Эскадренный миноносец Тип «Смелый» (проект 30-бис)


Эскадренный миноносец Тип «Смелый» (проект 30-бис)
Эскадренный миноносец
Тип «Смелый» (проект 30-бис)
70 единиц

Самая большая серия эсминцев за всю историю отечественного флота. Развитие проекта 30-К. Несколько различались по составу зенитного вооружения, часть кораблей первоначально имела более высокие мачты. 8 эсминцев («Безбоязненный», «Бесшумный», «Верный», «Вихревой», «Огненный», «Опасный», «Охраняющий» и «Стремительный») в 1960–1962 гг. переоборудованы в корабли радиотехнической разведки (проект 31). 16 эсминцев типа «Смелый» передано зарубежным флотам: Польше – 2, Египту – 6 и Индонезии – 8.

Бдительный, с 17.12.1960 г. – ЦЛ-83, с 20.9.1967 г. – ПНЗ-118

Заводской № 1101. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.6.1948 г. заложен на заводе № 445, спущен 30.12.1948 г., вступил в строй 25.10.1949 г. и 5.2.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 22.11.1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 10.8.1967 г. переформирован в ПКЗ, а 12.10.1968 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Встречный, с 17.10.1972 г. – СМ-302

Заводской № 6. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.4.1948 г. заложен на заводе № 199, спущен 20.5.1949 г., вступил встрой 7.12.1949 г. и 23.2.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 21.12.1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 22.10.1966 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 1.9.1972 г. вторично выведен из боевого состава, разоружен и 13.9.1972 г. переформирован в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений.

Смелый, с 17.12.1960 г. – ЦЛ-80, с 28.2.1964 г. – ПКЗ-14

Заводской № 601. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.5.1948 г. заложен на заводе № 190, спущен 29.9.1948 г., вступил в строй 21.12.1949 г. и 19.3.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ и с 17.2.1960 г. – в состав СФ. 22.11.1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 31.1.1964 г. переформирован в ПКЗ, а 10.2.1965 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1965–1966 гг. на базе «Главвторчермета» в Мурманске разделан на металл.

Ведущий

Заводской № 9. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.7.1948 г. заложен на заводе № 199, спущен 21.8.1949 г., вступил в строй 26.12.1949 г. и 23.2.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 27.3.1960 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 14.3.1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Огненный

Заводской № 178. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 14.8.1948 г. заложен на заводе № 402, спущен 17.8.1949 г., вступил в строй 28.12.1949 г., и 12.2.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 19.1.1958 г. по 27.12.1960 г. модернизирован и перестроен в Северодвинске по проекту 31. 5.10.1963 г. перечислен в состав ЧФ, 12.10.1964 г. – вновь в состав СФ, 6.11.1968 г. – в состав ЛенВМБ и 16.11.1968 г. – в состав ДКБФ. В период с 6.11.1967 г. по 16.11.1968 г. и с 8.2.1969 г. по 10.10.1970 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт. 13–28.10 и 13.11–15.12.1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 10–15.8.1972 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия). 25.12.1979 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 21.5.1981 г. расформирован.

Отчетливый, с 17.12.1960 г. – ПТБ-7, с 12.8.1970 г. -ПКЗ-107

Заводской № 179. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.10.1948 г. заложен на заводе № 402, спущен 14.9.1949 г., вступил в строй 28.12.1949 г. и 12.2.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 22.11.1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переоборудован в плавучую техническую базу, 20.12.1969 г. расформирован и поставлен на отстой, но 12.8.1970 г. расконсервирован и переформирован в ПКЗ, а 19.5.1972 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1972–1973 гг. на базе «Главвторчермета» в Мурманске разделан на металл.

Важный

Заводской № 12. 30.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.10.1948 г. заложен на заводе № 199, спущен 4.9.1949 г., вступил в строй 29,12.1949 г, и 23.2.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 7.5.1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 14.3.1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Безудержный,с 17.10.1960 г. – ЦЛ-66,с 13.12.1966 г.-ПКЗ-127

Заводской № 1102. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.7.1948 г. заложен на заводе № 445, спущен 31.3.1949 г., вступил в строй 30.12.1949 г. и 5.2.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 22.11.1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 4.11.1966 г. переформирован в ПКЗ, а 1.3.1967 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Стойкий

Заводской № 602. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.11.1948 г. заложен на заводе № 190, спущен 1.2.1949 г., вступил в строй 19.4.1950 г. и, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 7.1.1967 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 22.2.1980 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 22.6.1980 г. расформирован.

