Катера специальной постройки

Катера специальной постройки

Вестник

Заложен 19.4.1782 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель Д. Масальский. Спущен 20.10.1786, вошел в состав БФ.
24,5x8,1x2,7 м.

Участвовал в войне со Швецией 1788–1790. В 1789 плавал с флотом в Балтийском море, был послан адмиралом В. Я. Чичаговым с курьером в Ревель. 2.5.1790 в составе эскадры В. Я. Чичагова участвовал в Ревельском сражении, стоял в третьей линии. 13–18.5 с отрядом выходил в крейсерство к о-ву Наргин, 7.6 прибыл в Выборгский зал. к флоту, 9.6 в составе отряда капитана 2 ранга Р. В. Кроуна встал по диспозиции на левом фланге флота между о-вом Питкопас и м. Крюсерорт. 10.6 с отрядом участвовал в бою со шведской гребной флотилией (4 судна были взяты в плен, 1 сожжено, 3 отступили в шхеры). 22.6 участвовал в Выборгском сражении, атаковал шведскую гребную флотилию, затем с эскадрой крейсировал у Гельсингфорса. 13.7 прибыл в Ревель и в тот же день в составе отряда вышел для усиления эскадры контр-адмирала И. М. Одинцова, крейсирующей у о-ва Гогланд. После 3.8, получив известие о заключении Верельского мира, эскадра вернулась в Ревель. В 1791–1795 «Вестник» находился в практических плаваниях в Финском зал. (?)

Командиры: М. Н. Лизунов (1789), Е. П. Гетцен (1790–1795).

Волхов

Заложен 24.5.1787 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель М. Сарычев. Спущен 8.5.1788, вошел в состав БФ.
22x6,1x2,9 м; 12 24-фн карронад и 20 фальконетов.

Участвовал в войне со Швецией 1788–1790. В 1788 определен в состав эскадры вице-адмирала А. И. фон Круза, предназначенной для защиты о-ва Котлин. В 7–9.1788 крейсировал с отрядом у Красной Горки. В 9.1789 в составе отряда капитана 1 ранга Я. И. Тревенена крейсировал в Финском зал. у пр-ва Барезунд, 8.9 участвовал в сражении со шведскими гребными судами и береговыми батареями, защищавшими вход в пролив. 15.10 прибыл в Ревель. 2.5.1790 в составе эскадры адмирала В. Я. Чичагова участвовал в Ревельском сражении, стоял в третьей линии. 7.6 пришел в Выборгский зал. к флоту, 9.6 встал по диспозиции в составе главных сил. 22.6 участвовал в Выборгском сражении и преследовании шведского флота. В 1791 выходил на Кронштадтский рейд для обучения экипажа. В 1794 и 1798 находился в практических плаваниях в Финском зал. В 1795 занимал брандвахтенный пост в Либаве. Разобран после 1800.

Командиры: Л. И. Макшеев (с 1788 до 6.1790), И. Б. Селиванов (с 6.1790 по 1791), В. Ф. Римшнейдер (1794), И. П. Бекман (1795), Д. Монк (1798).

Нева

Заложен 24.5.1787 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель Поспелов. Спущен 8.5.1788, вошел в состав БФ.
21x6,3x3 м; 8 орудий; 60 человек.

