Проектирование 152-мм подвижных береговых установок началось еще в 1941 году. Так, в конце 1941 года в томской группе ОКБ-172 были выполнены эскизные проекты установки 152-мм качающихся частей МУ-2 и Б-38 на гусеничные лафеты полевой 203-мм гаубицы Б-4, а также проект установки МУ-2 на возимом основании (проект МУ-2П).
В 1941 году АНИИ разработал аванпроект 152-мм береговой подвижной установки AM-1–152 с качающейся частью от МУ-2. Угол вертикального наведения 0°; +40°, угол горизонтального наведения 360°. Приводы наведения ручные, скорость вертикального наведения 3 град/с, горизонтального наведения – 2 град/с. Подача боеприпасов ручная.
На основе аванпроекта АМ-1–152 в МАЦКБ под руководством А. Г. Гаврилова была начата разработка 152-мм установки на мехтяге СМ-9. Технический проект был закончен в 1945 году, а в 1947 году заводу № 172 (г. Пермь) выдан заказ на изготовление одного опытного образца установки СМ-9. Качающаяся часть и нижнее основание с шаровым погоном выполнял завод № 232. К концу 1948 года завод № 172 изготовил все заказанные ему конструкции, но собрать установку не мог, так как основание с шаровым погоном не было доставлено с завода № 232. В начале 1949 года установка была собрана и прошла заводские испытания в Перми. С 25 августа по декабрь 1949 года на НИАПе проведена вторая часть заводских испытаний, которая не могла быть выполнена по условиям полигона завода № 172. Испытания выявили много конструктивных недоработок. В мае-июне 1950 года на Ржевке прошли полигонные испытания, а в феврале 1952 года – государственные испытания. Однако СМ-9 на вооружение принята не была, а направлена на доработку.
В ЦКБ-34 под руководством Б. С. Короткова система была доработана и получила индекс СМ-9–1. В конце 1954 года четыре качающиеся части к СМ-9–1 были изготовлены на заводе № 232, затем отстреляны на НИМАПе на полигонном станке, приняты ВМФ и в 1-м квартале 1955 года отправлены на завод № 221.
В 1955–1956 годах завод «Баррикады» подготовил четыре установки СМ-9–1. Комплекс в составе четырехорудийной батареи в сентябре-ноябре 1956 года в районе Севастополя прошел государственные испытания.
Артустановка государственные испытания выдержала, а комиссия по результатам испытаний отметила, что артустановка легко осваивается личным составом, имеет лучшую кучность по сравнению с железнодорожной при одинаковой баллистике, устойчива на походе при достаточной проходимости и маневренности, но переход из походного положения в боевое занимает много времени. В состав комплекса рекомендовано включить систему ПУС «Бурея» и АРЛС «Бурун».
В 1957 году Артиллерийское управление ВМФ приняло решение о нецелесообразности принятия на вооружение ВМФ установки СМ-9–1, так как ее тактико-технические характеристики имеют незначительные преимущества перед 130-мм установкой СМ-4–1.
Приказом Главкома ВМФ № 0065 от 12 марта 1957 года 152-мм установка СМ-9–1 в составе батареи была принята к боевой эксплуатации на Черноморском флоте, но в серийное производство не рекомендована.
К 1 января 1991 года все четыре установки СМ-9–1 находились на складе Черноморского флота.
Качающаяся часть СМ-9–1 взята от МУ-2МБ. Ствол состоит из лейнера, моноблока и казенника.
Затвор поршневой двухтактный. Привод затвора ручной, усилие на рукояти затвора до 10 кг. Заряжание картузное. Снаряд досылается ручным прибойником, а заряд – вручную. Люлька литая цилиндрической формы. Тормоз отката гидравлический веретенного типа. Накатник пневматический.
Механизм вертикального наведения секторного типа, привод ручной, усилие на маховик до 10 кг. Механизм горизонтального наведения имеет также ручной привод. Шаровой погон содержит один ряд шаров.
Основание представляет собой сварной корпус с шестью сварными станинами, из которых две хребтовые и четыре откидные. В концы станин вмонтированы винтовые домкраты. На походе основание является рамой лафетной повозки.
Бронирование состоит из правого и левого щитов, прикрывающих наводчиков, а также двух съемных щитов, прикрывающих заряжающих.
Установка СМ-9–1 перевозилась на двух повозках: лафетной и ствольной. Обе имели передний и задний двухскатные хода с торсионным подрессориванием. Колеса 12 х 20 с шиной ГК.
Возка системы производилась гусеничным тягачом АТТ. Боекомплект и различное имущество перевозилось на автомобилях ЯАЗ-2ЮА.
Боекомплект и баллистика СМ-9–1 полностью совпадают с Б-38 и МУ-2.
Специально для установки СМ-9–1 ЦКБ-34 сконструировало командно-дальномерный подвижный пост СМ-30–1. Завод «Баррикады» изготовил один такой пост. Высота линии визирования над местом установки – от 7,5 до 20 м. Вес повозки поста в походном положении – 12,6 т. Наибольшая скорость передвижения повозки 30 км/ч.
|