- 90–130-пушечные корабли
- 90–130-пушечные корабли
Наиболее крупные корабли парусного флота, имевшие три дека и открытую батарею. Как правило, являлись флагманскими кораблями эскадр и флотов и предназначались для участия в генеральных сражениях. В составе флота таких кораблей было немного. При Петре I были построены только три 90-пушечных корабля и начато строительство первого 100-пушечного. В дальнейшем в составе Балтийского и Черноморского флотов находились от двух до четырех 100–130-пушечных кораблей и только при Екатерине II в конце 1780-х гг. количество 100-пушечных кораблей в составе Балтийского флота было доведено до восьми единиц. Последние 130-пушечные корабли, достраивавшиеся уже после Крымской войны, были оснащены паровыми машинами и винтовыми движителями.
ЦесаревичЗаложен 3.8.1853 в Спасском адмиралтействе г. Николаев. Строитель И. С. Дмитриев. Спущен 29.10.1857, вошел в состав БФ.5563 т; 73,7 меж. перп. х18,3х . х7,7 м; 11 уз; 800 л.с. (после 1860); 135/115 ор. (36– и 60-фн).
В 11.1858 перешел из Николаева в Севастополь. 2.12 вышел из Севастополя (без артиллерии и машины) для перехода в Балтийское море по маршруту Буюк-дере пр-в Дарданеллы Ла-Валетта Кадис Шербур и 8.7.1859 прибыл в Кронштадт. 11.7 участвовал в Высочайшем смотре судов эскадры на Кронштадтском рейде. В 1860 на корабле были установлены 6 котлов и паровая машина. В 1861 «Цесаревич» в составе отряда находился в практическом плавании в Балтийском море до о-ва Готланд. Больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. 30.5.1872, стоя в Военной гавани, принимал участие в праздновании 200-летия со дня рождения Петра I. 26.1.1874 исключен из списков судов БФ.
Командиры: К. К. Штофреген (с 1858 до 23.4.1861), В. А. Стеценков (Стеценко) (с 23.4.1861 по 1862), И. Н. Стромилов (1863), И. П. Панафидин (1864), Н. Н. Андреев (1865), П. А. Чебышев (1866– 1871), К. Г. Скрыплев (1872–1873).Синоп[Назван в честь победы русского флота в Синопском сражении 18.11.1853.] (при закладке «Босфор» [Первоначальное наименование было дано в память об экспедиции ЧФ на Босфор в 1833.], переименован 30.3.1856). Заложен 29.10.1852 в Главном адмиралтействе г. Николаев. Строитель А. С. Акимов. Спущен 26.9.1858, вошел в состав БФ.5585 т; 73,8 меж. перп. х18,1. х7,6 м; 11 уз; 800 л.с. (с 1860); 131 ор. (36– и 60-фн).
В 11.1858 перешел из Николаева в Севастополь. 2.12 вышел из Севастополя (без артиллерии и машины) для перехода в Балтийское море по маршруту Букж-дере Галлиполи пр-в Дарданеллы о-в Порос Мессина Тулон Гибралтар Портсмут и 28.6.1859 прибыл в Кронштадт. 11.7 участвовал в Высочайшем смотре судов эскадры на Кронштадтском рейде. Корабль посетил Е.И.В. Александр II. В 1860 на «Синопе» были установлены 6 котлов и паровая машина. В 1861 в составе отряда он находился в практическом плавании в Балтийском море до о-ва Готланд. Больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. 30.5.1872, стоя в Военной гавани, принимал участие в праздновании 200-летия со дня рождения Петра I. 26.1.1874 исключен из списков судов БФ.
Командиры: И. А. Ендогуров (1858–1862), П. И. Истомин (1863–1868), С. И. Подушкин (1869–1873).Император Николай I.Заложен 25.6.1855 в С.-Петербургском Новом адмиралтействе. Строители С. И. Чернявский и К. Г. Михайлов. Спущен 18.5.1860, вошел в состав БФ.5426 т; 71,2 меж. перп.х 17,8х . х7,8 м; 10 уз; 680 л.с. (после 1860); 111/109 ор. (36– и 60-фн).
