Грибовский Г-29

Грибовский Г-29
Грибовский Г-29
[1941]
Лётно-технические характеристикиДвигательАвиационное артиллерийское оружиеАвиационные средства пораженияКлассификаторыФактыМодификацииГалерея

С началом войны ОКБ-28 получило новое срочное задание по созданию десантного планера для перевозки 11 человек. Приказ о выдаче задания датируется 7 июля 1941 г. Когда заместитель наркома авиапромышленности А.С.Яковлев спросил у Грибовского, в какой срок он сможет спроектировать и построить такой планер, то получил твердый ответ — за два месяца. Яковлев потребовал письменного ручательства, которое тут же было написано Грибовским.

Первые чертежи для изготовления Г-29 поступили в цех 11 июля, а уже 2 августа планер в основном был готов. 1 сентября 1941 г. начались первые подлеты, а 18 сентября последовало решение об организации серийного производства на двух деревообделочных заводах в городе Шумерля (завод №471) и поселке Козловка (завод №494).

Летные испытания, прошедшие в конце сентября, показали вполне приемлемые пилотажные характеристики Г-29. Для смещения центровки пустого планера вперед (это требование ВВС, на случай продолжения полета планера после покидания его десантниками на парашютах), в серии крыло передвинули немного вперед. При этом, в посадочной конфигурации с выпущенными щитками, стала наблюдаться тряска хвостового оперения. Тряску устранили путем устройства перфорации на щитках.

Сразу после окончания испытаний, 28 сентября 1941 г. Грибовский выехал на завод №471, а его заместитель Ландышев — на завод №494.

18 октября в Шумерлю прибыл первый эшелон с «хозяйством» ОКБ-28, а уже 7 ноября здесь собрали первый головной десантный планер. До конца года завод №471 изготовил 10 серийных аппаратов, которые по количеству перевозимых десантников получили обозначение Г-11.

Десантный планер Г-11 (использовались также обозначения Гр-11 и Гр-29) представлял собой свободно-несущий высокоплан деревянной конструкции с объемным коробчатым фюзеляжем. Металл использовался в малых количествах только в наиболее нагруженных местах.

Планер имел неубираемое шасси с колесами размерм 600x250 мм для взлета и посадочную лыжу для посадки. В случае посадки на лыжу колесное шасси, оборудованное «ломающимся подкосом», сдвигалось назад-вверх.

Носовая часть фюзеляжа представляла собой одноместную кабину летчика с органами управления, минимальным комплектом приборов и сбрасываемым фонарем. За ней располагался десантно-грузовой отсек длиной 3,24 м и шириной 1,36–1,25 м. Десантники сидели на дощатых скамейках, расположенных вдоль бортов фюзеляжа лицом друг к другу.

Для погрузки планера и его покидания в бортах фюзеляжа имелись сбрасываемые дверцы размером 1,2x0,7м., а в потолке и в полу — также сбрасываемые люки размером 0,51x0,46м. Кроме того, в каждом борту было по дпо два застекленных прямоугольных окна-иллюминатора, которые могли открываться для ведения стрельбы из личного оружия.

Производство Г-11 нарастало вплоть до июня 1942 г., когда выяснилось, что военные попросту не готовы к приему большого числа десантных планеров. Не хватало самолетов-буксировщиков и пилотов-планеристов. Так как хранение планеров в течение длительного времени не предусматривалось, их нахождение под открытым небом могло привести к снижению прочности и надежности.

В результате производство Г-11 в 1942 г. прекратили, личный состав ОКБ-28 присоединили к техперсоналу завода №471, переориентированного на производство самолетов Як-6, а Грибовский убыл в распоряжение Наркомата авиапромышленности.

Всего до прекращения выпуска в 1942 г. завод №471 выпустил 127 Г-11(плюс 11 в 1941 г.), а завод №494 -170 планеров. Таким образом, суммарный выпуск к осени 1942 г. составил 308 экземпляров Г-11.

