- Лавочкин Ла-5
Лавочкин Ла-5
[1942]Лётно-технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея Коллектив конструкторского бюро, возглавляемого С.А.Лавочкиным, в декабре 1941 года завершил модификацию строившегося серийно истребителя ЛаГГ-З под звездообразный двигатель АШ-82. Переделки были сравнительно небольшие, размеры и конструкция самолета сохранились, но из-за большего миделя нового двигателя на борта фюзеляжа надставили вторую, неработающую обшивку. Сделано это было для того, чтобы не приостанавливать массового выпуска самолетов. В дальнейшем фюзеляж был переделан. Усилено было и вооружение самолета. Вместо одной пушки на ЛаГГ-З, на его новом варианте, установили две 20-мм пушки ШВАК. Площадь крыла Ла-5 — 17,37 квадратных метров, вес пустого — 2740 кг, взлетный — 3230 кг. Модифицированный самолет, получивший марку Ла-5, приняли для массового производства. Уже в сентябре 1942 года истребительные полки, оснащенные машинами Ла-5, участвовали в сражении под Сталинградом и добились крупных успехов. Бои показали, что новый советский истребитель обладает серьезными преимуществами перед фашистскими самолетами такого же класса. Его скорость — 613 км/час при хорошей маневренности была выше скорости лучших истребителей противника. Фюзеляж — полумонокок, выклеенный из березового шпона толщиной 1,15-0,75 мм в пять-восемь слоев, с уменьшением толщины от носа к хвосту. На первых порах еще оставалась двойная обшивка фюзеляжа за капотом, но потом фюзеляж полностью переделали в полном соответствии с габаритами двигателя М-82. Крыло — двухлонжеронное, площадью 17,56 квадратных метров и размахом 9,8 м, с предкрылками. Элероны небольшого размаха, щелевые, обшивка — полотно. Обшивка крыла — фанера в 3 мм. Вооружение Ла-5 состояло из двух синхронных пушек ШВАК.
Оперативность выполнения большого объема доводочных работ в ходе испытаний Ла-5 в значительной степени определялась тесным взаимодействием КБ С.А.Лавочкина с НИИ ВВС, ЛИИ, ЦИАМ и КБ А. Д. Швецова. Благодаря этому удалось в кратчайшие сроки решить множество вопросов, связанных в основном с компоновкой силовой установки, и довести Ла-5 до серии, прежде чем на конвейере вместо ЛаГГа появился другой истребитель.
Производство Ла-5 быстро наращивалось, и уже осенью 1942 г. под Сталинградом появились первые авиационные полки, имевшие на вооружении этот истребитель. Надо сказать, что Ла-5 не был единственным вариантом переделки ЛаГГ-З под мотор М-82. Еще летом 1941г. подобную модификацию осуществили в Москве под руководством М. И. Гудкова (самолет назывался Гу-82). Этот самолет получил хороший отзыв НИИ ВВС. Последующая эвакуация и, видимо, недооценка в тот момент важности такой работы сильно затянули испытания и доводку этого истребителя.
Что касается Ла-5, то он быстро завоевал признание. Большие скорости горизонтального полета, неплохая скороподъемность и приемистость в сочетании с лучшей, чем у ЛаГГ-З, маневренностью на вертикалях, обусловили резкий качественный скачок при переходе от ЛаГГ-З к Ла-5. Мотор воздушного охлаждения имел большую живучесть, чем мотор жидкостного охлаждения, и одновременно являлся своеобразной защитой летчика от огня с передней полусферы. Используя это свойство, летчики, летавшие на Ла-5, смело шли в лобовые атаки, навязывая противнику выгодную для себя тактику боя.