Предполагалось в случае необходимости обшить корпус броней. В 1860–1861 в Кронштадтском доке на корабле были установлены 6 котлов и паровая машина. 1.6.1861 выведен из дока. В 10.1861 ходил на пробу машины на мерную милю за Толбухин маяк. В 1862–1866 входил в состав учебно-артиллерийского отряда, каждую кампанию находился в отдельном плавании. В 1863 и 1864 использовался для перевозки войск. После 1866 в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. 30.5.1872, стоя в Военной гавани, принимал участие в праздновании 200-летия со дня рождения Петра I. 26.1.1874 исключен из списков судов БФ.
Командиры: И. П. Панафидин (с 1858 до 18.7.1860), И. Н. Изыльметьев (с 18.7.1860 по 1862), Ф. Г. Стааль (1863–1866), Г. Д. Гедеонов (1868–1873).Лесное[Назван в честь победы русских войск над шведскими у дер. Лесная под Могилевом 28.9.1708.] Заложен 7.11.1714 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель Петр Михайлов. Спущен 29.7.1718, вошел в состав БФ. 49x14x6,5 м; 90 ор.; 800 человек.Участвовал в Северной войне 1700–1721. В 5.1719 вышел на Кронштадтский рейд. 23.5, стоя на рейде, навалился днищем на свой же якорь. Через пробоину вода стала поступать в трюм, корабль накренился, сломались все мачты и бушприт. Корабль был поднят и отведен в С.-Петербург для ремонта. В 7.1720 выходил к Красной Горке для испытаний. 28.5.1721 с отрядом пришел в Ревель из Кронштадта, в 6.1721 вместе с флотом сопровождал КОР «Ингерманланд» под флагом Петра I в зал. Рогервик, в 7.1721 с флотом маневрировал у Красной Горки. В 1723 и 1724 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. Больше в море не выходил. Весной 1728 корабль был вооружен, но флот из гавани не выходил. 9.10.1741 во время шторма волной разбило борт, после чего корабль был разобран.
Командиры: М. П. Госслер (1719), М. Кни (1721, 1724), И. И. (Витус) Беринг (1723), Р. Литель (1728).ГангутЗаложен 9.8.1715 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель Р. Козенц. Спущен 28.4.1719, вошел в состав БФ.1200 т; 50x14,4x5,8x5 м; 90/92 ор.; 800 человек.
Участвовал в Северной войне 1700–1721. В 6–7.1719 в составе эскадры крейсировал у п-ова Гангут, прикрывая переход гребного флота с десантом к берегам Швеции. Находился в крейсерстве до 2.8, затем пришел в Кронштадт. В 7.1720 выходил к Красной Горке для испытаний. 28.5.1721 с отрядом пришел из Кронштадта в Ревель, в 6.1721 вместе с флотом сопровождал КОР «Ингерманланд» под флагом Петра I в зал. Рогервик, в 7.1721 с флотом маневрировал у Красной Горки. В 1723 и 1724 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. Больше в море не выходил. Весной 1728 «Гангут» был вооружен, но флот остался в гавани. Разобран в 1736 в Кронштадте.
Командиры: М. Фалкенберг (1719), А. Розенгоф (1721), А. Гохстрат (1723, 1728).Фридрихштадт[Назван в честь победы русских войск у г. Фридрихштадт в Голштинии в январе 1713.]. Заложен 22.1.1716 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель Р. Броун. Спущен 1.5.1720, вошел в состав БФ.49,7x14,5x6,1 м; 90/96 ор.; 800 человек.
Участвовал в Северной войне 1700–1721. В 7.1720 выходил к Красной Горке для испытаний. 28.5.1721 с отрядом пришел из Кронштадта в Ревель, в 6.1721 вместе с флотом сопровождал КОР «Ингерманланд» под флагом Петра I в зал. Рогервик, в 7.1721 с флотом маневрировал у Красной Горки. В 1723 и 1724 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. Больше в море не выходил. Разобран в 1736 в Кронштадте.
Командиры: И. А. Брант (1721, 1723–1724), Ф. Вильбоа (1728).Пётр I и II[Назван в честь первого российского императора Петра I и его внука Петра II, вступившего на престол в 1727.]. Заложен 29.6.1723 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строители: начат Петром Михайловым (Петром I), после его смерти достраивался всеми корабельными мастерами под руководством Ф.М. Скляева. Спущен 29.6.1727, вошел в состав БФ.55,1x15,5x5,5 м; 100 ор.