Острый

Заводской № 180. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.12.1948 г. заложен на заводе № 402, спущен 16.4.1950 г., вступил в строй 25.8.1950 г. и 21.9.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 5.3.1973 г. по 9.7.1978 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после чего перечислен в состав ЛенВМБ, а 4.6.1983 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15.3.1984 г. расформирован.

Буйный

Заводской № 1103. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.4.1949 г. заложен на заводе № 445, спущен 23.9.1949 г., вступил в строй 29.8.1950 г. и 14.9.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31.5–4.6.1954 г. нанес визит в Дуррес (Албания). 1.12.1969 г. – 30.4.1970 г., 1.8.1970 г. – 28.2.1971 г. и 1.8–30.11.1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 1.2.1980 г. по 18.3.1982 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. 7.3.1986 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 22.7.1986 г. расформирован.

Ответственный, с 31.8.1961 г. – ЦЛ-42, с 16.10.1961 г. – ПКЗ-48

Заводской № 181. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.6.1949 г. заложен на заводе № 402, спущен 12.4.1950 г., вступил в строй 31.8.1950 г. и 1.10.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3–7.8.1956 г. нанес визит в Осло (Норвегия) и 8–12.8.1956 г. – в Гетеборг (Швеция). 3.8.1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, 4.10.1961 г. разоружен и переформирован в ПКЗ, а 12.4.1963 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Безупречный

Заводской № 1104. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.7.1949 г. заложен на заводе № 445, спущен 31.12.1949 г., вступил в строй 9.9.1950 г. и 7.11.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 3.5.1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 14.3.1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Скорый

Заводской № 603. 7.10.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.2.1949 г. заложен на заводе № 190, спущен 14.8.1949 г., вступил в строй 26.9.1950 г. и 28.1.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 29.6.1958 г. передан ВМС Польши с переименованием в «Wicher» и 4.8.1958 г. исключен из состава ВМФ, а в 1975 г. разоружен и сдан польским командованием на слом.

Вспыльчивый, с 17.12.1960 г. – ЦЛ-77, с 12.2.1971 г. -УТС-262

Заводской № 13. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.2.1949 г. заложен на заводе № 199, спущен 14.5.1950 г., вступил в строй 30.9.1950 г. и 24.12.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 22.11.1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 20.12.1969 г. расформирован и поставлен на прикол, но 12.2.1971 г. расконсервирован и превращен в УТС, а 12.3.1974 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 8.8.1974 г. расформирован.

Величавый, с 17.10.1972 г. – СМ-296

Заводской № 14. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 4.8.1949 г. заложен на заводе № 199, спущен 14.5.1950 г., вступил в строй 31.10.1950 г. и 14.1.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 21.11.1955 г. по 11.3.1956 г. прошел капитальный ремонт. 7.5.1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 26.8.1969 г. расконсервирован и вновь введен в строй, 13.9.1972 г. разоружен и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 12.8.1977 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 10.2.1978 г. расформирован.

Суровый

Заводской № 604. 7.10.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.8.1949 г. заложен на заводе № 190, спущен 1.10.1949 г., вступил в строй 31.10.1950 г. и 24.11.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 15–18.10.1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша), 10–14.7.1954 г. – в Хельсинки (Финляндия), 20–25.7.1956 г. – в Роттердам (Голландия) и 28.6–1.7.1965 г. – в Стокгольм (Швеция). С 24.12.1955 г. водил в состав КБФ. 11.8.1974 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 5.3.1987 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 11.2.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 17.7.1988 г. расформирован.

Бесстрашный, с 10.8.1961 г. – ЦЛ-28

Заводской № 1105. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.9.1949 г. заложен на заводе № 445, спущен 31.3.1950 г., вступил в строй 31.10.1950 г. и 3.12.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 18.10.1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19–22.10.1953 г. – в Бургас (Болгария). 3.8.1961 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, а 2.6.1976 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Отменный

Заводской № 182. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 8.10.1949 г. заложен на заводе № 402, спущен 17.6.1950 г., вступил в строй 6.11.1950 г. и 5.12.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 27.3.1960 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 12.10.1968 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а9.2.1978 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 19.4.1978 г. расформирован.

