- Грибовский Г-29
Грибовский Г-29
[1941]Лётно-технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Модификации • Галерея С началом войны ОКБ-28 получило новое срочное задание по созданию десантного планера для перевозки 11 человек. Приказ о выдаче задания датируется 7 июля 1941 г. Когда заместитель наркома авиапромышленности А.С.Яковлев спросил у Грибовского, в какой срок он сможет спроектировать и построить такой планер, то получил твердый ответ за два месяца. Яковлев потребовал письменного ручательства, которое тут же было написано Грибовским.
Первые чертежи для изготовления Г-29 поступили в цех 11 июля, а уже 2 августа планер в основном был готов. 1 сентября 1941 г. начались первые подлеты, а 18 сентября последовало решение об организации серийного производства на двух деревообделочных заводах в городе Шумерля (завод №471) и поселке Козловка (завод №494).
Летные испытания, прошедшие в конце сентября, показали вполне приемлемые пилотажные характеристики Г-29. Для смещения центровки пустого планера вперед (это требование ВВС, на случай продолжения полета планера после покидания его десантниками на парашютах), в серии крыло передвинули немного вперед. При этом, в посадочной конфигурации с выпущенными щитками, стала наблюдаться тряска хвостового оперения. Тряску устранили путем устройства перфорации на щитках.
Сразу после окончания испытаний, 28 сентября 1941 г. Грибовский выехал на завод №471, а его заместитель Ландышев на завод №494.
18 октября в Шумерлю прибыл первый эшелон с «хозяйством» ОКБ-28, а уже 7 ноября здесь собрали первый головной десантный планер. До конца года завод №471 изготовил 10 серийных аппаратов, которые по количеству перевозимых десантников получили обозначение Г-11.
Десантный планер Г-11 (использовались также обозначения Гр-11 и Гр-29) представлял собой свободно-несущий высокоплан деревянной конструкции с объемным коробчатым фюзеляжем. Металл использовался в малых количествах только в наиболее нагруженных местах.
Планер имел неубираемое шасси с колесами размерм 600x250 мм для взлета и посадочную лыжу для посадки. В случае посадки на лыжу колесное шасси, оборудованное «ломающимся подкосом», сдвигалось назад-вверх.
Носовая часть фюзеляжа представляла собой одноместную кабину летчика с органами управления, минимальным комплектом приборов и сбрасываемым фонарем. За ней располагался десантно-грузовой отсек длиной 3,24 м и шириной 1,36–1,25 м. Десантники сидели на дощатых скамейках, расположенных вдоль бортов фюзеляжа лицом друг к другу.
Для погрузки планера и его покидания в бортах фюзеляжа имелись сбрасываемые дверцы размером 1,2x0,7м., а в потолке и в полу также сбрасываемые люки размером 0,51x0,46м. Кроме того, в каждом борту было по дпо два застекленных прямоугольных окна-иллюминатора, которые могли открываться для ведения стрельбы из личного оружия.
Производство Г-11 нарастало вплоть до июня 1942 г., когда выяснилось, что военные попросту не готовы к приему большого числа десантных планеров. Не хватало самолетов-буксировщиков и пилотов-планеристов. Так как хранение планеров в течение длительного времени не предусматривалось, их нахождение под открытым небом могло привести к снижению прочности и надежности.
В результате производство Г-11 в 1942 г. прекратили, личный состав ОКБ-28 присоединили к техперсоналу завода №471, переориентированного на производство самолетов Як-6, а Грибовский убыл в распоряжение Наркомата авиапромышленности.
Всего до прекращения выпуска в 1942 г. завод №471 выпустил 127 Г-11(плюс 11 в 1941 г.), а завод №494 -170 планеров. Таким образом, суммарный выпуск к осени 1942 г. составил 308 экземпляров Г-11.
В конце 1943 г. производство планеров восстановили на заводе в Рязани, где Грибовского назначили Главным конструктором. Первый «рязанский» Г-11 испытали в марте 1944 г. Планерист-испытатель старший лейтенант Чубуков написал в своем отзыве: «Управляемость планера достаточная. Запас рулей вполне обеспечивает вывод планера из самого тяжелого положения. Управление Г-11 подобрано чрезвычайно удачно, будучи не таким строгим, как у планера Г-14, вместе с тем обеспечивает полную управляемость в трудных условиях при любых вариантах загрузки. При выполнении фигур пилотажа штопора, переворота и бочки планер быстро выходит без запаздывания в нормальное положение. Посадка во всех вариантах загрузки проста и выполняется на малых скоростях».