В 5–6.1729 с эскадрой маневрировал у Красной Горки. С 5 по 8.1732 находился на Кронштадтском рейде. 3.8 корабль посетила Е.И.В. Екатерина I. Участвовал в действиях флота под Данцигом в 1734. 15.5 во главе эскадры под флагом адмирала Т. Гордона вышел из Кронштадта к Данцигу. 26.5 эскадра у Пиллау прикрывала выгрузку с транспортов осадной артиллерии, затем крейсировала у Пиллау, блокируя Данциг с моря. После капитуляции крепости (13.6) «Пётр I и II» с эскадрой ушел в Ревель, а 2.7 прибыл в Кронштадт. С 5 по 8.1736 с эскадрой находился на Кронштадтском рейде. 23.8 во время грозы молния ударила в грот-мачту, погиб часовой на салинге, мачта загорелась. Экипаж начал тушить пожар, но в грот-мачту ударила вторая молния. Ввиду невозможности потушить пожар мачту срубили со всем такелажем. «Пётр I и II» больше в море не выходил. 19.8.1744 Адмиралтейств-колле-гия издала указ о сохранении корабля в память о Петре I. Он был введен в специально построенный плавучий док. Разобран по ветхости в 1752.
Командиры: И. А. Брант (1728– 1729), Я. Фогель (1732), Р. Литель (1734), П. Дефремери (1736).Императрица Анна[Назван в честь Анны Иоанновны, императрицы российской в 1730–1740.]. Заложен в С.-Петербургском адмиралтействе 9.7.1732. Строитель Р. Броун. Спущен 13.6.1737, вошел в состав БФ.
56,7x15,2x6,6 м; 110/114 ор. (24–, 16–, 8– и 6-фн).
В 1739 и 1740 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. 24.4.1741 Адмиралтейств-коллегия подписала указ: «Вооружить корабль и содержать в готовности в гавани». В 7–8.1744 выходил на Кронштадтский рейд. 18.7.1746 во главе эскадры под флагом вице-адмирала З. Д. Мишукова пришел в Ревель из Кронштадта. 22–23.7 участвовал в показательных учениях у Ревеля. 4.8 вернулся в Кронштадт. Разобран в 1752 в Кронштадте.
Командиры: Д. Паддон (1739– 1740), Д. Кенеди (1744, 1746).Захарий и ЕлисаветЗаложен 26.5.1745 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель Д. Щербачев. Спущен 1.10.1748, вошел в состав БФ.55,2x15,5x6,6 м; 99/100 ор.
В 8.1748 выходил в Финский зал. для испытаний. Оказался лучшим ходоком в эскадре. Больше в море не выходил. Разобран в 1759 в Кронштадте после неудачных попыток его отремонтировать.
Командир: М. П. Шпанберг (в 8.1748).Святой Дмитрий РостовскийЗаложен 11.4.1756 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель А. Сютерланд. Спущен 12.6.1758, вошел в состав БФ.55,1x15,1x6,6 м; 100 ор.
Участвовал в Семилетней войне 1756–1763. 25.7.1760, приняв на борт войска, вышел из Кронштадта во главе эскадры под флагом адмирала З. Д. Мишукова. 15.8, прибыв к Кольбергу, русские суда высадили войска и блокировали крепость с моря. 10.9, приняв с берега войска, «Д. Ростовский» ушел с флотом от Кольберга и 28.9 вернулся в Кронштадт. 13.6.1761, приняв на борт войска, вышел с эскадрой из Кронштадта к Кольбергу. С 19.7 по 11.8 суда эскадры высаживали войска у м. Рюгенвальде. 13.6 «Д. Ростовский» с флотом пришел к Кольбергу. 22.8 для содействия сухопутным войскам с кораблей эскадры был высажен десант (с «Д. Ростовского» 150 человек). 21.9, приняв с берега свой десантный отряд, «Д. Ростовский» ушел от Кольберга и 22.10 прибыл в Кронштадт. В 6–8.1764 в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском зал. 2.7 принимал участие в показательном сражении в зал. Рогервик, за которым с берега наблюдала Е.И.В. Екатерина II. Больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. Разобран в 1772 в Кронштадте.