Отрывистый

Заводской № 183. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3.12.1949 г. заложен на заводе № 402, спущен 25.8.1950 г., вступил в строй 10.12.1950 г. и 20.1.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 7.5.1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 14.7.1961 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 7.2.1977 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Верткий, с 25.1.1974 г. – ПКЗ-54, с 27.4.1974 г. – СМ-316

Заводской № 15. 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.11.1949 г. заложен на заводе № 199, спущен 22.7.1950 г., вступил в строй 14.12.1950 г. и 18.3.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 25.10.1973 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ПКЗ, 12.3.1974 г. превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 1.9.1978 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Вечный, с 17.12.1960 г. – ПТБ-12, с 28.7.1962 г. – ПМ-141, с 15.7.1971 г. – УТС-27

Заводской № 16. 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12.1.1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 30.8.1950 г., вступил в строй 15.12.1950 г. и 18.3.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 22.11.1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ПТБ, 28.7.1962 г. переформирован в ПМ и 15.7.1971 г. превращен в УТС, а 22.8.1989 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Отражающий, с31.8.1961 г. – ЦЛ-20,с28.2.1964 г. – ПКЗ-12

Заводской № 184. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3.3.1950 г. заложен назаводе № 402, спущен 1.10.1950 г., вступил в строй 17.12.1950 г. и 20.1.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3.8.1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, 21.2.1964 г. разоружен и переформирован в ПКЗ, а 20.4.1967 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Боевой, с 31.8.1961 г. по 25.11.1964 г. – ЦЛ-27

Заводской № 1106. 3.12.1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.12.1949 г. заложен на заводе № 445, спущен 29.4.1950 г., вступил встрой 19.12.1950 г. и 11.1.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 3.8.1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, но 25.11.1964 г. возвращен в класс ЭМ и исключен из состава ВМФ СССР в связи с предстоящей передачей ВМС Индонезии. Впоследствии под наименованием «Оагтиса» входил в состав индонезийских ВМС, а в 1973 г. разоружен и продан на слом.

Быстрый

Заводской № 1107. 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.2.1950 г. заложен на заводе № 445, спущен 28.6.1950 г., вступил в строй 19.12.1950 г. и 14.1.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 8.3.1958 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 31.7.1979 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделан на металл.

Сердитый, с 7.10.1975 г. – СМ-169

Заводской № 605. 7.10.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.12.1949 г. заложен на заводе № 190, спущен 15.4.1950 г., вступил в строй 20.12.1950 г. и 28.1.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 20–25.7.1956 г. нанес визит в Роттердам (Голландия) и 28.6–1.7.1965 г. – в Стокгольм (Швеция). 1.12.1958 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 14.7.1961 г. расконсервирован и вновь введен в строй, 24.4.1974 г. вновь поставлен на долговременное хранение, 14.3.1975 г. разоружен и расформирован, 19.9.1975 г. превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 16.7.1976 г. после потопления в Балтийском море при практических ракетных стрельбах исключен из списков судов ВМФ.

Способный

Заводской № 606. 7.10.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.3.1950 г. заложен на заводе № 190, спущен 20.12.1950 г. и 28.1.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 15–18.10.1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша) и 12–17.10.1955 г. – в Портсмут (Великобритания). С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 15.12.1957 г. передан ВМС Польши с переименованием в «Grom», 26.12.1957 г. исключен из состава ВМФ СССР и 5.2.1958 г. расформирован, а в середине 70-х гг. разоружен и сдан польским командованием на слом.

Вихревой

Заводской № 17. 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.2.1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 15.9.1950 г., вступил в строй 27.12.1950 г. и 18.3.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 7-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 29.1.1959 г. по 20.7.1961 г. модернизирован и перестроен на «Дальзаводе» во Владивостоке по проекту 31. 3.5.1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 7.6.1983 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15.3.1984 г. расформирован.

Бурный

Заводской № 1108. 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 18.5.1950 г. заложен на заводе № 445, спущен 29.8.1950 г., вступил в строй 4.6.1951 г. и 8.7.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15–18.10.1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19–22.10.1953 г. – в Бургас (Болгария). 30.6.1959 г. выделен для передачи Египту, в январе 1962 г. передан в Александрии его ВМС с переименованием в «Suez» и 9.2.1962 г. исключен из состава ВМФ СССР, а в 1985 г. разоружен и продан египетским командованием на слом.

Беспощадный, с 19.10.1988 г. – ПКЗ-36

Заводской № 1109. 15.4.1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.5.1950 г, заложен на заводе № 445, спущен 30.9.1950 г., вступил в строй 27.6.1951 г. и 29.7.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 30.6.1959 г. выделен для передачи Египту, в январе 1962 г. передан в Александрии его ВМС с переименованием в «Damietta» и 9.2.1962 г. исключен из состава ВМФ, но в 1968 г. возвращен египетским командованием СССР и 15.7.1968 г. под тем же наименованием – «Беспощадный» – вторично включен в состав ЧФ. 9.2.1988 г. разоружен, вновь исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 17.7.1988 г. расформирован, однако 19.10.1988 г. снят с прикола и переформирован в ПКЗ.