В 5.1788 определен в состав эскадры адмирала С. К. Грейга, готовящейся к походу в Средиземное море (поход был отменен из-за начавшейся войны со Швецией). Участвовал в войне со Швецией 1788–1790. В начале июня 1788 выходил из Кронштадта для наблюдения за шведским флотом, а 30.6 в составе эскадры С. К. Грейга вышел на поиск неприятеля. 6.7 участвовал в Гогландском сражении (в составе кордебаталии), затем с эскадрой крейсировал в Финском зал. С 14.8 по 15.10 в составе отряда капитана 1 ранга Я. И. Тревенена крейсировал у п-ова Гангут. 16.5–26.6.1789 с отрядом капитана 2 ранга Н. И. Шешукова ходил из Ревеля к п-ову Паркалаут для блокады шхерного фарватера, 21.6 участвовал в сражении со шведской гребной флотилией. 2.7 в составе эскадры адмирала В. Я. Чичагова вышел из Ревеля в Балтийское море на поиск шведского флота, 15.7 участвовал в Эландском сражении. В 9.1789 в составе отряда Я. И. Тревенена крейсировал у пр-ва Барезунд, 8.9 участвовал в сражении со шведскими судами и береговыми батареями, защищавшими вход в пролив. В 10.1789 перешел в Ревель, а затем в Кронштадт. В 1790 крейсировал в Финском зал., конвоировал транспортные суда с провиантом и водой от Кронштадта до Выборгского зал., где стоял флот. В 1791 и 1792 находился в Кронштадте. Участвовал в войне с Францией 1792–1797. 9.6.1793 с эскадрой В. Я. Чичагова пришел из Кронштадта в Ревель, 30.6 покинул Ревель и 10.7 прибыл к о-ву Мэн, а 14.7 в Копенгаген. С 19.7 с эскадрой адмирала А. И. фон Круза крейсировал в Северном море, 8.8 вернулся в Копенгаген, а затем ушел в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1798–1800. В 6–8.1798 в составе эскадры А. И. фон Круза крейсировал в Балтийском море (до о-ва Борнгольм). Разобран после 1800.

Командиры: Н. И. Броун (1788–1789), И. Г. Фофанов (1790–1793), И. К. Сеченов (1794), Л. Я. Заостровской (1798).

Летучий

Заложен 3.11.1787 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель Д. Масальский. Спущен 14.5.1788, вошел в состав БФ.
23,8x9,1x3,2 м.

В 5.1788 определен в состав эскадры адмирала С. К. Грейга, предназначенной для похода в Средиземное море (поход был отменен из-за начавшейся войны со Швецией). Участвовал в войне со Швецией 1788–1790. 30.6.1788 с эскадрой С. К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск шведского флота. 6.7 участвовал в Гогландском сражении (в составе авангардии), а затем с эскадрой крейсировал в Финском зал. 20.7 во время шторма у о-ва Сескар на катере были сломаны мачты и бушприт, и под фальшивым вооружением он ушел в Кронштадт. В 5.1789 с отрядом выходил в крейсерство в Финский зал. 6.6 в составе отряда капитана 2 ранга Н. И. Шешукова отправлен для осмотра шхер у п-ова Паркалаут, 21.6 участвовал в сражении со шведской гребной флотилией. В 8.1789 в составе отряда капитана 1 ранга В. И. Глебова находился у п-ова Паркалаут. 15 и 17.8 суда отряда отражали атаки шведской гребной флотилии. В 9.1789 «Летучий» крейсировал у пр-ва Барезунд в составе отряда капитана 1 ранга Я. И. Тревенена, 8.9 участвовал в сражении со шведскими судами и береговыми батареями, защищавшими вход в пролив. 15.10 прибыл в Ревель. 2.5.1790 в составе эскадры адмирала В. Я. Чичагова участвовал в Ревельском сражении, стоял в третьей линии. С 8 по 18.5 с отрядом крейсировал в Финском зал., 7.6 прибыл в Выборгский зал. к флоту, 9.6 встал по диспозиции в составе отряда капитана 2 ранга Р. В. Кроуна на левом фланге флота между о-вом Питкопас и м. Крюсерорт. 10.6 отряд участвовал в бою со шведской гребной флотилией (4 судна были взяты в плен, 1 сожжено, 3 отступили в шхеры), 19.6 атаковал шведские гребные суда и загнал их в шхеры. 22.6 «Летучий» участвовал в Выборгском сражении. В 1791 и 1792 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море. В 1793 стоял в Кронштадтском порту, летом выходил на рейд. Разобран после 1794.

Командиры: С. Г. Скотт (1788), С. С. Палицын (1789), М. Н. Лизунов (до 8.5.1790), М. Ф. Бартенев (с 8.5.1790), А. Ф. Фетцов (1791), А. П. Еремеев (с 7.1792), А. Я. Побединский (до 6.1793), Н. Ф. Дегалето (с 6.1793).

Надёжный

Заложен 20.5.1787 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель В. Д. Власов. Спущен 24.5.1788, вошел в состав БФ.
19,8x5,9x2,7 м; 8 орудий.

