В 1946 году ОКБ-172 разработало технический проект двухо-рудийной универсальной башенной установки БЛ-109 для лидеров и эсминцев. В 1-м квартале 1947 года ОКБ-172 закончило рабочие чертежи БЛ-109 с расчетом установки на эсминцы проекта 30бис.
Изготовление БЛ-109 планировалось на Ленинградском металлическом заводе, а качающихся частей – на заводе «Большевик». Однако позже было решено, что последний будет изготавливать установки полностью. Завод «Большевик» собрал 6 установок.
Установка БЛ-109 на эсминцы проекта 30бис требовала доработки в техническом проекте корабля, с чем не согласилось Министерство судостроительной промышленности, и на эсминцы вновь стали ставить старые башни Б-2ЛМ.
В 1948 году ОКБ-172 выпустило эскизный проект двух башен БЛ-109А на линейных ледоколах типа «Сталин».
По шесть башен БЛ-109А планировалось установить на строившихся тяжелых крейсерах проекта 82. В марте 1953 года работы по крейсерам проекта 82 были прекращены. К тому времени завод «Большевик» успел сдать 12 качающихся частей БЛ-109А. Летом 1953 года система БЛ-109 была переименована в 2М-109.
Ствол БЛ-109 состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. Затвор клиновой горизонтальный, полуавтоматика копирного типа. Привод ручной.
Канал ствола БЛ-109 идентичен каналу ствола СМ-2–1. Боеприпасы и баллистические данные полностью совпадают с СМ-2–1.
Подача боеприпасов осуществлялась постоянно движущейся цепью. Досылатель гидропневматический. Накатник пневматический.
Управление стрельбой производилось при помощи радиолокатора «Сириус Б» («ШТАГ-Б»).
Управление приводами наведения дистанционное (система БЛ-200), местное и ручное.
При весе снаряда 33,4 кг, весе заряда 12,92 кг и начальной скорости 950–1000 м/с дальность стрельбы составляла 32390 м, досягаемость 22,4 км.
Заряжание раздельно-гильзовое. Вес гильзы 27,8 кг.
|
Тактико-технические характеристики | БЛ-109 |
Калибр, мм | 130 |
Длина ствола полная, мм | 7810 |
Длина ствола полная, клб | 60,1 |
Длина канала, мм | 7050 |
Длина канала, клб | 54,2 |
Объем каморы, дм3 | 19,6 |
Вес затвора, кг | 150 |
Вес свободной трубы, кг | 1177 |
Вес ствола с казенником и затвором, кг | 4880 |
Угол ВН, град | -8; +83 |
Угол ГН, град | 320 |
Скорость ВН от электродвигателя, град/с | 20 |
Скорость ВН вручную, град/с | 5 |
Скорость ГН от электродвигателя, град/с | 20 |
Скорость ГН вручную, град/с | 1,2 |
Длина отката, мм | 600 |
Высота линии огня над палубой, мм | 1945 |
Бронирование стенок (в зависимости от варианта бронирования), мм | 8-25 |
Бронирование крыши, мм | 8-25 |
Бронирование качающегося щита, мм | 8-12 |
Бронирование шельфа, мм | 6-8 |
Длина башни с 8-мм броней, мм | 5846 |
Ширина башни с 8-мм броней, мм | 4536 |
Высота крыши над палубой с 8-мм броней, мм | 3013 |
Радиус обметания с 8-мм броней по стволу, мм | 6600 |
Радиус обметания с 8-мм броней по броне, мм | 3450 |
Вес Откатная часть одного орудия, т | 6,1 |
Вес качающейся части одного орудия, т | 9,25 |
Вес неподвижной части башни, т | 6,2 |
Вес вращающейся части (с 8 мм броней), т | 49,8 |
Вес вращающейся части (с 8 мм броней), т | 56,0 |
Вес вращающейся части (с 12 мм броней), т | 51,8 |
Вес всей установки (с 12 мм броней), т | 58,0 |
Скорострельность (одного ствола) с заряжанием от электродвигателя, выстр./мин | 15 |
Скорострельность (одного ствола) с заряжанием вручную, выстр./мин | 8 |
Число подач в минуту, выстр. | 2x17 |
Расчет башни, чел. | 23 |
Расчет с погребами, чел | 27 |
Прицелы | ВБ-1, МБ-1 |
|
|
| |