В конце 1943 г. производство планеров восстановили на заводе в Рязани, где Грибовского назначили Главным конструктором. Первый «рязанский» Г-11 испытали в марте 1944 г. Планерист-испытатель старший лейтенант Чубуков написал в своем отзыве: «Управляемость планера достаточная. Запас рулей вполне обеспечивает вывод планера из самого тяжелого положения. Управление Г-11 подобрано чрезвычайно удачно, будучи не таким строгим, как у планера Г-14, вместе с тем обеспечивает полную управляемость в трудных условиях при любых вариантах загрузки. При выполнении фигур пилотажа — штопора, переворота и бочки планер быстро выходит без запаздывания в нормальное положение. Посадка во всех вариантах загрузки проста и выполняется на малых скоростях».

В ходе серийного производства в конструкцию Г-11 вносились изменения. Начиная с экземпляра №21 на левом борту фюзеляжа оборудовали увеличенный грузовой люк шириной 1400 мм, а дверь на правом борту упразднили. С октября 1944 г. выпускались планеры с двойным управлением, амортизацией посадочной лыжи и дополнительными усилениями конструкции. В серии эти аппараты, дополнительным внешним отличием которых стал небольшой форкиль, получили обозначение Г-11У.

Производство Г-11У прекратилось в середине 1945 г., однако, спустя год возобновилось и продолжалось вплоть до 1948 г. (точных данных о количестве Г-11, произведенных в этот период, не обнаружено).

Использование Г-11 в период Великой Отечественной войны показало их высокую надежность и достаточную эффективность. Особенно активно планеры использовались для снабжения партизан в 1943–44 гг. В августе 1944-го конструктор Грибовский за доставку грузов планерами Г-11 партизанам Белоруссии был награжден медалью «Партизан Отечественной войны».

Еще в 1942 г. Грибовский на основе Г-11 разработал проект мотопланера с двигателем М-11. Рассматривалось два варианта установки двигателя: в носовой части фюзеляжа и на пилоне над крылом. После анализа преимуществ и недостатков выбрали второй вариант, который позволял осуществить переделки с минимумом изменений на любом серийном аппарате.

Мотопланер под обозначением Г-11М или Г-30 построили и испытали летом 1942 г. В дальнейшем предполагалось установить более мощный двигатель МВ-6 или два М-11 в крыльях. В последнем случае получался небольшой транспортный самолет. Развития это направление не получило в связи с прекращением в 1942 г. серийного производства Г-11. Позднее появился самолет Ще-2, и актуальность небольшого транспортного самолета с двумя М-11 была снята.

Лётно-технические характеристикиКа-50
Экипаж, чел.1
Диаметр главного винта, м14.5
Длина, м13.5
Высота, м4.9
Масса пустого вертолета, кг7692
Масса нормальная, кг9800
Масса максимальная взлетная, кг10800
Макс. скорость, км/ч390
Крейсерская скорость, км/ч270
Практическая дальность полета, км1160
Дальность действия, км460
Практический потолок, м5500
Статический потолок, м4000
Полезная нагрузка, кг2000

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность одного, кВт
1ГТДТВ3-117ВМА21660

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1Пушка2А42301500

Авиационные средства поражения
ВариантТипМодельМасса, кгКол-воНагрузка, кг
1ПТУРВихрь122000
2УР ВВ122000
3НУР 80-мм802000

Дополнительная информация
Базовое применение
Конструктор
Принят на вооружение
ВыпускСерийный
Произведено

Использование в иностранных ВВС
СтранаМодель (экз.)ПроисхождениеПримечания

Модификации
МодельОписание
В-80 №01Первый прототип. Отличался двигателями ТВ3–117В, крылом без законцовок, широким килем с рулём направления малой площади, лопастями несущих винтов без стреловидных законцовок. Первый полёт 23 июля 1982 года.
В-80 №02Второй прототип. Отличался двигателями ТВ3–117ВМА, ПрПНК «Рубикон» К-041, пушечной установкой НППУ-80, системой кондиционирования воздуха. Первый полёт 16 августа 1983 года.
В-80 №03Третий прототип. Изготовлен в декабре 1985 года.
В-80 №04Четвёртый прототип. Отличался устройством постановки помех УВ-26, системой предупреждения о радиолокационном облучении, цифровой системой управления вооружением. Изготовлен в марте 1989 года.
В-80 №05Эталон для серии. Отличался катапультной системой К-37–800. Изготовлен в апреле 1990 года. В 1992 году участвовал в съёмках фильма «Чёрная акула».
Ка-50 (В-80Ш1) «Чёрная акула»Первая серийная модификация ударного вертолета. Выпускается в Арсеньеве с 1993 года.
Ка-50ШНочной ударный вертолет.
Ка-50Н Ночной ударный вертолет.
Ка-50–2 "Эрдоган"Двухместный вертолёт для Турции. Отличается кабиной с тандемным расположением лётчиков и израильской авионикой. Разрабатывается совместно с израильскими и турецкими фирмами.
Ка-52 "Алигатор" (В-80Ш2)Двухместный разведывательно-ударный вертолет. Лётчики располагаюся в кабине рядом друг с другом.