Участвовал в войне со Швецией 1788–1790. В 5.1790 перешел из Кронштадта в Выборгский зал. для соединения с флотом, использовался для посылок адмиралом В. Я. Чичаговым, в 1791 плавал в Финском зал. В 1796 и 1802–1805 занимал брандвахтенный пост в Кронштадте. Разобран в 1815 в Кронштадте.

Командиры: Д. П. Сахновской (1790), Г. В. Левин (до 8.1791), Соколов (1796), А. М. Пильгард (1802–1805).

Счастливый

Заложен 20.5.1787 на Кронштадтской верфи. Строитель Капаев. Спущен 24.5.1788, вошел в состав БФ.
20,4x6,1x2,8 м; 8 орудий; 58 человек.

В 5.1788 определен в состав эскадры адмирала С. К. Грейга, предназначенной для похода в Средиземное море (поход был отменен из-за начавшейся войны со Швецией). Участвовал в войне со Швецией 1788–1790. 30.6.1788 с эскадрой С. К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск шведского флота, 6.7 участвовал в Гогландском сражении (в составе арьергарда), затем крейсировал с эскадрой в Финском зал. В 5–6.1789 с отрядом
капитана 2 ранга Н. И. Шешукова находился у п-ова Паркалаут, 21.6 участвовал в сражении со шведской гребной флотилией. В 9.1789 в составе отряда капитана 1 ранга Я. И. Тревенена крейсировал у пр-ва Барезунд, 8.9 участвовал в сражении со шведскими гребными судами и береговыми батареями, защищавшими вход в пролив. 15.10 прибыл в Ревель. С 29.4 по 2.5.1790 выходил в крейсерство в Финский зал., но, обнаружив шведскую эскадру, вернулся на Ревельский рейд. 2.5 в составе эскадры адмирала В. Я. Чичагова участвовал в Ревельском сражении, стоял в третьей линии. 7.6 прибыл в Выборгский зал. к флоту и встал по диспозиции в составе отряда капитана 2 ранга Р. В. Кроуна между о-вом Питкопас и м. Крюсерорт. 10.6 отряд участвовал в бою со шведской гребной флотилией (4 судна были взяты в плен, 1 сожжено, 3 отступили в шхеры), 19.6 атаковал шведские гребные суда и загнал их в шхеры. 22.6 участвовал в Выборгском сражении. В 1791–1795 находился на Кронштадтском рейде. Разобран после 1795.

Командиры: Д. Лялле (Лалле) (1788–1790), Г. П. Шельтинг (1791), Ф. В. Кандлер (1793), А. С. Глазатов (1794), А. Р. Качалов (1795).

Чёрный орёл

Заложен в 1790 в Нижнекамчатске. Строитель P. P. Галл. Спущен 31.5.1791, вошел в состав ОФл.

Построен для экспедиции И. И. Биллингса и Г. А. Сарычева.

2.9.1791 пришел к о-ву Уналашка, где находилось второе судно экспедиции «Слава России». 16.5–19.6.1792 суда перешли в Петропавловский порт. 18.9.1792 катер прибыл в Охотск. В 1793–1806 находился в плаваниях в Охотском море. В 1806 штормом выброшен на берег у Ямского о-ва, но впоследствии был снят ив 1808 сдан к Охотскому порту за негодностью.

Командиры: P.P. Галл (до 2.9.1791), Г. А. Сарычев (со 2.9.1791 по 1792).

Стрела

Заложен (?) на Кронштадтской верфи. Строитель В. Д. Власов. Спущен в 1804, вошел в состав БФ.
20 орудий.