Стремительный, с 8.2.1982 г. – ПКЗ-33

Заводской № 607. 7.10.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФи15.5.1950 г. заложен на заводе № 190, спущен 15.4.1951 г., вступил в строй 4.7.1951 г. и 5.8.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4то ВМФ. 15–18.10.1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша) и 1–8.8.1956 г. в Копенгаген (Дания). С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ, с 5.8.1961 г. в состав СФ и с 6.11.1967 г. вновь в состав ДКБФ. В период с 20.10.1957 г. по 5.8.1961 г. модернизирован и перестроен в Ленинграде по проекту 31; 20.12.1969 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, 29.6.1981 г. расконсервирован, разоружен и переформирован в ПКЗ, а 25.6.1984 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Безжалостный

Заводской № 1110. 15.4.1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12.7.1950 г. заложен на заводе № 445, спущен 30.12.1950 г., вступил встрой 6.7.1951 г. и 29.7.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 28.2.1964 г. выделен для передачи ВМС Индонезии с переименованием в «Вга\л/1сУа]а», 9.5.1964 г. исключен из состава ВМФ СССР и 21.4.1965 г. расформирован, а в 1973 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

Отрадный

Заводской № 188. 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.5.1950 г. заложен на заводе № 402, спущен 30.12.1950 г., вступил в строй 20.7.1951 г. и 19.8.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 8.6.1970 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 15.3.1984 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 12.6.1984 г. расформирован.

Озаренный, с 30.5.1978 г. – СМ-449

Заводской № 189. 1.12.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.7.1950 г. заложен на заводе № 402, спущен 7.3.1951 г., вступил в строй 28.7.1951 г. и 19.8.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 5.8.1964 г. по 16.2.1966 г. и с 6.4.1969 г. по 31.12.1970 г. прошел в Севастополе капитальный ремонт. 22.9.1967 г. перечислен в состав КЧФ, 19.4.1978 г. выведен из боевого состава, разоружен и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 31.7.1980 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и 21.5.1981 г. расформирован.

Оберегающий

Заводской № 190. 15.4.1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.9.1950 г. заложен на заводе № 402, спущен 11.5.1951 г., вступил в строй 20.10.1951 г. и 9.12.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 7.5.1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 13.3.1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Беззаветный (

Заводской № 1111). 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.9.1950 г. заложен на заводе № 445, спущен 30.3.1951 г., вступил в строй 11.11.1951 г. и 5.12.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15–18.10.1953 г. нанес визите Констанцу (Румыния) и 19–22.10.1953 г. – в Бургас (Болгария). 30.6.1959 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в «Sutan IskandarMuda», в 1969 г. выведен в резерв и законсервирован, а в 1971 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

Сокрушительный, с 31.8.1977 г. – ОТ-20

Заводской № 608. 7.10.1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.9.1950 г. заложен на заводе № 190, спущен 30.6.1951 г., вступил в строй 28.11.1951 г. и 27.1.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 1 -8.8.1956 г. нанес визит в Копенгаген (Дания) и 7–10.7.1965 г. – в Гдыню (Польша). 26.11.1973 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, 18.7.1977 г. разоружен и переформирован в ОТ, а 16.8.1979 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 5.3.1980 г. расформирован.

Охраняющий

Заводской № 191. 15.4.1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.11.1950 г. заложен на заводе № 402, спущен 26.7.1951 г., вступил в строй 28.11.1951 г. и 13.1.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 14.10.1957 г. по 14.7.1961 г. модернизирован и перестроен в Ленинграде по проекту 31,3.5.1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 27.2.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 30.7.1987 г. расформирован.

Бесшумный, с 1.10.1985 г. – УТС-538

Заводской № 1112. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.10.1950 г. заложен на заводе № 445, спущен 31.5.1951 г., вступил в строй 30.11.1951 г. и 31.12.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. В 1959–1960 гг. модернизирован и перестроен в Николаеве по проекту 31. В период с 15.6 по 24.9.1961 г. совершил переход по Севморпути из Североморска на Дальний Восток и 26.9.1961 г. перечислен в состав ТОФ. 15.6.1979 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой передачей в ОФИ для разборки, но 1.10.1985 г. снят с прикола и превращен в УТС, а в сентябре 1994 г. окончательно исключен из списков плавсредств ВМФ и сдан в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Осторожный

Заводской № 192. 15.4.1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.1.1951 г. заложен на заводе № 402, спущен 25.9.1951 г., вступил в строй 20.12.1951 г. и 13.1.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 10.11.1959 г. по28.2.1961 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после чеговыведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в губе Сайда на отстой, а 15.12.1981 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 8.2.1982 г. расформирован.