Командиры: С. Ваксель (1759–1761), Т. Макензи (1762), И. М. Селиванов (1764).Благодать[Название кораблю дал Е.И.В. Павел I в честь своей «дамы сердца» Анны Петровны Лопухиной. На древнееврейском Анна (Ханна) означает «благодать».]. Заложен 25.2.1799 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель А. С. Катасанов. Спущен 2.8.1800, вошел в состав БФ.4400 т; 60,4x15,9x6,6x7 м; 130 op. (36–, 24–, 12–, 8-фн пушки и 3-фн фальконеты).
Самый совершенный русский корабль на рубеже XVIII-XIX вв., имел оптимальные про порции, металлические крепления корпуса, диагональные связи набора, медную обшивку. При спуске застрял на стапеле. Его удалось спустить на воду только с помощью системы блоков, предложенной изобретателем И. П. Кулибиным. В 6–8.1801 в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до о-ва Готланд. 30.6 на Кронштадтском рейде корабль посетил Е.И.В. Александр I. 12.8 у м. Дагерорт от удара молнии на корабле возник пожар и для его спасения пришлось срубить мачты. 13.8 на буксире у ФР «Архистратиг Михаил» он прибыл в Ревель. В 7–8.1802 в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до о-ва Борнгольм. В 5.1803 перешел из Ревеля в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1804–1807. В 9.1805 с эскадрой адмирала Е. Е. Тета доставил экспедиционный корпус генерала графа П. А. Толстого из Кронштадта в Померанию; на переходе выдержал сильный шторм. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808–1809. 14.7.1808 во главе эскадры под флагом адмирала П. И. Ханыкова вышел из Кронштадта в крейсерство к п-ову Гангут. 13.8, встретив в море превосходящую по численности англо-шведскую эскадру, русская эскадра пошла к Балтийскому порту. 14.8 КОР «Благодать» пришел на помощь «Всеволоду», подвергшемуся атаке двух английских кораблей, которые отошли при сближении. 14.8 с эскадрой вошел в Балтийский порт, 15.8 стал на шпринг, готовясь к отражению атаки англо-шведской эскадры, но противник, простояв месяц у порта, вернулся в свои базы. 30.9 КОР «Благодать» пришел в Кронштадт. В 1809 стоял с флотом на Кронштадтском рейде для зашиты с моря о-ва Котлин. Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813–1814. 15.6.1812 с эскадрой адмирала Е. Е. Тета пришел из Кронштадта в Свеаборг для перевозки войск (орудия были оставлены только в одном деке), но из-за «худости» был отправлен обратно в Кронштадт. Для защиты о-ва Котлин с моря стоял между Лондонской мелью и Долгим Носом. Разобран в 1814 в Кронштадте.
Командиры: князь Д. С. Трубецкой (1799–1800), И. Ф. Штейнгель (1801–1802), С. Г. Скотт (1803–1805), Ф. Т. Быченский (1808), И. Ф. Крузенштерн (1809), П. А. Боиль (1812).ЯгудиилЗаложен 6.12.1798 на Херсонской верфи. Строитель М. И. Суровцов. Спущен 17.11.1800, вошел в состав ЧФ.3800 т; 57,3x15,7x6,2x6,8 м; 110 op. (36–, 24–, 18– и 6-фн).
В 1801 перешел из Херсона в Севастополь. В 1802 в составе эскадры находился в практическом плавании в Черном море. Участвовал в войне с Турцией 1806–1812. 8.4.1807 в составе эскадры контр-адмирала С. А. Пустошкина с десантом на борту вышел из Севастополя к Анапе. Но 11.4, выдержав сильный шторм и получив повреждения, суда вернулись в Севастополь. 21.4 эскадра вновь вышла из Севастополя, 27.4 прибыла к Анапе, 29.4 высадила десант, взявший крепость, и 12.5 вернулась в Севастополь. 31.5 «Ягудиил» в составе эскадры контр-адмирала С. А. Пустошкина вышел из Севастополя. 6.6 суда эскадры подошли к Трапезунду, 11.6, став на якорь, бомбардировали крепость и высадили десант. 12.6 ввиду превосходства противника в войсках десант был снят с берега, эскадра ушла в Феодосию, а 10.7 вернулась в Севастополь. С 27.6 по 15.8.1811 «Ягудиил» в составе эскадры вице-адмирала P. P. Галла выходил в крейсерство в район Варна пр-в Босфор. Разобран после 1812.