В 1805 находился в практическом плавании в Финском зал. Участвовал в войне с Францией 1804–1807. 19.8.1806 в составе эскадры капитан-командора И. А. Игнатьева вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Ревель — Копенгаген — Портсмут — Гибралтар — Мессина и 21.12 прибыл в Корфу. 1.1.1807 пришел в Котор, где присоединился к эскадре вице-адмирала Д. Н. Сенявина. В 2.1807 после ухода эскадры Д. Н. Сенявина к пр-ву Дарданеллы КА «Стрела» остался в Адриатическом море в составе эскадры капитан-командора И. А. Баратынского 4-го для защиты Ионической республики (Республика Семи Островов), крейсировал у Курцало. 22.5 с отрядом И. А. Баратынского подошел к Сполатро, 25.5 обстреливал французские войска, 26.5 участвовал в высадке десанта у Сполатро, 28.5 у Алмиссы (крепость была взята), 31.5 перешел к г. Макарска, а затем к о-ву Браццо и Котору. После сдачи Котора французам с эскадрой 23.8 прибыл в Корфу. 12–28.12.1807 в составе отряда капитан-командора И. О. Салтанова перешел в Триест, а 20.1.1808 в Венецию. 27.9.1809 было получено Высочайшее повеление о продаже судов французскому правительству. 24.3.1810 экипаж отправился из Венеции через Венгрию и Галицию в Кронштадт.

Командиры: Д. П. Буланин (1805), И. Г. Гамалея (1806–1808).

Соломбал

Заложен 16.7.1804 на Соломбальской верфи. Строитель А. М. Курочкин. Спущен 1.7.1805, вошел в состав БелФл.
30,2 (по палубе) х9,1х3,7 м; 20 орудий.

В 1805, 1806 и 1809–1821 ежегодно находился в плаваниях в Белом море, занимал брандвахтенный пост в Архангельске. В 1807 и 1808, во время войны с Англией 1807–1812, входил в состав отряда, предназначенного для обороны Архангельска и охраны судоходства в Белом море. Разобран в 1825 в Архангельске.

Командиры: князь Ф. А. Мещерский (1805–1808), Ф. О. Коведяев (1809), Ф. И. Языков-большой (1810), Е. А. Борисов (1815–1817), В. И. Истомин (1818–1819), Е. В. Мутовкин (1821).

Опыт

Заложен в 1805 в С.-Петербургском Главном адмиралтействе. Строитель И. В. Курепанов. Спущен 9.10.1806, вошел в состав БФ.
20,1x6,7x2,8 м; 14 12-фн карронад; 53 человека.

В 1807 находился в плавании в Финском зал. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808–1809. 28.5.1808 в составе отряда капитана 2 ранга графа Л. П. Гейдена прибыл из Кронштадта в Свеаборг для усиления его обороны. 4.6 вместе с КВТ «Шарлота» вышел в крейсерство в район между Свеаборгом и п-овом Гангут. Во время плавания суда разлучились, «Опыт» вернулся в Свеаборг и был послан на поиск корвета. 11.6 он был настигнут 44-пушечным английским ФР «Solset», завязалась ожесточенная перестрелка. Во время наступившего штиля катер пытался уйти на веслах, но был остановлен внезапно налетевшим шквалом. Вражеский фрегат подошел на пистолетный выстрел и дал два залпа, в результате чего были убиты 2 человека и ранены 11, в том числе и командир. После четырехчасового боя «Опыт» был взят в плен. Из уважения к храбрости русских моряков командир фрегата вернул Г. И. Невельскому шпагу со словами: «Кому же она нужна, как не такому храбрецу, как вы». 16.6 англичане высадили экипаж катера у Либавы.

Командир: Г. И. Невельской (1807–1808).

Святой Зотик

Заложен 22.3.1806 на Охотской верфи. Строитель Н. Попов. Спущен 8.7.1806, вошел в состав ОФл.

В 1807–1811 находился в плаваниях между портами Охотского моря. 24.7.1812 вместе со ШЛ «Диана» вышел из Охотска и 28.8 прибыл в зал. Измены на о-ве Кунашир, где в японском плену находились командир шлюпа В. М. Головнин и 7 матросов. 11.9 суда вышли в Петропавловский порт. В пути катер разбился у Большерецка, но экипаж был спасен.

Командир: Н.И. Филатов (1812).

Навигатор

Место постройки, дата закладки и фамилия строителя неизвестны. Спущен в 1806, вошел в состав БФ.

8 орудий.

В 1807–1817 ходил по Финскому зал. для осмотра и снабжения маяков. В 1812 после начала Отечественной войны доставил баварского посланника из С.-Петербурга в Пиллау. В 10.1812 конвоировал транспортные суда, перевозившие российско-германский легион из Ревеля в порты Финляндии. Разобран в 1819 в Ревеле.