Видный, с 3.10.1961 г. – ПБО-36, с 29.4.1966 г. – ЦЛ-90, с 12.2.1971 г. – УТС-263

Заводской № 18. 15.4.1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.5.1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 17.5.1951 г., вступил в строй 21.12.1951 г. и 10.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 3.8.1961 г. выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в плавучую ракетно-техническую базу, 29.4.1966 г. переклассифицирован в ЦЛ. 20.12.1969 г. расформирован и поставлен на отстой, но 12.2.1971 г. снят с прикола и превращен в УТС, а 30.5.1983 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Беспокойный

Заводской № 1113. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.1.1951 г. заложен на заводе № 445, спущен 30.6.1951 г., вступил в строй 21.12.1951 г. и 27.1.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31.5–4.6.1954 г. нанес визит в Дуррес (Албания). 30.6.1959 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в «Запора», в 1969 г. выведен в резерв и законсервирован, а в 1971 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

Верный

Заводской № 19. 15.4.1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.7.1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 17.5.1951 г., вступил в строй 26.12.1951 г. и 10.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 11.11.1957 г. по 28.4.1961 г. модернизирован и перестроен на «Дальзаводе» во Владивостоке по проекту 31. 3.5.1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 21.3.1981 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 28.8.1981 г. расформирован.

Внимательный

Заводской № 21. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.10.1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 2.8.1951 г., вступил в строй 26.12.1951 г. и 10.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 18.3.1972 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 21.5.1981 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 27.7.1986 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 5.3.1987 г. расформирован.

Внезапный

Заводской № 20. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.9.1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 14.6.1951 г., вступил в строй 28.12.1951 г. и 10.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 7-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 17.2.1959 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в «Sawunggaling», а в 1971 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

Выразительный

Заводской № 22. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 14.12.1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 26.8.1951 г., вступил в строй 29.12.1951 г. и 10.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 22.11.1962 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в «Singamangaradja», в 1969 г. выведен в резерв и законсервирован, а в 1971 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

Волевой

Заводской № 23. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.3.1951 г. заложен на заводе № 199, спущен 11.9.1951 г., вступил в строй 29.12.1951 г. и 10.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 17.2.1959 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в «Siliwangi», а в 1973 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

Окрыленный

Заводской № 193. 15.4.1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 24.3.1951 г. заложен на заводе № 402, спущен 17.10.1951 г., вступил в строй 31.12.1951 г. и 17.2.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 1.12.1958 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 18.9.1965 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 23.12.1969 г. по 5.8.1971 г. и с 2.5.1972 г. по 8.9.1972 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт, а 25.12.1978 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 22.2.1980 г. расформирован.

Безбоязненный, с 19.8.1974 г. – СМ-274

Заводской № 1114. 26.3.1951 г. заложен на заводе № 445 и 22.6.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.8.1951 г., вступил в строй 11.1.1952 г. и 6.7.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15–18.10.1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19–22.10.1953 г. – в Бургас (Болгария). В 1959–1961 гг. модернизирован и перестроен в Николаеве по проекту 31. В период с 15.6 по 24.9.1961 г. совершил переход по Севморпути из Североморска на Дальний Восток и 26.9.1961 г. перечислен в состав ТОФ. 13.8.1976 г. выведен из боевого состава, разоружен и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 12.8.1977 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Свободный, с 28.7.1983 г. – СМ-132

Заводской № 609. 15.4.1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.11.1950 г. заложен на заводе № 190, спущен 20.8.1951 г., вступил в строй 23.6.1952 г. и 3.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. 16–21.7.1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция), 12–18.9.1957 г. – в Сплит (Югославия), 21.9–1.10.1957 г. – в Латакию (Сирия), 7–11.8.1958 г. и 13–17.8.1960 г. – в Хельсинки (Финляндия). С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 19.1.1983 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой передачей в ОФИ для разборки и 7.6.1983 г. расформирован, но 28.7.1983 г. снят с прикола и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений.

Статный

Заводской № 610. 15.4.1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.3.1951 г. заложен на заводе № 190, спущен 28.10.1951 г., вступил в строй 4.8.1952 г. и 10.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. 16–21.7.1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция) и 13–17.8.1960 г. – в Хельсинки (Финляндия). С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 10.3.1969 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 8.7.1982 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 1.10.1982 г. расформирован.

Сметливый

Заводской № 611. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 24.5.1951 г. заложен на заводе № 190, спущен 17.11.1951 г., вступил в строй 5.8.1952 г. и 11.8.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 15–18.10.1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша) и 12–17.10.1955 г. – в Портсмут (Великобритания). С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 14.11.1955 г. выделен для передачи Египту, 11.6.1956 г. передан в Александрии его ВМС и переименован в «А! 2аттег», 18.7.1956 г. расформирован и 30.7.1956 г. исключен из состава ВМФ СССР, а в 1985 г. разоружен и продан египетским командованием на слом.

