- Гребной флот
-
В состав гребного (галерный, шхерный) флота входили суда, предназначенные для действий у берегов, в шхерах, лиманах и на реках. В России гребной флот как составная часть регулярного военного флота начал создаваться в конце XVII в. на Дону. В июле 1696 русские галеры сыграли решающую роль во взятии турецкой крепости Азов, блокировав ее с моря.
Начав в 1700 борьбу за выход к Балтийскому морю (Северная война 1700–1721), Петр I строил в первую очередь суда гребного флота, которые в наибольшей степени соответствовали особенностям Балтийского театра, изобилующего шхерами, заливами и мелководьем. За несколько лет в России был создан сильнейший на Балтике гребной флот, основу которого составляли галеры (видимо, отсюда и название «галерный флот») и бригантины, строившиеся крупными сериями. Для их поддержки использовались прамы, имевшие мощное артиллерийское вооружение.
Гребной флот при Петре I назывался еще и армейским. С первых же дней его существования царь Петр посадил на галеры и бригантины гребцами армейских солдат, отчего и пошло это название. По тем временам это являлось значительным новшеством, так как в иностранных флотах гребцами на галерах были пленные или преступники, отбывающие наказание, нередко прикованные цепями к банкам (отсюда одно из названий галер «каторга»). Нововведение Петра I значительно повысило боеспособность гребного флота солдаты были не только гребцами, но и участвовали в абордажных боях. Сохранению названия «армейский флот» способствовали и постоянные совместные действия гребного флота и сухопутных войск, следовавших берегом Финского зал. Это название вышло из употребления в конце XVIII в.
Летом 1705 гребной и корабельный флоты совместно отразили нападение шведов на о-в Котлин. Первые морские победы России в Финском зал. были одержаны именно судами гребного флота. В мае 1708 отряд галер и бригантин прошел шхерами до г. Борго и высадил десант, который оттеснил шведов и сжег город. В мае 1710 гребной флот содействовал армии при взятии Выборга. В последующие годы гребной флот способствовал продвижению войск вдоль северного берега Финского зал., благодаря их совместным действиям в июле 1713 был занят Гельсингфорс. Одержав Гангутскую победу 27.7.1714, гребной флот овладел Аландскими о-вами, обеспечив армии занятие всей Финляндии, что сделало возможным перенесение военных действий на территорию Швеции. Уже в сентябре-октябре того же года гребной флот высадил тактический десант в г. Умео. В июле 1716 40 русских галер с пятитысячным десантом под командованием Петра I прибыли в Копенгаген для высадки совместно с датчанами на южный берег Швеции (она не состоялась из-за нерешительных действий союзников России). Несколько десантов на берег Швеции были высажены летом 1719 и весной 1720. 27.7.1720 русский гребной флот одержал блестящую Гренгамскую победу, пленив 4 шведских фрегата. Высадив десанты на побережье Швеции весной и летом 1721, гребной флот способствовал заключению в том же году Ништадтского мирного договора.
В начале 1730-х гг. обострились отношения России с Турцией. По указу Сената в 1733 началось воссоздание флотилии на Дону. В 1734 и 1735 были достроены и спущены на воду заложенные еще в 1723 прамы, галеры и другие суда, составившие ядро Донской флотилии. Уже после начала боевых действий с турками в Брянске были построены сотни судов для Днепровской флотилии от 44-пушечных прамов до лодок. Тогда же впервые в русском флоте строятся дубель-шлюпки.
Гребные флотилии участвовали во взятии крепости Азов и обороне Очакова, сопровождали войска, наступавшие по берегу Азовского моря, доставляли провиант и пополнение, обеспечивали переправы через водные преграды, сражались с турецким флотом на Азовском море.
На Балтике гребной флот участвовал в войне со Швецией 1741–1743. Летом 1742 его суда, вытеснив неприятеля из шхер, обеспечили продвижение русских войск от Выборга до Гельсингфорса, высадив при этом несколько десантов. В мае 1743 из Кронштадта вышли 133 галеры с десантом в целях высадки на шведском берегу, однако, когда они достигли Аландских о-вов, было получено известие о заключении мира.
Принимал участие гребной флот и в Семилетней войне 1756–1763. Летом 1757 гребная эскадра содействовала войскам, наступавшим вдоль курляндского берега.
Во время войны с Турцией 1768–1774 гребная флотилия в Азовском море обеспечивала переправу русских войск через Геническии пр-в.
К 1780-м гг. возросла роль артиллерии на судах гребного флота. Если в предыдущие войны исход сражения, как правило, решался в абордажной схватке, то в дальнейшем он стал зависеть от артиллерийского вооружения судов, что привело к появлению новых классов гребных фрегатов, шебек, полушебек, бомбардирских катеров, канонерских лодок, представлявших собой переходный тип судна от гребного к парусному. Весла на них становятся вспомогательным движителем, а основным являются паруса.