Командиры: И. Я. Повало-Швейковский (с 1810 до 6.1814), И. П. Гамалея (с 6.1814), Харитоновский (1815–1816).

Колым

Заложен 29.1.1819 на Охтенской верфи. Строитель В. Ф. Стоке. Спущен 1.6.1819, вошел в состав БФ.
21,7x7,6x2,9 м; 12 орудий.

В 1820–1828 ежегодно находился в практических плаваниях в Финском и Ботническом зал., занимал брандвахтенные посты в Або и у о-ва Флисеберг. Разобран в 1830 в Кронштадте.

Командиры: Н. М. Кропотов (1820), П. И. Тыртов (1821–1822), П. И. Лотырев (1823), Г.В. Шулепников (1825), П.Ф. Рудников (1827), Вопиянов (1828).

Сокол

Заложен 19.11.1820 в Севастопольском адмиралтействе. Строитель И. Я. Осминин. Спущен 7.8.1821, вошел в состав ЧФ.
16,4x6,8x2,8 м; 12/15 орудий.

В 1821–1825 ежегодно находился в практических плаваниях в Черном море. В 1826 конвоировал транспорты из Николаева в Сухум-Кале. В 1827 в составе отряда действовал у Кавказского побережья. Участвовал в войне с Турцией 1828–1829. 3.5.1828 пришел из Севастополя к Анапе и присоединился к эскадре вице-адмирала А. С. Грейга. 5.5 в составе отряда вышел в крейсерство у берегов Абхазии, 6.5 у Суджук-Кале потопил турецкое судно. 9.5 обнаружил турецкое судно, подойдя к нему на пистолетный выстрел, дал бортовой залп, захватил его (на судне находились 200 солдат) и привел на буксире к Анапе. 14.5 отправлен в крейсерство к анатолийскому берегу, но из-за повреждений корпуса 4.6 вернулся в Севастополь для исправлений. 13.6 прибыл из Севастополя к флоту, находившемуся у Анапы. 15.6 вновь отправлен в крейсерство к анатолийскому берегу, а 27.7 прибыл к флоту, стоявшему у Варны. В 8.1828 ходил в крейсерство к пр-ву Босфор, затем вернулся в Севастополь. В 1829 конвоировал транспорты из Одессы в Батум, а затем крейсировал у Кавказского побережья. Тимберован в 1834. В 1835–1841 занимал барндвахтенные посты в Сухум-Кале и Евпатории. Разобран в 1846.

Командиры: Г. А. Синицын (1821), А. Д. Кузнецов (1822–1825), П. М. Вукотич (1826–1828), С. К. Семчевский (1829), М. А. Кострицын (1830–1832), И. Д. Курковский (1833–1835), Н. Д. Дирин (1839–1841).

Жаворонок

Заложен 20.4.1825 в Севастопольском адмиралтействе. Строитель И. Я. Осминин. Спущен 28.10.1825, вошел в состав ЧФ.
15 меж. перп. х6,1х3 м; 12/15 орудий.

В 1826 и 1827 крейсировал у Кавказского побережья. Участвовал в войне с Турцией 1828–1829. 21.4.1828 в составе эскадры вице-адмирала А. С. Грейга вышел из Севастополя и 2.5 прибыл к Анапе. 6.5 вместе с судами эскадры огнем прикрывал высадку войск у Анапы. 24–26.5 доставил пленных турок в Керчь. 31.5 отправлен в Сухум-Кале, где находился до сентября (14.7 блокировал с моря крепость Поти во время штурма и взятия ее русскими войсками), затем вернулся в Севастополь. 19.4.1829 вместе с эскадрой прибыл в Сизополь и был отправлен в крейсерство в Бургасский зал., где 21.4 потопил турецкий барказ, несмотря на огонь с берега из двух орудий и 400 ружей. В 5–7.1829 находился с флотом у Сизополя, дважды ходил с депешами в Варну. В августе конвоировал транспорты из устья Дуная в Одессу. 11.9 отправлен в Варну для занятия брандвахтенного поста. В 1831–1835 ежегодно в составе отрядов крейсировал у Кавказского побережья. 25–27.7.1831 в составе отряда капитана 2 ранга Г. И. Немтинова участвовал в высадке десанта в Геленджикской бухте. В 1836–1843 занимал брандвахтенный пост в Керченском пр-ве. Разобран в 1844.