Безукоризненный, с 3.10.1961 г. – ЦЛ-78 (ПБО-31), с 27.6.1964 г. – ПКЗ-32

Заводской № 1116. 22.6.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.7.1951 г. заложен на заводе № 445, спущен 31.1.1952 г., вступил в строй 30.9.1952 г. и 19.10.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31.5–4.6.1956 г. нанес визит в Сплит (Югославия), 5–10.6.1956 г. и 30.8–3.9.1957 г. – в Дуррес (Албания). 18.7.1960 г. перечислен в состав СФ, 3,8.1961 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в плавучую ракетно-техническую базу, 29.5.1964 г. переформирован в ПКЗ, а 3.1.1967 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1967–1968 гг. на базе «Главвторчермета» в Мурманске разделан на металл.

Безотказный

Заводской № 1115.22.6.1951 г. заложен на заводе № 445 и зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.10,1951 г., вступил в строй 4.10.1952 г. и 12.10.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 18.7.1960 г. перечислен в состав СФ, а 15.11.1967 г. возвращен в состав КЧФ. В период с 25.11.1964 г. по 13.11.1965 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт. 1.10.1970 г. – 31.5.1971 г. и 1.11.1971 г. – 30.4.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 25.4.1985 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 1.10.1985 г. расформирован.

Смотрящий

Заводской № 612. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.6.1951 г. заложен на заводе № 190, спущен 19.2.1952 г., вступил в строй 4.11.1952 г. и 6.11.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 18–27.4.1955 г. и 12–17.10.1955 г. нанес визиты в Портсмут (Великобритания). С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 7.5.1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 24.4.1974 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 14.2.1978 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 19.4.1978 г. расформирован.

Отчаянный

Заводской № 195. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.8.1951 г. заложен на заводе № 402, спущен 29.12.1951 г., вступил в строй 25.11.1952 г. и 21.12.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 30.8–3.9.1958 г. нанес визит в Осло (Норвегия) и 8–12.9.1958 г. – в Гетеборг (Швеция). 23.10.1959 г. перечислен в состав КБФ, 15.4.1961 г. возвращен в состав СФ, а 1.10.1964 г. переведен в состав ЧФ. 1.3–31.5.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В июне 1968 г. передан в Александрии ВМС Египта с переименованием сначала в «Al Nasser» и в 1973 г. – в «6 Oktober», а в 1986 г. разоружен и продан египетским командованием на слом.

Опасный

Заводской № 196. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.10.1951 г. заложен на заводе № 402, спущен 1.6.1952 г., вступил в строй 9.12.1952 г. и 4.1.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 14.10.1957 г. по 6.3.1962 г. модернизирован и перестроен в Ленинграде по проекту 31. 3.5.1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 31.7.1979 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 11.12.1981 г. по 3.8.1983 г. прошел в Мурманске капитальный ремонт. 16.10.1984 г. перечислен в состав ДКБФ, а 5.3.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 30.7.1987 г. расформирован.

Бессменный

Заводской № 1117. 22.6.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12.9.1951 г. заложен на заводе № 445, спущен 31.3.1952 г., вступил в строй 10.12.1952 г. и 28.12.1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31.5–4.6.1956 г. нанес визит в Сплит (Югославия) и 5–10.6.1956 г. – в Дуррес (Албания). В конце 1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 10.8.1961 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 1.3–31.5.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В июне 1968 г. передан в Александрии ВМС Египта с переименованием в «Damietta», а в 1986 г. разоружен и продан египетским командованием на слом.

Отзывчивый

Заводской № 194. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.5.1951 г. заложен на заводе № 402, спущен 29.12.1951 г., вступил в строй 20.12.1952 г, и 11.1.1953 г,, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 16.12.1966 г. перечислен в состав КЧФ. 1.1–31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 18.7.1977 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 13.2.1978 г. расформирован.

Совершенный

Заводской № 612. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.7.1951 г. заложен на заводе № 190, спущен 24.4.1952 г., вступил в строй 24.12.1952 г. и 4.1.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 10–14.7.1954 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия), 12–17.10.1955 г. и 18–27.4.1956 г. – в Портсмут (Великобритания). С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ и с 15.7.1968 г. – в состав КЧФ. 7.5.1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но в 1967 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 1–31.6.1967 г. и 1.1–31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 5.3.1987 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 30.7.1987 г. расформирован и впоследствии на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделан на металл.