Ожесточенные сражения русской гребной флотилии с турецким флотом происходили в Днепровском лимане в период войны с Турцией 1787–1791. Осенью 1787 русские суда, отразив многочисленные попытки турок высадить десанты, блокировали турецкую крепость Очаков. 7.6.1788 они отразили атаку 4 турецких кораблей, 6 фрегатов и 47 галер и в результате пятичасового сражения обратили неприятеля в бегство. В течение лета и осени 1788 гребная флотилия совместно с эскадрой корабельного флота истребила или пленила все турецкие суда, находившиеся в Днепровском лимане, чем содействовала взятию Очакова русской армией. Прорвавшись в октябре 1790 в гирла Дуная, гребная флотилия взяла крепости Тульча и Исакча, бомбардировала укрепления Измаила и участвовала в его штурме.
Воспользовавшись тем, что основные силы русской армии вели боевые действия с турками в Причерноморье, Швеция в июне 1788 начала войну. Одним из основных районов боевых действий на Балтике стали финляндские шхеры от Биорке-зунда до п-ова Гангут. Шведы к началу войны создали сильный гребной флот, превосходивший русский по количеству и качеству судов, поэтому на верфях С.-Петербурга и Кронштадта спешно строятся суда для гребного флота, в том числе и новых классов. Во время войны со Швецией 1788–1790 русский гребной флот действовал как самостоятельно (Фридрихсгамское, первое и второе Роченсальмские сражения), так и совместно с корабельным флотом (бой в Биорке-зунде и Выборгское сражение).
Боевой опыт этой войны показал, что крупные, имеющие на вооружении до 40 пушек гребные фрегаты и шебеки при действиях в шхерах уступают небольшим, вооруженным 1–2 орудиями, но более маневренным канонерским лодкам и иолам. Строительство галер, каек, дубель-шлюпок было прекращено, их заменили канонерские лодки и иолы, а неуклюжие, сложные в управлении прамы плавучие батареи. До середины XIX в. основным классом судов гребного флота становятся канонерские лодки.
Малые гребные суда (каики, канонерские лодки, иолы) имели относительно большие экипажи (за счет гребцов) при ограниченных размерах и отсутствии помещений (камбузов, трюмов, лазаретов и т.д.), поэтому при отрядах гребных судов постоянно находились провиантские, водоналивные, кухонные и госпитальные суда.
Следует отметить, что в России в XVIII в. гребному флоту в периоды между войнами уделялось недостаточное внимание. Хотя на Балтике он и имел внушительный по количеству состав, но строительство новых судов сокращалось, практические плавания совершались нерегулярно, суда стояли в портах. Так, в 1788 по штату мирного времени в составе гребного флота на Балтике числились до 100 галер, пригодными же к выходу в море после начала войны оказались только 20. На Черном море, Дону и Днепре гребной флот создавался практически заново накануне военных действий или даже после их начала (второй Азовский поход 1696, войны с Турцией 1735–1739, 1768–1774 и 1787–1791).
Во время войны с Турцией 1806–1812 гребная флотилия на Дунае содействовала армии при взятии крепостей Браилов, Измаил и Силистрия в 1809.
На Балтике в это же время шла очередная война со Швецией 1808–1809. Гребной флот находился почти непрерывно в боях со шведскими судами в финляндских шхерах и в Ботническом зал. Им были одержаны победы в сражениях у о-ва Комито, Рилакс-фиорда, Юнгферзунда, о-ва Судсало.
Решающая роль в разгроме наполеоновской армии в ходе Отечественной войны 1812 и освобождении Западной Европы конечно же принадлежит русской армии, но и Российский флот, в том числе и гребной, внес свой вклад в эту победу. Для усиления обороны Балтийского побережья в мае-августе 1812 в Ригу из Кронштадта и Свеаборга было переведено более 100 канонерских лодок и других судов гребного флота, сыгравших значительную роль в обороне города. Отряды судов, поднимаясь вверх по течению рек Западная Двина и Болдер-Аа, высаживали десанты в тыл французам, уничтожали их батареи, склады, обозы. 17.9 десантом, высаженным с канонерских лодок, была взята Митава. Летом 1813 гребной флот содействовал войскам, осаждавшим Данциг, блокируя крепость с моря и бомбардируя приморские укрепления.
В последний раз русский гребной флот участвовал в боевых действиях во время войны с Турцией 1828–1829. Флотилия на Дунае обеспечивала переправу русских войск и блокаду крепостей Браилов и Силистрия. 28.5.1828 русские суда уничтожили турецкую флотилию в Мачинском гирле Дуная. Отряды канонерских лодок совместно с корабельным флотом действовали у румелийского берега, участвуя в бомбардировках Варны, Сизополя и Ахиолло.
В эпоху парового и броненосного флота задачи гребного флота (действия в шхерах, лиманах и на реках) выполняли речные и озерные флотилии, а также бригады шхерных кораблей.
Смотри также:
Военная энциклопедия. 2014.