Командиры: М. И. Бардака (1826), Е. И. Колтовской (до 8.1827), B. C. Харичков (с 8.1827 до 9.1830), В. Г. Рюмин (с 9.1830), И. Д. Курковский (1831), Л. Е. Манюк (1832), М. А. Кострицын (1833), А. П. Ванслов (1834–1837), И. Ф. Юнге (1839), Л. Я. Кульчицкий (1840), А. С. Певцов (1841–1842), Н. Д. Дирин (1843).


 


Смотри также:

Катера специальной постройки
Катера специальной постройки
Тип «Лебедь»
Тип «Сокол»
Тип «Номерной»
Тип «Вестник»
Тип «Бегун»
Тип «Жемчуг»
Тип «Дрозд»
Тип «Вестник»
Тип «Ласточка»
Катера, купленные за границей
Катера, купленные за границей
Тип «Лось»

 

Военная энциклопедия. 2014.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Катера специальной постройки" в других словарях:

  • Бомбардирские катера специальной постройки — № 7 (Ксенофонт) Заложен (?) на Кременчугской верфи. Строитель Торошилов. Спущен в 1788, вошел в состав ЧФ. 16,8x15,5x1,8 м; 5 пуд. мортира и 4 6 фн пушки. Участвовал в войне с Турцией 1787–1791. 17.10.1790 в составе гребной флотилии… …   Военная энциклопедия

  • Катера — (коттера) — легкие одно двухмачтовые суда, предназначенные для разведывательной, посыльной и крейсерской службы. В зависимости от размеров имели от 8 до 38 орудий — пушек или карронад. В составе Российского флота находились с 1782 до… …   Военная энциклопедия

  • Катера, купленные за границей — Меркурий Куплен Англии в 1788, вошел в состав БФ. 29,4 (по палубе) х9,2х4,1 м; 22 24 фн карронады; 110 человек. Участвовал в войне со Швецией 1788–1790. 28.6.1788 пришел в Копенгаген и присоединился к эскадре вице адмирала В. П. Фондезина.… …   Военная энциклопедия

  • Катера Типа Номерной — Типа Номерной 4 единицы Четыре бомбардирских катера. Построены на Галерной верфи С. Петербурга Поспеловым. 17,1x6,3x2 м; 2 3 пуд. гаубицы, 4 единорога и 10 фальконетов; 22 весла; 76 человек (в том числе 44 солдата в качестве гребцов). № 1… …   Военная энциклопедия

  • Бомбардирские катера — — суда гребного флота, предназначенные для бомбардировки береговых укреплений и судов противника. Они имели на вооружении по две 3 пуд. гаубицы или по два 2 пуд. единорога и по четыре 12 фн или 6 фн пушки и фальконеты. Иногда вместо гаубиц… …   Военная энциклопедия

  • Артиллерийские катера проекта 1204 — Артиллерийские катера проекта 1204, шифр «Шмель» Проект Страна …   Википедия

  • Патрульные катера типа «Флювефискен» — дат. Flyvefisken klassen …   Википедия

  • Парусный флот — Смотри также: Парусный флот Военные суда, построенные до учреждения регулярного флота Ботик Петра I Орел Суда Переславской «Потешной» флотилии Суда флотилии Военные суда Российского регулярного флота Корабельный флот …   Военная энциклопедия

  • Типа Дрозд — 10 единиц Десять 14 пушечных катеров, построенные на Лодейнопольской верфи Г. С. Исаковым и А. П. Антипьевым. 20,4x6,9x3,1 м; 14 орудий. Дрозд Заложен (?), спущен в 1808, вошел в состав БФ. Участвовал в войне со Швецией 1808–1809. В 5.1809… …   Военная энциклопедия

  • Типа Бегун — 2 единицы Два 8 пушечных катера, построенные на Кронштадтской верфи В. Д. Власовым. 16,8x5,5x2,3 м; 8 орудий. Бегун Заложен (?), спущен в 1804, вошел в состав БФ. В 1805 и 1806 находился в практических плаваниях в Балтийском море (заходил в… …   Военная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»