- 180/57-мм одноорудийная щитовая установка МУ-1
- 180/57-мм одноорудийная щитовая установкаМУ-1
Тактико-техническое задание на установку МУ-1 с баллистикой пушки Б-1-П было выдано в 1939 году, и в том же году ОКБ-172 спроектировало МУ-1.
В 1940 году работы над МУ-1 были приостановлены из-за форсирования работ по МУ-2 и возобновлены в 1943 году. В 1943 году ОКБ-172 разработало технический проект, который был утвержден начальником Артиллерийского управления 22 июня 1944 года.
Согласно Постановлению ГКО № 7849 от 16 марта 1945 года изготовление серии МУ-1 началось без предварительной постройки и испытания головного образца. Завод «Баррикады» выпустил серию в двенадцать качающихся частей МУ-1 в 1947 году.
Двенадцать установок МУ-1 сделал Ленинградский металлический завод. Причем клепаный стол был заменен на сварной. В 4-м квартале 1947 года ЛМЗ выпустил восемь установок и в 1-м квартале 1948 года – еще четыре.
Головной образец МУ-1 (ствол № 3, станок № 2) был испытан на полигоне в два этапа: с 26 октября по 3 декабря 1947 года и с 19 февраля по 20 марта 1948 года. Всего сделано 352 выстрела. Результаты признаны удовлетворительными, и МУ-1 рекомендована к принятию на вооружение.
Первые четыре установки МУ-1 (№ 5, 6, 7 и 8), в соответствии с Постановлением СМ от 30 декабря 1949 года № 5924–2227сс, в 1952 году были смонтированы на батарее № 127 (строилась с 1950 по 1953 год) в Порт-Артуре. Государственные испытания батареи проходили с ноября 1953 года по январь 1954 года. Приказом Главкома ВМС от 9 апреля 1954 года № 00137 180-мм четыре-хорудийная батарея МУ-1 с ПУС «Москва-2с-ЦМ» была принята в состав береговой обороны Порт-Артура.
В 1953 году на Камчатке у мыса Безымянный началось строительство батареи № 41 в составе четырех установок МУ-1. Батарея № 41 была введена в строй в 1957 году, а директивой Главного штаба ВМФ от 12 марта 1974 года – расформирована.
В палубном варианте МУ-1 предполагалось устанавливать на кораблях, а в береговом варианте – в одноорудийных башнях. Кроме того, качающаяся часть МУ-1 могла размещаться на железнодорожном транспортере ТМ-1–180, на береговой щитовой установке МО-1–180 и на береговой башенной установке МБ-2–180.
В конце 1946 года ОКБ-172 разработало чертежи левой и правой качающихся частей МУ-1-Б и МБ-2–180.
Основные отличия качающейся части МУ-1 от качающейся части Б-1-П:
1) оригинальный привод затвора;
2) изменена конструкция рамы затвора;
3) изменен стопор поршня;
4) изменено крепление казенника к кожуху;
5) введен пружинный уравновешивающий механизм;
6) упрощена технология люльки.Ствол лейнирован. Затвор поршневой двухтактного действия, при открывании откидывался вверх. Открывание затвора производилось от электрического привода, автоматическое включение которого осуществлялось с помощью электроконтакта в конце наката орудия. Электродвигатель привода установлен на фундаменте, закрепленном на левой стороне люльки.
Затвор мог быть открыт при углах +4°; +20°, если лоток выведен из зоны отката. Автоматическое закрывание затвора производилось при переводе лотка из положения заряжания в положение загрузки. При необходимости нажимом кнопки можно было закрыть затвор на любом угле возвышения.
Досылка производилась пружинным досылателем броскового типа. Взвод досылателя происходил при накате орудия, а спуск – поворотом рукояти привода. Досылатель служил для досылки в канал ствола снаряда, уложенного на лоток заряжания. Первая досылка производилась ручным прибойником или взводом досылателя искусственным откатом. Досылка полузаряда производилась вручную.
Серийная установка МУ-1 предназначалась для стационарных береговых батарей. Кроме того, она могла быть использована для создания временных батарей. В таком случае вместо центральной подачи боеприпасов из перегрузочного отделения предусмотрены приспособления для наружной подноски и загрузки снарядов через окна в броне.
Перегрузочное отделение находилось в бетонном блоке. Толщина бетонного перекрытия погреба 1600 мм. Вместимость погреба 200 выстр. Подача боеприпасов только ручная.
Через полость боевого штыря проходила из перегрузочного отделения шахта снарядной подачи, зарядная труба, электрокабели и шланги для подачи сжатого воздуха.
Неподвижное основание – опора вращающейся части, служило для крепления ее к закладным частям бетонного блока. Представляло собой литое кольцо с фланцем и ребрами жесткости.
Прицельные устройства – Б-13–1 и ЛБ-13–1. Система ПУС «Москва».
Тактико-технические характеристики МУ-1 Калибр, мм 180 Длина ствола, клб 57 Объем каморы, дм3 52,27 Угол ВН (от электродвигателя), град -1°55'; +39°59' Угол ВН (вручную), град -2°10'; +40°19' Угол ГН, град ±320 Длина отката наибольшая, мм 850 Длина отката предельная (до упора), мм 900 Радиус обметания, мм по вращающейся броне 3875 Длина брони наружная, мм 5579 Ширина брони, мм 3760 Высота брони, мм 3160 Толщина брони, мм 50-75 Вес откатных частей, т около 18 Вес качающейся части, т 26,3 Вес брони, т 33,35 Вес вращающейся части, т 80,65 Вес всей системы, т 94,8 Скорострельность при угле ВН 0 ; +9°, выстр./мин 4–5,0 Скорострельность при угле ВН +9°; +15°, выстр./мин 5 Скорострельность при угле ВН +15°; +40°, выстр./мин 4–4 Скорострельность при ручном заряжании, выстр./мин 1,5–2 Расчет в боевом отделении с погребом, чел. 11 Прицелы Б-13–1 и ЛБ-13–1 Скорость подачи снарядов, выстр./мин 6 Усилие двух номеров на подаче, кг 2х15
Смотри также:
Стационарные 180/57-мм МУ-1 152-мм МУ-2 Подвижные 100-мм С-65 и КСМ-65 130-мм СМ-4-1 152-мм СМ-9 130-мм А-222 «Берег»
Военная энциклопедия. 2014.