Командиры: В. Ф. Писарев (1801), К. С. Леонтович (1802), Т. Мессер (1807), И. И. Стожевский (1810), Ф. Ф. Беллинсгаузен (1811).ГавриилЗаложен 3.8.1800 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строители А. С. Катасанов и И. П. Амосов. Спущен 3.10.1802, вошел в состав БФ.57,3x15,8x6,2 м; 100 ор.
В 1804 введен в Кронштадтский док и обшит медными листами. Участвовал в войне с Францией 1804–1807. В 9.1805 в составе эскадры адмирала Е. Е. Тета доставил экспедиционный корпус генерала графа П. А. Толстого из Кронштадта в Померанию. В 1807 находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808–1809. 14.7.1808 в составе эскадры адмирала П. И. Ханыкова вышел из Кронштадта в крейсерство к п-ову Гангут. 13.8, встретив в море превосходящую по численности англо-шведскую эскадру, русская эскадра пошла к Балтийскому порту. 14.8 «Гавриил» с эскадрой вошел в порт, 15.8 стал на шпринг, готовясь к отражению атаки англо-шведской эскадры, но противник, простояв месяц у порта, вернулся в свои базы. 30.9 «Гавриил» вернулся в Кронштадт. В 1809 стоял с флотом на Кронштадтском рейде для защиты с моря о-ва Котлин. Участвовал в Отечественной войне 1812. 15.6 в составе эскадры адмирала Е. Е. Тета пришел из Кронштадта в Свеаборг для перевозки войск (орудия были оставлены только в одном деке). Приняв на борт войска корпуса генерал-лейтенанта Ф. Ф. Штейнгеля, 27.8 эскадра доставила их в Ревель. 3.9 «Гавриил» пришел в Кронштадт, из-за ветхости был исключен из состава эскадры и сдан в порт. Разобран в 1819 в Кронштадте.
Командиры: И. Л. Трескин (1805), А. И. Элиот (1807), И. Я. Чернавин (1808), Е. В. Веселаго (1809), Р. П. Шельтинг (1812).РатныйЗаложен 9.3.1801 на Херсонской верфи. Строитель В. И. Потапов. Спущен 18.11.1802, вошел в состав ЧФ.58х . х . М; 110 ор.
В 1803 перешел из Херсона в Севастополь. Участвовал в войне с Турцией 1806–1812. 8.4.1807 во главе эскадры под флагом контр-адмирала С. А. Пустошкина вышел из Севастополя к Анапе. Но 11.4 суда попали в сильный шторм и из-за повреждений были вынуждены вернуться в Севастополь. 21.4 эскадра вновь вышла из Севастополя, 27.4 прибыла к Анапе, 29.4 высадила десант, взявший крепость, и 12.5 вернулась в Севастополь. 31.5 «Ратный» во главе эскадры под флагом С. А. Пустошкина вышел из Севастополя. 6.6 суда подошли к Трапезунду, 11.6 обстреливали береговые укрепления и высадили десант. Но ввиду превосходства турок в войсках 12.6 десант был снят с берега, эскадра ушла в Феодосию, а 10.7 вернулась в Севастополь. В 1808 «Ратный» находился на Севастопольском рейде для обучения экипажа. В 4.1809 вышел с эскадрой на Севастопольский рейд. 23.10 во главе отряда вышел из Севастополя к берегам Болгарии. 29.10, подойдя к Варне, отряд обнаружил турецкую эскадру и ушел в море, а 10.11 вернулся в Севастополь. С 30.6 по 26.7.1810 в составе эскадры «Ратный» выходил в крейсерство на поиск турецких судов к Синопу и Варне. 9.8 с эскадрой контр-адмирала А. А. Сарычева вышел из Севастополя и подошел к Варне. Не решаясь атаковать крепость без поддержки сухопутных войск, эскадра 17.8 ушла в море и встретила турецкую эскадру, которая, избегая боя, стала уходить и с наступлением темноты оторвалась. 26.8 эскадра вернулась в Севастополь. 6.10 «Ратный» в составе эскадры А. А. Сарычева вышел из Севастополя. 9.10 эскадра прибыла к Трапезунду, 11.10 бомбардировала турецкие батареи, прикрывая высадку десанта, но ввиду превосходства турок в сухопутных войсках десант был снят с берега. 17.10 эскадра ушла от Трапезунда и 30.10 вернулась в Севастополь. С 27.6 по 15.8.1811 в составе эскадры вице-адмирала P. P. Галла «Ратный» выходил в крейсерство в район Варна пр-в Босфор. В 7–8.1812 в составе отряда перевозил войска из Севастополя в Одессу. Разобран после 1825 в Севастополе.