В ходе серийного производства в конструкцию Г-11 вносились изменения. Начиная с экземпляра №21 на левом борту фюзеляжа оборудовали увеличенный грузовой люк шириной 1400 мм, а дверь на правом борту упразднили. С октября 1944 г. выпускались планеры с двойным управлением, амортизацией посадочной лыжи и дополнительными усилениями конструкции. В серии эти аппараты, дополнительным внешним отличием которых стал небольшой форкиль, получили обозначение Г-11У.
Производство Г-11У прекратилось в середине 1945 г., однако, спустя год возобновилось и продолжалось вплоть до 1948 г. (точных данных о количестве Г-11, произведенных в этот период, не обнаружено).
Использование Г-11 в период Великой Отечественной войны показало их высокую надежность и достаточную эффективность. Особенно активно планеры использовались для снабжения партизан в 1943–44 гг. В августе 1944-го конструктор Грибовский за доставку грузов планерами Г-11 партизанам Белоруссии был награжден медалью «Партизан Отечественной войны».
Еще в 1942 г. Грибовский на основе Г-11 разработал проект мотопланера с двигателем М-11. Рассматривалось два варианта установки двигателя: в носовой части фюзеляжа и на пилоне над крылом. После анализа преимуществ и недостатков выбрали второй вариант, который позволял осуществить переделки с минимумом изменений на любом серийном аппарате.
Мотопланер под обозначением Г-11М или Г-30 построили и испытали летом 1942 г. В дальнейшем предполагалось установить более мощный двигатель МВ-6 или два М-11 в крыльях. В последнем случае получался небольшой транспортный самолет. Развития это направление не получило в связи с прекращением в 1942 г. серийного производства Г-11. Позднее появился самолет Ще-2, и актуальность небольшого транспортного самолета с двумя М-11 была снята.
Лётно-технические характеристики Ка-50 Экипаж, чел. 1 Диаметр главного винта, м 14.5 Длина, м 13.5 Высота, м 4.9 Масса пустого вертолета, кг 7692 Масса нормальная, кг 9800 Масса максимальная взлетная, кг 10800 Макс. скорость, км/ч 390 Крейсерская скорость, км/ч 270 Практическая дальность полета, км 1160 Дальность действия, км 460 Практический потолок, м 5500 Статический потолок, м 4000 Полезная нагрузка, кг 2000 Двигатели Вариант Тип Модель Кол-во Мощность одного, кВт 1 ГТД ТВ3-117ВМА 2 1660 Авиационное артиллерийское оружие Вариант Тип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект 1 Пушка 2А42 30 1 500 Авиационные средства поражения Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг 1 ПТУР Вихрь 12 2000 2 УР ВВ 12 2000 3 НУР 80-мм 80 2000 Дополнительная информация Базовое применение Конструктор Принят на вооружение Выпуск Серийный Произведено Использование в иностранных ВВС Страна Модель (экз.) Происхождение Примечания Модификации Модель Описание В-80 №01 Первый прототип. Отличался двигателями ТВ3–117В, крылом без законцовок, широким килем с рулём направления малой площади, лопастями несущих винтов без стреловидных законцовок. Первый полёт 23 июля 1982 года. В-80 №02 Второй прототип. Отличался двигателями ТВ3–117ВМА, ПрПНК «Рубикон» К-041, пушечной установкой НППУ-80, системой кондиционирования воздуха. Первый полёт 16 августа 1983 года. В-80 №03 Третий прототип. Изготовлен в декабре 1985 года. В-80 №04 Четвёртый прототип. Отличался устройством постановки помех УВ-26, системой предупреждения о радиолокационном облучении, цифровой системой управления вооружением. Изготовлен в марте 1989 года. В-80 №05 Эталон для серии. Отличался катапультной системой К-37–800. Изготовлен в апреле 1990 года. В 1992 году участвовал в съёмках фильма «Чёрная акула». Ка-50 (В-80Ш1) «Чёрная акула» Первая серийная модификация ударного вертолета. Выпускается в Арсеньеве с 1993 года. Ка-50Ш Ночной ударный вертолет. Ка-50Н Ночной ударный вертолет. Ка-50–2 "Эрдоган" Двухместный вертолёт для Турции. Отличается кабиной с тандемным расположением лётчиков и израильской авионикой. Разрабатывается совместно с израильскими и турецкими фирмами. Ка-52 "Алигатор" (В-80Ш2) Двухместный разведывательно-ударный вертолет. Лётчики располагаюся в кабине рядом друг с другом. Галерея
ВКЛЮЧИТЬ ПОДСВЕТКУ ЛЕГЕНДА Камов Ка-50 [1982] Миль Ми-24 [1973] Миль Ми-28 [1982] Миль Ми-4АВ [1966] Миль Ми-1МУ [1958] Миль Ми-8АТМШ [1999]
Военная энциклопедия. 2014.