Серьезный

Заводской № 616. 22.6.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.10.1951 г. заложен на заводе № 190, спущен 13.7.1952 г., вступил в строй 24.12.1952 г. и 4.1.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. 16–21.4.1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция). С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ и с 16.8.1967 г. – в состав КЧФ. 28.5.1957 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 10.8.1961 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 1.1–31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 10.2.1977 г. по 22.5.1986 г. вновь находился в консервации, а 5.3.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 30.7.1987 г. расформирован.

Вольный

Заводской № 24. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12.6.1951 г, заложен на заводе № 199, спущен 4.6.1952 г., вступил в строй 31.12.1952 г. и 1.2.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 17.1.1976 г. по 1979 г. прошел на «Даль-заводе» во Владивостоке капитальный ремонт. 8.5.1979 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 15.12.1981 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и15.4.1982 г. расформирован.

Вкрадчивый

Заводской № 25. 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 14.7.1951 г. заложен на заводе № 199, спущен 4.6.1952 г., вступил в строй 31.12.1952 г. и 1.2.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 1.12.1958 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 30.1.1979 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 9.2.1979 г. расформирован.

Вдумчивый, с 13.8.1976 г. – ОТ-1

Заводской № 26. 22.6.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.11.1951 г. заложен на заводе № 199, спущен 31.7.1952 г., вступил в строй 31.12.1952 г. и 1.2.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил с состав ТОФ. 21–26.6.1956 г. нанес визит в Шанхай (Китай). В период с 7.4.1959 г. по 11.9.1960 г. прошел на «Дальзаводе» во Владивостоке капитальный ремонт. 13.8.1976 г. выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ОТ, а 28.4.1977 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 10.2.1978 г. расформирован.

Солидный

Заводской № 617. 22.6.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 4.1.1952 г. заложен на заводе № 190, спущен 17.8.1952 г., вступил в строй 31.12.1952 г. и 18.1.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 14.11.1955 г. выделен для передачи Египту, 11.6.1956 г. передан в Александрии его ВМС и переименован в «Al Nasser», 18.7.1956 г. расформирован и 30.7.1956 г. исключен из состава ВМФ, но в 1968 г. возвращен СССР и 15.7.1968 г. под тем же наименованием – «Солидный» – зачислен в состав КЧФ, а 15.4.1987 г. разоружен, вторично исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 30.7.1987 г. расформирован.

Пылкий

Заводской № 619. 22.6.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.4.1952 г. заложен из секций, собранных заводом № 190, на заводе № 445, спущен 31.7.1952 г., вступил в строй 31.12.1952 г. и 18.1.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 28.2.1964 г. выделен для передачи ВМС Индонезии с переименованием в «Diponegoro», 9.5.1964 г. исключен из состава ВМФ СССР и 21.4.1965 г. расформирован, а в 1973 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

Вразумительный

Заводской № 27. 22.6.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.12.1951 г. заложен на заводе № 199, спущен 3.9.1952 г., вступил в строй 10.1.1953 г. и 1.2.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 г. входил в состав ТОФ. 21–26.6.1956 г. нанес визит в Шанхай (Китай). 7.2.1977 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 18.7.1977 г. расформирован.

Оживленный, с 31.8.1961 г. по 24.6.1965 г. – ЦЛ-21

Заводской № 197. 22.6.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12.1.1952 г. заложен на заводе № 402, спущен 4.8.1952 г., вступил в строй 24.1.1953 г. и 23.2.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3.8.1961 г. был выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, но 24.6.1965 г. возвращен в боевой состав и вновь переклассифицирован в ЭМ. 15.11.1967 г. перечислен в состав КЧФ. 1.4–30.7.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1–31.10.1973 г. – вооруженным силам Сирии. 2.6.1976 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и 1.2.1977 г. расформирован.

Степенный

Заводской № 618. 22.6.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.2.1952 г. заложен на заводе № 190, спущен 22.9.1952 г., вступил в строй 11.2.1953 г. и 1.3.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. 16–21.7.1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция) и 7–11.8.1958 г. – в Хельсинки (Финляндия). С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. 28.2.1961 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 8.7.1968 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 14.3.1986 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 22.7.1986 г. расформирован.

