- ШТУРМОВИК
-
ШТУРМОВИК, боевой летательный аппарат (самолёт, вертолёт), предназначенный для поражения с малых и предельно малых высот различных малоразмерных и подвижных наземных (морских) объектов с применением бомбардировочного, ракетного и артиллерийского вооружения. В СССР первые бронированные штурмовики типа ЛШ, ТШ-1, ТШ-2, ТШ-3 и ШОН испытывались в 1931–32, однако они не были приняты на вооружение ввиду значительной массы и малой скорости. В это же время под руководством Н. Н. Поликарпова на базе разведчика Р-5 был создан небронированный штурмовик Р-5Ш, а в 1935 его другой образец. Опыт использования этих штурмовиков в боевых действиях в Испании и на Дальнем Востоке перед Второй Мировой войной показал их большую уязвимость.
В 1939 под руководством С. В. Ильюшина создан бронированный одномоторный двухместный штурмовик Ил-2 (первоначально в серию пошёл одноместный вариант). Ил-2 имел 2 пушки ШВАК калибра 20 мм (затем 2 пушки ВЯ калибра 23 мм), 2 пулемёта ШКАС калибра 7,62 мм, 8 реактивных снарядов PC-82 (4 PC-132), мог нести до 600кг бомб.
Во второй половине 1942 на фронт стали поступать усовершенствованные двухместные Ил-2, имевшие дополнительно 12,7-мм пулемёт УБТ у стрелка. Благодаря удачному сочетанию мощного вооружения и надёжной броневой защиты Ил-2 стал основным самолётом советской штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны. Было выпущено св. 35 тыс. Ил-2. Этот самолёт классический образец штурмовика, советские воины называли его «летающим танком», а немцы «чёрной смертью». Ил-2 имел броневую защиту кабины экипажа, двигателя, топливных баков. Хвостовая часть фюзеляжа деревянная, выполненная из шпона и фанеры; центроплан и хвостовое оперение дуралюминиевые; консоли крыльев деревянные, с фанерной обшивкой (в конце войны дерево во многих элементах было заменено дуралюминием). В конце 1944 был создан более совершенный цельнометаллический штурмовик Ил-10.
Во время Второй Мировой войны в Германии был разработан двухмоторный штурмовик «Хеншель-129». Однако ввиду низких боевых качеств (прежде всего отсутствия надёжной броневой защиты) он не получил распространения. В Великобритании и США для штурмовых действий использовались обычные бомбардировщики и истребители (броневую защиту имел только экипаж).
Самолёты-штурмовики в послевоенный период состояли на вооружении ВВС Франции, Швеции и некоторых других армий. Штурмовики применялись и в морской авиации. В 50–70-х гг. в ВВС многих стран задачи штурмовиков стали выполняться истребителями-бомбардировщиками, поэтому штурмовики были сняты с вооружения тактической (фронтовой) авиации.
Штурмовики авианосной авиации продолжали совершенствоваться. Анализ боевых действий тактической авиации в локальных войнах, а также результаты многочисленных испытаний и учений показали, что оборудование истребителей и бомбардировщиков (многоцелевых тактических истребителей) при поиске и уничтожении малоразмерных подвижных объектов в сложных метеоусловиях оказались малоэффективными. Поэтому штурмовики стали возвращаться в ВВС.
С 70-х гг. XX века как штурмовики в боевых действиях стали применяться вертолёты огневой поддержки, предназначенные для поражения огневых средств, живой силы и техники противника.
Смотри также:
1922-1935 1936-1945 1946-1961 1962-1975 1976-1991 1992-2004 1922-1935 Поликарпов Р-5ССС [1935] 1936-1945 Ильюшин Ил-2 [1939] Ильюшин Ил-10 [1944] 1962-1975 Сухой Су-25 «Грач» [1975] 1991-2004 Сухой Су-39 [1993]
Военная энциклопедия. 2014.