Грибовский — Грибовский: Грибовский, Адриан Моисеевич (1767 1834) российский государственный деятель, статс секретарь Екатерины II, надворный советник. Грибовский, Владислав Константинович (1899 1977) советский военный лётчик, планерист,… … Википедия
ГРИБОВСКИЙ — см. Старый сорт, районирован с 1974 г. Раннеспелый период вегетации от массовых всходов до уборки на зелень 32 38, до цветения 55 70 дней. Розетка приподнятая, высотой 14 25 см. 5 листьями. Листья зеленые со слаборассеченными длинными сегментами … Энциклопедия семян. Овощные культуры
ГРИБОВСКИЙ-60 — см. Озимый, стрелкующийся, острый. Луковица крупная, число зубков 7 11, кроющая чешуя красновато лиловая … Энциклопедия семян. Овощные культуры
Грибовский А. — Александр Прокопьевич Грибовский (9 мая 1918 19 марта 1945) военный лётчик, участник Великой Отечественной войны; Герой Российской Федерации (1998). Начальник связи, гвардии старшина. Родился в городе Ленинграде. Окончил 8 классов. До призыва… … Википедия
Грибовский А. П. — Александр Прокопьевич Грибовский (9 мая 1918 19 марта 1945) военный лётчик, участник Великой Отечественной войны; Герой Российской Федерации (1998). Начальник связи, гвардии старшина. Родился в городе Ленинграде. Окончил 8 классов. До призыва… … Википедия
Грибовский — кандид. Моск. унив., сост. сборн. законов о безмездном приобрет. имущ. о наследстве (1870). {Венгеров} Грибовский 1825 26 г. (6 кл.) вице губ. симбирск., 1827 28 г. (5 кл.), начальник Слободско украинской губ. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия
ГРИБОВСКИЙ — Адриан Моисеевич (1766 1833) автор мемуаров о Екатерине II. Начал службу в 1784 секретарем при Олонецком губернаторе Г. Р. Державине, но был изобличен в казнокрадстве. В рус. тур. войне 1787 91 находился в воен. походной канцелярии… … Советская историческая энциклопедия
ГРИБОВСКИЙ Владислав Константинович — (1899–1977) Советский военный летчик и авиаконструктор, полковник. В 1909 году воспитанник Гатчинского сиротского интерната десятилетний Владислав Грибовский побывал с экскурсией на аэродроме, с тех пор и заболел авиацией. Он читал все, что … Военная энциклопедия
Грибовский Адриан Моисеевич — Грибовский, Адриан Моисеевич государственный деятель (1766 1833), статс секретарь; учился в Московском университете; в 1784 86 годах служил при Державине , в Петрозаводске, казначеем приказа общественных денег, причем растратил казенные деньги,… … Биографический словарь
Грибовский Адриан Моисеевич — [26 VIII (6 IX) 1767, г. Дубны Полтавской губ. – 27 I (8 II) 1834, с. Щурово Коломенского у. Московской губ., похоронен в Старо Голутвинском м ре близ Коломны]. Сын есаула напольного полка Малороссийского казачьего войска, украинец. Мать Г.,… … Словарь русского языка XVIII века