Но все достоинства Ла-5 на фронте проявились не сразу. Первое время из-за ряда "детских болезней" его боевые качества существенно снижались. Конечно, при переходе к серийному выпуску летные данные Ла-5 по сравнению с его опытным экземпляром несколько ухудшились, но не столь значительно, как у других советских истребителей. Так, скорость на малых и средних высотах снизилась всего на 7-11 км/ч, скороподъемность почти не изменилась, а время виража благодаря установке предкрылков даже уменьшилось с 25 до 22,6 с. Однако реализовать максимальные возможности истребителя в бою было трудно. Перегрев мотора ограничивал время использования максимальной мощности, маслосистема нуждалась в доработке, в кабине летчика температура воздуха достигала 55- 60°С, нуждалась в улучшении система аварийного сброса фонаря и качество плексигласа. В 1943 г. было выпущено 5047 истребителей Ла-5.
Лётно-технические характеристики Экипаж, чел 1 Размах крыла, м 9.8 Длина, м 8.67 Высота, м 2.54 Площадь крыла, м2 17.37 Масса пустого самолёта, кг 2740 Масса нормальная взлётная, кг 3730 Максимальная скорость у земли, км/ч 558 Максимальная скорость на высоте, км/ч 613 Практическая дальность, км 1000 Боевой радиус действия на высоте, км 780 Максимальная скороподъёмность, м/мин 950 Практический потолок, м 10650 Типы двигателей Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с. 1 ПД М-82 1 1700 Авиационное артиллерийское оружие Вариант Тип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект, ед. 1 Пушка ШВАК 20 2 - Авиационные средства поражения Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг 1 Бомба ФАБ-100 100 2 - Классификаторы Вид применения Истребитель Тип двигателя Поршневой Тип фюзеляжа Однофюзеляжный Конструкция крыльев Моноплан (низкоплан) Тип оперения Нормальное Расположение двигателей В фюзеляже Дополнительная информация Конструктор Лавочкин С.А. КБ ОКБ Лавочкина Начало разработки 1941 Индекс ВС Ла-5 Построен 1942 1-й полёт 1942 Начало гос. испытаний 1942 Принят на вооружение 1942 Период 1939-1945 Базовое применение Истребитель Другое применение Истребитель-бомбардировщик
РазведчикУчастие в войнах 1941-1945 гг. Великая Отечественная война Выпуск Серийный Использование в иностранных ВВС Страна Модель (экз.) Происхождение Примечания Германия Ла-5 З Чехословакия Ла-5ФН Э Модификации Модель Описание Ла-5Ф Более мощный мотор М-82Ф и лучший обзор из кабины летчика. Ла-5ФН Более мощный мотор М-82ФН. Галерея
Чертежи:
Военная энциклопедия. 2014.
Лавочкин — Лавочкин, Семён Алексеевич Семён Алексеевич Лавочкин 11 сентября 1900(19000911) 9 июня 1960 … Википедия
Лавочкин Ла-5 — Лавочкин Ла 5ФН Назначение: Истребитель, истребитель бомбардировщик, перехватчик, разведчик Страна: СССР Первый пол … Википедия
Лавочкин Ла-11 — [1947] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Лавочкин Ла-15 — [1948] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Лавочкин Ла-7 — [1944] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Лавочкин Ла-9 — [1946] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
ЛАВОЧКИН — Семен Алексеевич (1900 60), авиаконструктор. В Великой Отечественной войне принимали участие истребители (выпущено свыше 15 тыс.) Ла 5, Ла 7. Под его руководством созданы также реактивные истребители, в том числе Ла 176, на котором в 1948 впервые … Современная энциклопедия
ЛАВОЧКИН — Семён Алексеевич (1900 1960), авиаконструктор, член корреспондент АН СССР (1958), генерал майор инженерно авиационной службы (1944), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956). Под руководством Лавочкина созданы истребители ЛаГГ 3, Ла 5,… … Русская история
лавочкин — сущ., кол во синонимов: 1 • истребитель (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Лавочкин С. — Семён Алексеевич Лавочкин 11 сентября 1900(19000911) 9 июня 1960 Семён Алексеевич Лавочкин Место рождения … Википедия