Командиры: П. П. Марин (1803–1804), П. М. Макшеев (1807–1810), П. М. Рожнов (1811–1812).Император Франц[Назван в честь императора Австрии, союзницы России по Священному союзу.]. Заложен на Херсонской верфи 8.5.1818. Строитель А. И. Мелихов. Спущен 25.6.1821, вошел в состав ЧФ.58x16,1x6,7 м; 110 ор.
В 1822, 1823 и 1825 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. Участвовал в войне с Турцией 1828– 1829. 21.4.1828 в составе эскадры вице-адмирала А. С. Грейга под флагом вице-адмирала Ф. Ф. Мессера вышел из Севастополя и 2.5 прибыл к Анапе. 6.5 высадил десант, но из-за большой осадки не смог подойти близко к берегу и в обстреле крепости не участвовал. 15.5, приняв на борт раненых, во главе отряда ушел в Севастополь, а затем в Коварну. Базируясь на Коварну, крейсировал с отрядом, прикрывая суда, доставлявшие войска и снабжение в порты Румелии. 13.7 к Коварне прибыла эскадра А. С. Грейга, а 22.7 перешла к Варне. 7.8 в составе эскадры, маневрируя под парусами, «Император Франц» в течение трех часов бомбардировал крепость на ходу. После капитуляции Варны 6.10 с эскадрой ушел от крепости и 12.10 прибыл в Севастополь. 19.4.1829 в составе эскадры адмирала А. С. Грейга пришел из Севастополя к Сизополю. С 26.4 по 3.5 и с 15 по 26.5 выходил с эскадрой в крейсерство к пр-ву Босфор. В 6.1829 часть экипажа перешла на ФР «Флора» и «Штандарт», поэтому «Император Франц» в море не выходил, стоял у Сизополя для защиты города с моря. 7.7, приняв на борт больных, ушел в Севастополь. 29.7 вернулся в Сизополь, доставив туда 1458 солдат и офицеров. 7.8 ушел в Севастополь с ранеными и больными на борту. В 1830 крейсировал в Черном море. Разобран в 1832.
Командиры: П. А. де Додт (1822), К. Ю. Патаниоти (1823), М. Е. Снаксарев (1825–1827), М. А. Уманец (с 1828 по 6.6.1829), Н. Ю. Патаниоти (с 6.6 до 10.1829).Париж(До 2.1827 «Дербент»). Заложен 17.10.1823 в Николаевском адмиралтействе. Строитель И. С. Разумов. Спущен 23.9.1826, вошел в состав ЧФ.58,9x15,9x6,6 м; 110/112 ор.; 913 человек.
Участвовал в войне с Турцией 1828–1829. 21.4.1828 во главе эскадры под флагом вице-адмирала А. С. Грейга вышел из Севастополя к Анапе, куда прибыл 2.5. Из-за большой осадки не смог подойти близко к берегу, и в бомбардировке крепости не участвовал. После капитуляции Анапы 3.7 с эскадрой вышел в море и, не заходя в Севастополь, 13.7 прибыл к Коварне. 22.7 с флотом пришел к Варне. 24.7 корабль посетил Е.И.В. Николай I. 7.8 в составе эскадры, маневрируя под парусами, «Париж» в течение трех часов бомбардировал крепость на ходу. С 27.8 по 2.10 на корабле находился Е.И.В. Николай I со свитой; для наблюдения за боевыми действиями на юте был установлен телескоп. После капитуляции Варны 6.10 с эскадрой «Париж» ушел в море и 12.10 прибыл в Севастополь. В 1829 был укомплектован Гвардейским экипажем. 12.4 во главе эскадры под флагом адмирала А. С. Грейга вышел из Севастополя и 19.4 прибыл к Сизополю. Базируясь на Сизополь, неоднократно выходил с эскадрой в крейсерство к пр-ву Босфор. 17.10 с эскадрой вернулся в Севастополь. В 1830 в составе эскадры контр-адмирала М. Н. Кумани перевозил русские войска из портов Румелии в Россию. Участвовал в экспедиции ЧФ на Босфор в 1833. 24.3 во главе отряда под флагом контр-адмирала И. И. Стожевского перешел из Севастополя в Одессу, принял на борт войска и 6.4 вышел в море. 11.4 пришел в Буюк-дере, где высадил войска. 28.6, приняв на борт войска, с эскадрой вышел из пр-ва Босфор. Высадив войска в Феодосии, 22.7 вернулся в Севастополь. В 1836 переоборудован в блокшив, а в 1845 разобран.
