолет ХАИ-5 имел значительные преимущества в горизонтальной скорости, не уступал им в скороподъемности, обладал лучшим обзором для членов экипажа и большими углами обстрела. Несмотря на то, что ХАИ-5 почти на 60 км/ч уступал в максимальной скорости горизонтального полета самолету Р-9 с неубирающимся шасси, он был рекомендован к принятию на вооружение под обозначением Р-10.

Это решение и начавшееся в 1937 г. его серийное производство определялись необходимостью срочной замены устаревших разведчиков и штурмовиков Р-5 и Р-Z более современным самолетом, хотя и не вполне соответствующим новым требованиям. Самолет Р-10 состоял на вооружении авиационных частей до начала Великой Отечественной войны. Его сменили затем более скоростные двухмоторные самолеты Пе-2 и Пе-3, а также истребители, применяемые в качестве разведчиков. Для гражданской авиации строился почтово-грузовой вариант самолета, который эксплуатировался на воздушных линиях под маркой ПС-5 (почтовый самолет — пятый).

Лётно-технические характеристики
Экипаж, чел2
Размах крыла, м12.2
Длина, м9.4
Высота, м3.8
Максимальная скорость, км/ч388
Крейсерская скорость , км/ч346
Практическая дальность, км700
Практический потолок, м6200

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ПДМ-251830

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПулеметШКАС 7.622450
ПулеметШКАС 7.621600

Авиационные средства поражения
ВариантТипМодельМасса, кгКол-воНагрузка, кг
1Бомбы506300

Классификаторы
Базовое применениеРазведчик
Другое применениеШтурмовик, бомбардировщик
Тип двигателяПоршневой
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан
Тип оперенияНормальное однокилевое
Тип ВПУСухопутный трехопорный (хвост.)
Расположение двигателейВ фюзеляже
Период1936-1945

Дополнительная информация
КонструкторНеман И. Г.
КБКГ Немана
Индекс КБХАИ-5
Индекс ВСР-10
Начало разработки1936
Построен1936
1-й полёт1936
Начало гос. испытаний1936
Год принятия на вооружение1937
Расшифровка аббревиатурыРазведчик десятый
Период1936-1945
ВыпускСерийный
Произведено

Военная энциклопедия. 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Неман Р-10" в других словарях:

  • Неман — 1) город, р.ц., Калининградская обл. Основание города относят к 1288 г. В нем. орденских документах упоминается в 1312 г. как Рагайне, позже Рагнит. Название сопоставимо с литов. ragana ведьма, колдунья и, возможно, относилось к р. Неман, на… …   Географическая энциклопедия

  • НЕМАН — город (до 1946 Рагнит) в Российской Федерации, Калининградская обл., пристань на р. Неман, в 11 км от ж. д. ст. Советск. 14 тыс. жителей (1992). Целлюлозно бумажный завод. Основан в 1288 …   Большой Энциклопедический словарь

  • НЕМАН — НЕМАН, немень, см. нема. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Неман — I (литов. Нямунас, Nemunas), река в Белоруссии, Литве и России. 937 км, площадь бассейна 98,2 тыс. км2. Впадает в Куршский залив Балтийского моря, образуя дельту. Средний расход воды 678 м3/с. Соединена каналами с Днепром и Вислой. Сплавная.… …   Энциклопедический словарь

  • НЕМАН — (литовское Нямунас), река в Белоруссии и Литве. Длина 937 км. Берет начало к югу от Минской возвышенности; впадает в Куршский залив Балтийского моря. Основные притоки: Нярис (Вилия), Щара, Шяшупе. Соединена каналами с Днепром и Вислой. Судоходна… …   Современная энциклопедия

  • НЕМАН — (литов. Нямунас Nemunas), река в Белоруссии, Литве и Российской Федерации. 937 км, площадь бассейна 98,2 тыс. км². Впадает в Куршский зал. Балтийского м., образуя дельту. Средний расход воды 678 м³/с. Соединена каналами с Днепром и Вислой …   Большой Энциклопедический словарь

  • неман — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • река (2073) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Неман — (литовское Нямунас), река в Белоруссии и Литве. Длина 937 км. Берет начало к югу от Минской возвышенности; впадает в Куршский залив Балтийского моря. Основные притоки: Нярис (Вилия), Щара, Шяшупе. Соединена каналами с Днепром и Вислой. Судоходна… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Неман — У этого термина существуют и другие значения, см. Неман (значения). Неман лит. Нямунас белор. Нёман …   Википедия

  • НЕМАН — 1. НЕМАН (литовский Нямунас, Nemunas), река в Белоруссии, Литве и России. 937 км, пл. бассейна 98,2 тыс. км2. Впадает в Куршский залив Балтийского моря, образуя дельту. Средний расход воды 678 м3/с. Соединена каналами с Днепром и Вислой. Сплавная …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»