Ожесточенный, с 31.8.1961 г. – ЦЛ-22, с 10.8.1962 г. – ОС-19

Заводской № 198. 22.6.1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3.4.1952 г. заложен на заводе № 402, спущен 26.9.1952 г., вступил в строй 14.3.1953 г. и 5.4.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3–7.8.1956 г. нанес визит в Осло (Норвегия) и 8–12.8.1956 г. – в Гетеборг (Швеция). 3.8.1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, 4.7.1962 г. переформирован в ОС, а12.3.1971 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Тактико-технические характеристикитип «Смелый» (проект 30-бис)
Водоизмещение полное, т3066
Водоизмещение стандартное, т2316
Длина, м120,5
Ширина, м12
Осадка средняя, м3,9
Мощность силовой установки, л.с.2 x 30000
Скорость хода максимальная, узлов36,5
Скорость хода экономическая, узлов15,7
Дальность плавания экономическим ходом, миль3660
Экипаж, чел.286

Вооружение: 2 x 2 130-мм Б2-ЛМ, 1 х 2 85-мм 92-К и 7 х 1 37-мм 70-К (или 4 х 2 37-мм В-11) орудий, 2 х 5 533-мм ТА, 2 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (51 глубинная бомбы). Принимал на борт 52 мины КБ-«Краб» или 60 мин М-26.
 

Тактико-технические характеристикитип «Огненный» (Проект 31)
Водоизмещение полное, т3250
Водоизмещение стандартное, т2500
Дальность плавания экономическим ходом, миль3060
Экипаж, чел.288

Вооружение: 2 x 2 130-мм Б2-ЛМ и 5 х 1 ЗИФ-71 орудий, 1 х 5 533-мм ТА, 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 2 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (51 глубинная бомбы).
 

Смотри также:

Эскадренные миноносцы
Тип «Осмотрительный» (пр. 30-К)
Тип «Смелый» (пр. 30-бис)
Тип «Неустрашимый» (пр. 41)
Тип «Спокойный» (пр. 56)
Тип «Бедовый» (пр. 56-ЭМ и 56-М)
Тип «Гневный» (пр. 57-бис)
Тип «Современный» (пр. 956)

 

Военная энциклопедия. 2014.

Смотреть что такое "Эскадренный миноносец Тип «Смелый» (проект 30-бис)" в других словарях:

  • Эскадренный миноносец Тип «Гневный» (проект 57-бис) — Эскадренный миноносец Тип «Гневный» (проект 57 бис) 8+1 единица Заложены как эсминцы, 19.5.1966 г. переклассифицированы в БРК, а после модернизации – в БПК. Необходимостъ дорогостоящей модернизации была вызвана низ кой… …   Военная энциклопедия

  • Эскадренный миноносец Тип «Спокойный» (проект 56) — Эскадренный миноносец Тип «Спокойный» (проект 56) 27 единиц Последние «классические» эсминцы с артиллерийско торпедным вооружением. «Бравый» достроен по проекту 56 К, став первым в отечественном флоте кораблем,… …   Военная энциклопедия

  • Эскадренный миноносец Тип «Осмотрительный» (проект 30-К) — Эскадренный миноносец Тип «Осмотрительный» (проект 30 К) 10 единиц Строительство серии началось в 1939 г. Головной эсминец «Огневой» (проект 30) вступил в строй в мае 1945 г., остальные 10 достроены по… …   Военная энциклопедия

  • Эскадренный миноносец Тип «Бедовый» (проект 56-ЭМ и 56-М) — Эскадренный миноносец Тип «Бедовый» (проект 56 ЭМ и 56 М) 4+1 единицы Головной эсминец «Бедовый» заложен по проекту 56 как чисто артиллерийско торпедный корабль, но в ходе строительства превращен в ракетный (проект 56 ЭМ).… …   Военная энциклопедия

  • Эскадренный миноносец Тип «Неустрашимый» (проект 41) — Эскадренный миноносец Тип «Неустрашимый» (проект 41) 1 единица Экспериментальный эсминец с паротурбинной энергетической установкой нового типа. Несмотря на прогрессивную компоновку, имел ряд недостатков и в серию не пошел. Хотя в целом… …   Военная энциклопедия

  • Эскадренный миноносец Тип «Современный» (проект 956) — Эскадренный миноносец Тип «Современный» (проект 956) 17+5 единиц Эсминцы этого типа знаменовали собой возрождение класса эсминцев, строительство которых возобновилось после 20 летнего перерыва. Имеют паротурбинную энергетическую… …   Военная энциклопедия

  • Перспективный эскадренный миноносец для ВМФ России — Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли. О существовании планов по разработке проекта перспективного эскадренного миноносца для Военно Морского Флота России… …   Википедия

  • Проект 956 (Сарыч) — ЭМ проекта 956 «Сарыч» Эсминец «Безупречный» Основная информация Тип …   Википедия

  • Сметливый (миноносец) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сметливый. «Сметливый» …   Википедия

  • Боевой (миноносец) — У этого термина существуют и другие значения, см. Боевой. «Боевой» до 9 марта 1902 года «Сом» …   Википедия