Командиры: Д. Е. Бальзам (с 1827 до 9.1828), Н. Д. Критский (с 9.1828), Н. Г. Казин (1829), Г. А. Польской (1830, 1833).Варшава[Назван в честь взятия Варшавы русскими войсками во время подавления польского восстания 1830–1833.]. Заложен 30.3.1832 в Николаевском адмиралтействе. Строитель И. Я. Осминин. Спущен 6.11.1833, вошел в состав ЧФ.Около 5000 т; 62,9x16,7 б/о х6,9х7,5 м; 120/121 ор. (36– и 24-фн пушки и карронады, 18– и 12-фн пушки, пудовые единороги).
В 1834 проходил испытания под руководством вице-адмирала М. П. Лазарева. В 1837–1846 и 1848 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. В 6–8.1843 в составе 4-й дивизии контр-адмирала Ф. А. Юрьева доставил из Севастополя в Одессу 13-ю пехотную дивизию, а затем перевез ее обратно в Севастополь. Зимой 1843/44 тимберован в Севастополе. Разобран в 1850.
Командиры: Е. И. Колтовской (1837–1839), Ф. Ф. Матюшкин (1840–1849).Три СвятителяЗаложен 29.12.1835 в Николаевском адмиралтействе. Строитель И. Д. Воробьев. Спущен 28.8.1838, вошел в состав ЧФ.4700 т; 64,2 по гон-деку, 63,4 меж. перп. х17,3х.х7,7 м; 120/124 ор. (4 пудовых единорога, 96 36-фн и 24 24-фн пушки); 981 человек.
В 1839 перешел из Николаева в Севастополь. В 1840–1845, 1847, 1849 и 1852 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. В 6–8.1843 в составе 4-й дивизии контр-адмирала Ф. А. Юрьева перевез из Севастополя в Одессу 13-ю пехотную дивизию, а затем доставил ее обратно в Севастополь. В 1851 тимберован в Севастополе. В 6– 8.1853 в составе эскадры находился в практическом плавании: 10.8 участвовал в гонках кораблей, 12.8 в учебной атаке флота на Севастопольский рейд. С 17.9 по 2.10 в составе эскадры перевез из Севастополя в Сухум-Кале 1369 солдат и офицеров Брестского полка 13-й дивизии. Участвовал в Крымской войне 1853–1856. 29.10.1853 в составе эскадры вице-адмирала В. А. Корнилова под флагом контр-адмирала Ф. М. Новосильского вышел из Севастополя на поиск турецких судов к румелийскому, а затем анатолийскому берегу. Не встретив противника, 11.11 эскадра вернулась в Севастополь. 12.11 «Три святителя» в составе эскадры Ф. М. Новосильского вышел из Севастополя на усиление эскадры вице-адмирала П. С. Нахимова, блокирующей турецкий флот в Синопе. 16.11 эскадры соединились. 18.11 «Три святителя» участвовал в Синопском сражении, стрелял по ФР «Каиди-Зефер» и «Низамие», но турецким ядром перебило шпринг, и корабль развернуло под огонь береговой батареи № 6. На барказе под командованием мичмана П. Н. Варницкого был завезен новый верп, после чего корабль развернулся, встал на место и вынудил «Каиди-Зефер» выброситься на берег. За время боя сделал 1923 выстрела. Потери составили: 8 убитых и 18 раненых. Корабль получил 48 пробоин, были повреждены корма, все три мачты и бушприт. 22.11 вернулся в Севастополь, часть пути шел на буксире у ПХ «Херсонес». В 4.1854 встал по диспозиции у входа в Южную бухту. 11.9.1854 затоплен у входа на Севастопольский рейд. Корабль погружался очень медленно (в его днище были прорублены отверстия), поэтому ПФР «Громоносец» сделал несколько выстрелов в подводную часть.Командиры: Ф. М. Новосильский (1839–1848), К. С. Кутров (1850–1854).РоссияЗаложен 11.2.1836 в С.-Петербургском Новом адмиралтействе. Строитель А. А. Попов. Спущен 5.7.1839, вошел в состав БФ.4904 т; 63,4 меж. перп. х х17 б/о х7,7х7,4 м; 120/128 ор. (на всех четырех палубах нес артиллерию единого 36-фн калибра).
