- БТР-60П
- БТР-60П1959БРОНЕТРАНСПОРТЕР
Тактико-технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификацииВ конце 50-х годов Советская Армия для переброски подразделений пехоты применяла бронетранспортер БТР-152В1. За почти десятилетнюю эксплуатацию этих машин военные выявили ряд недостатков. Из-за бронированного корпуса значительно увеличивалась нагрузка на колеса, что негативно сказалось на проходимости, особенно в размокшем черноземе и глине. Зависимая подвеска всех мостов с дорожным просветом всего 280 мм на сильно пересеченной местности (например поле изрытое воронками) не обеспечивала достаточный свободный ход и колеса теряли сцепление с грунтом. Кроме того, для тяжелого БТР-152В1 непреодолимым препятствием становился обыкновенный окоп шириной около метра передние колеса проваливались вниз, корпус упирался в бруствер и дальнейшее движение было невозможным. Военные предложили конструкторским бюро минавтопрома приступить к разработке новой машины, оснащенной независимой подвеской всех колес, имеющей дорожный просвет не менее 350 мм. Кроме того, новый БТР должен был еще и плавать.
На Горьковском автозаводе главным конструктором проекта стал известный конструктор В.А. Дедков. К середине 1958 года первый опытный образец был готов. Требования генерального заказчика были полностью выполнены. БТРП (так условно называлась машина бронированное транспортное средство плавающее, он же ГАЗ-49) имел несущий сварной бронекорпус с плоским дном, передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе имелся встроенный редуктор, используемый для увеличения дорожного просвета. По воде машина передвигалась как за счет гребного эффекта вращающихся колес, так и при помощи специального водометного движителя реактивного типа.
В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки находились лицом к борту машины. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имелось 6 амбразур. Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из катаных броневых листов толщиной 6-8 мм.
Колеса первой и второй осей были управляемыми. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора. Пулестойкие шины большого профиля (13.00-18") имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы шириной до 2 м. В передней части корпуса была установлена лебедка с длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием 4500 кГс.
На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса устанавливался 7,62-мм пулемет СГМБ, боекомплект которого составлял 1250 патронов. БТР оснащался ночными приборами водителя ТВН-2 и командира ТКН-1, радиостанцией Р-113.
Полная масса нового БТРа достигала 9800 кг. На первых опытных образцах использовался двигатель ГАЗ-40П (форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51) мощностью 90 л.с. Однако, он оказался слишком слабым, хотя по остальным показателям вполне устраивал. Для обеспечения необходимой динамики и ходовых качеств двигатель должен был быть вдвое мощнее. Таким образом выбор пал на дизель ЯАЗ-206Б, развивавший до 205 л.с. Но этот двигатель, имевший чугунный блок цилиндров, оказался слишком тяжелым при движении на суше сцепление первой пары колес с грунтом оказывалось недостаточным, а водные препятствия бронетранспортер пересекал с сильным дифферентом на корму.
Предложенное инженерами выравнивание нагрузок на оси за счет усиления лобовой брони заказчиками было отвергнуто количество десанта при этом уменьшалось с 12 до 8 человек. Для выхода из создавшегося тупика Дедков принял неожиданное решение установить на БТР два двигателя ГАЗ-40П. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы были не сами двигатели, а только их приводы управления. Блоки двигатель-коробка передач (четырехскоростные, с синхронизаторами) располагались параллельно на корме БТРа, раздаточные коробки в средней части корпуса. От правого двигателя приводились в действие колеса первого и третьего мостов (а также лебедка), от левого двигателя колеса второго и четвертого мостов.
К концу 1959 года опытный образец БТР со сдвоенной силовой установкой был готов. Внутренняя приемная комиссия минавтопрома принятое конструкторами решение назвала авантюрным и безграмотным, но идея дублировать двигатель и трансмиссию привела военных в полный восторг. При выводе из строя одного из двигателей БТР мог продолжать двигаться со скоростью до 60 км/час по шоссе. Это собственно и решило дело. БТР-60П (такое окончательное название получил опытный образец) выиграл конкурс у ЗиЛ-153 и был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 13.11.1959 г. Бронетранспортер пошел в серию, и уже в середине 1960 года первые машины начали поступать в части. Серийное производство БТР-60П осуществлялось на Горьковском автозаводе до 1963 года.
ТТХ БТР-60П Боевая масса, т 9,8-9,9 Экипаж, чел. 2+14 Длина, мм 7220 Ширина, мм 2906 Высота, мм 2105 Клиренс, мм 475 Броня, мм: 6-10 Скорость максимальная, км/ч: 80 Скорость максимальная на плаву, км/ч: 9-10 Запас хода, км: 500 Подъем, град. 30 Высота стенки, м 0,6 Ширина рва, м 2,0 Глубина брода, м плавает Силовая установка Вариант Модель Кол-во Мощность, л.с. К ГАЗ-49 2 2 х 90 Вооружение Вариант Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1 Пулемет 7,62 СГМБ 1 1250 Гранатомет РПГ-7 5 Дополнительная информация Страна-производитель СССР Разрабочик КБ ГАЗ Год принятия на вооружение 1959 Кол-во выпущенных экземпляров Модификации Модель Особенности Кол-во экз. БТР-60ПА (ГАЗ-49А) полностью герметичный корпус и фильтровентиляционная установка БТР-60ПА1 усовершенствовенный агрегат силовой установки и силовой передачи БТР-60ПУ машина управления и связи БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) Модернизированны1 вариант БТР-60ПА БТР-60ПЗ с увеличенным углом возвышения пулеметной установки БТР-60ПБК командирский бронетранспортер МТП-2 машина технической помощи «Клен-1», 1В19 «Клен-2», 9С482 (ПУ-12), Р-137Б, Р-140БМ, Р-145БМ «Чайка», Р-156, Р-409БМ, Р-975 подвижные командные пункты и радиостанции Смотри также:
БТР-40 (1950) БТР-60П (1959) БТР-70 (1971) БТР-80 (1986) БТР-152 (1950)
Военная энциклопедия. 2014.
БТР-60П — … Википедия
БТР-152 — БТР 152 … Энциклопедия техники
БТР - "ВОСЬМИДЕСЯТКА" — На состоявшейся в прошлом году международной выставке в Турции был подписан контракт на продажу этой стране партии российских бронетранспортеров БТР 80А. Впервые новейшая российская боевая техника будет поступать на вооружение страны члена … Энциклопедия техники
БТР-152 — 1950 КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
БТР-40 — 1950 КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
БТР-80 — 1986 КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
БТР-70 — 1971 БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
БТР-60 — Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер, положивший начало целому семейству отечественных бронированных машин. Разрабатывался в ОКБ ГАЗа с 1956 года … Энциклопедия техники
БТР-60 — … Википедия
TAB-71 — БТР 60ПБ БТР 60П Классификация бронетранспортёр Боевая масса, т … Википедия