- Галеры
-
Галеры парусно-гребные суда, предназначенные для действий у побережья и в шхерах. Они использовались для высадки десантов, борьбы с гребными судами противника, содействия сухопутным войскам на приморских флангах и, кроме того, для буксировки крупных судов корабельного флота (так, например, галерыпереводили из С.-Петербурга в Кронштадт корабли и фрегаты, построенные на столичных верфях).
Галеры имели своеобразную архитектуру: корпус их был длинным и узким (соотношение длины к ширине составляло от 5,7:1 до 7:1, для сравнения этот показатель у кораблей от 3,4:1 до 3,6:1, а у фрегатов от 3,7:1 до 4:1). Носовая часть таранного типа, приподнятая над водой, носила название шпирона, а баковая открытая надстройка, закрывающая носовые орудия, рамбата. На корме галеры находилась большая каюта тендалет. По диаметральной плоскости галеры от рамбата до тендалета шел помост куршея, служивший для передвижения людей вдоль галеры и переноса грузов. На куршее находились матросы при работе с парусами, а во время сражений солдаты абордажных команд.
От носа до кормовой надстройки справа и слева от куршеи были установлены скамьи для гребцов банки, одним концом они врезались в борт, а другим в куршею. Вдоль бортов галеры шли два бруса-постицы, вынесенные на специальных кницах-бакалярах. На постицы насаживались штыревые уключины для весел. Весла имели длину до 15 м и изготовлялись из цельного дерева. Поскольку толщина весла не позволяла гребцам грести, обхватив его ладонями, к нему крепился брус с выточенными в нем круглыми ручками.
В зависимости от размерений галеры на каждое весло сажались от 4 до 6 гребцов. Спали они на палубе между банками. Имея хорошо обученную команду гребцов, галера могла развивать скорость до 5–6 уз, а при форсированной гребле до 7–7,5 уз. При частичной замене гребцов эти суда могли проходить за день до 40 миль.
Галеры имели, как правило, 2 мачты грот и фок, которые можно было убирать. Фок-мачта называлась тринкет, а грот-мачта майстра. Если на галере имелась еще и бизань-мачта, то она именовалась мезана. Паруса на галерах были латинские и состояли из двух комплектов большого и малого, который ставился при сильном ветре.
Артиллерийское вооружение галер было весьма разнообразным и зависело от их размерений и времени постройки. Оно было сосредоточено в носовой части. Самое крупное орудие устанавливалось в центре носового помоста и поэтому называлось куршейным, справа и слева от него стояли по 1–2 пушки меньшего калибра. На крупных галерах по 2 пушки стояли на кормовой надстройке. Кроме того, галеры имели до 12 3-фн фальконетов.
Экипаж галер состоял из морской (2 унтер-офицера и 24–50 матросов) и артиллерийской (унтер-офицер и 6–8 канониров) команд, а также гребцов, их число на 25-баночных галерах доходило до 300. На русских галерах в отличие от иностранных флотов, где в качестве гребцов использовались невольники, гребцами были солдаты пехотных полков.
До 90-х гг. XVIII в. галеры составляли основу русского гребного флота.
В период подготовки ко второму Азовскому походу Петр I начал интенсивное строительство галер как судов, наиболее подходящих для действий на мелководье в устье Дона и Азовского моря. Кроме того, благодаря простоте конструкции галер удалось быстро наладить их постройку, несмотря на малоквалифицированную рабочую силу.
Смотри также:
Военная энциклопедия. 2014.