В 1840 ходил между Кронштадтом и Ревелем для испытаний. В 1841, 1843, 1847, 1851–1853 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском зал. В 1845 с отрядом ходил к берегам Дании. Участвовал в экспедиции БФ в датские воды в 1848–1850. 29.6.1850 в составе 3-й дивизии вице-адмирала И. П. Епанчина вышел из Кронштадта к датским берегам. С 11.7 по 16.9 находился на Зондербургском рейде, затем вернулся в Россию. Участвовал в Крымской войне 1853– 1856. В 1854 и 1855 в составе 3-й дивизии вице-адмирала Я. А. Шихманова находился в готовности в Свеаборге. 28.7.1855 во время бомбардировки Свеаборга англо-французским флотом стоял на позиции в проходе Густавсверт и вел ответный огонь. Потери составили: 11 убитых и 89 раненых. Корабль получил 85 пробоин. Ночью 29.7 сменил позицию. Союзный флот не решился атаковать Свеаборг и после двухдневной бомбардировки отошел. С 1857 КОР «Россия» использовался как плавказарма в Свеаборге, а в 1860 там же был продан на слом.
Командиры: А. В. Шулепников (Щулепников) (1840), Л. Я. Карпов (1841), М. И. Шлеин (1843–1845), В. А. Шпеер (1847–1854), В. К. Поплонский (1855).ХрабрыйЗаложен в С.-Петербургском Главном адмиралтействе 18.7.1805. Строители Я. Я. Лебрюн и И. В. Курепанов. Спущен 1.7.1808, вошел в состав БФ.63,1x15,7x7,2 м; 120 ор.
В 1808 крейсировал между Кронштадтом и Ревелем. 25.5.1809 с эскадрой вышел на Кронштадтский рейд для защиты с моря о-ва Котлин. Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813–1814. 15.6.1812 с эскадрой адмирала Е. Е. Тета пришел в Свеаборг для перевозки войск (орудия были оставлены только в одном деке). Приняв на борт корпус генерал-лейтенанта Ф. Ф. Штейнгеля (штаб корпуса находился на «Храбром») ,27.8 суда доставили его в Ревель. 3.9 с эскадрой «Храбрый» вернулся в Кронштадт. 15.10 во главе эскадры под флагом адмирала Е. Е. Тета вышел из Кронштадта в Англию для совместных действий с английским флотом против французского флота и 30.11 прибыл в Ширнесс. До 6.1814 находился в Англии, выходя в крейсерство вместе с английскими кораблями. 24.6.1814 с эскадрой вышел с Доунского рейда в Россию и 16.7 прибыл в Кронштадт. В 1817 тимберован в Кронштадте. Во время наводнения 7.11.1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель. Разобран в 1829.
Командиры: Н. Г. Сукешев (1808–1809), И. Т. Быченский (1812–1814).РостиславЗаложен 27.12.1811 на Кронштадтской верфи. Строитель И. П. Амосов. Спущен 31.7.1813, вошел в состав БФ.56,7x15,6x8,1 м; 110 ор.
В 1814, 1816, 1818 и 1820 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском зал. Разобран в 1827 в Кронштадте.
Командиры: Д. Бутлер (1813), Ф. В. Кандлер (1815), Т. В. Мур (1816), В. И. Терновский (1818), С. Я. Бодде (1820).
Смотри также:
Военная энциклопедия. 2014.