Галерея

















ВКЛЮЧИТЬ ПОДСВЕТКУ ЛЕГЕНДА
Камов Ка-50 [1982]
Миль Ми-24 [1973]
Миль Ми-28 [1982]
Миль Ми-4АВ [1966]
Миль Ми-1МУ [1958]
Миль Ми-8АТМШ [1999]

Военная энциклопедия. 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Грибовский Г-29" в других словарях:

  • Грибовский — Грибовский: Грибовский, Адриан Моисеевич (1767 1834)  российский государственный деятель, статс секретарь Екатерины II, надворный советник. Грибовский, Владислав Константинович (1899 1977)  советский военный лётчик, планерист,… …   Википедия

  • ГРИБОВСКИЙ — см. Старый сорт, районирован с 1974 г. Раннеспелый период вегетации от массовых всходов до уборки на зелень 32 38, до цветения 55 70 дней. Розетка приподнятая, высотой 14 25 см. 5 листьями. Листья зеленые со слаборассеченными длинными сегментами …   Энциклопедия семян. Овощные культуры

  • ГРИБОВСКИЙ-60 — см. Озимый, стрелкующийся, острый. Луковица крупная, число зубков 7 11, кроющая чешуя красновато лиловая …   Энциклопедия семян. Овощные культуры

  • Грибовский А. — Александр Прокопьевич Грибовский (9 мая 1918 19 марта 1945) военный лётчик, участник Великой Отечественной войны; Герой Российской Федерации (1998). Начальник связи, гвардии старшина. Родился в городе Ленинграде. Окончил 8 классов. До призыва… …   Википедия

  • Грибовский А. П. — Александр Прокопьевич Грибовский (9 мая 1918 19 марта 1945) военный лётчик, участник Великой Отечественной войны; Герой Российской Федерации (1998). Начальник связи, гвардии старшина. Родился в городе Ленинграде. Окончил 8 классов. До призыва… …   Википедия

  • Грибовский — кандид. Моск. унив., сост. сборн. законов о безмездном приобрет. имущ. о наследстве (1870). {Венгеров}  Грибовский 1825 26 г. (6 кл.) вице губ. симбирск., 1827 28 г. (5 кл.), начальник Слободско украинской губ. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • ГРИБОВСКИЙ — Адриан Моисеевич (1766 1833) автор мемуаров о Екатерине II. Начал службу в 1784 секретарем при Олонецком губернаторе Г. Р. Державине, но был изобличен в казнокрадстве. В рус. тур. войне 1787 91 находился в воен. походной канцелярии… …   Советская историческая энциклопедия

  • ГРИБОВСКИЙ Владислав Константинович — (1899–1977) Советский военный летчик и авиаконструктор, полковник. В 1909 году воспитанник Гатчинского сиротского интерната десятилетний Владислав Грибовский побывал с экскурсией на аэродроме, с тех пор и заболел авиацией. Он читал все, что …   Военная энциклопедия

  • Грибовский Адриан Моисеевич — Грибовский, Адриан Моисеевич государственный деятель (1766 1833), статс секретарь; учился в Московском университете; в 1784 86 годах служил при Державине , в Петрозаводске, казначеем приказа общественных денег, причем растратил казенные деньги,… …   Биографический словарь

  • Грибовский Адриан Моисеевич — [26 VIII (6 IX) 1767, г. Дубны Полтавской губ. – 27 I (8 II) 1834, с. Щурово Коломенского у. Московской губ., похоронен в Старо Голутвинском м ре близ Коломны]. Сын есаула напольного полка Малороссийского казачьего войска, украинец. Мать Г.,… …   Словарь русского языка XVIII века


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»