- БТР-40
- БТР-401950КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР
Тактико-технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификацииКолесный бронетранспортер «Объект 141» разрабатывался с 1947 года на Горьковском автомобильном заводе в ОКБ под руководством В.А. Дедкова (ведущий конструктор В.К. Рубцов) на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Прототипом создаваемой машины послужил бронеавтомобиль Scout Car M3A1 американской фирмы White Motor Company, который поставлялся во время ВОВ в СССР по ленд-лизу. Уже в 1948 году было выпущено два варианта опытных образцов бронетранспортера. Один из них отличался башенной пулеметной установкой на крыше. В дальнейшем конструкторы остановились на первом образце, не имевшем жесткого верха, как и у заокеанского прототипа. БТР имел компоновочную схему с передним расположением МТО и с кормовым размещением десанта. Силовую раму заменял несущий сварной открытый сверху корпус из броневых листов, к которому крепились все узлы и агрегаты. Это позволило снизить общую высоту. Посадка и высадка экипажа и десанта осуществлялись через две бортовых двери и одну кормовую, двухстворчатую.
На вооружении БТР состоял 7,62-мм станковый пулемет Горюнова CГМБ обр. 1949 года, который мог быть установлен в четырех точках: на передней поперечной штанге, поперечине кормовой части корпуса и на двух бортовых вертлюжных кронштейнах. На машинах поздних выпусков пулемет крепился на четырех вертлюжных кронштейнах, два из которых (лобовой и кормовой) были приварены соответственно к лобовому и кормовому листам корпуса. С помощью специального переходника на кронштейнах мог устанавливаться ручной пулемет ДПМ. Стрельба из личного оружия велась через четыре бортовых лючка.
Карбюраторный двигатель ГАЗ-40 имел повышенную мощность по сравнению с двигателем базового автомобиля ГАЗ-63. В передней части БТР была установлена лебедка, имевшая трос длиной 75 м и рассчитанная на силу тяги 4500 кгс. Доступ к лебедке обеспечивался через бронелюк. На машине устанавливались шины 9,75-18".
При принятии на вооружение Советской Армии в 1950 году бронетранспортер получил обозначение БТР-40. Серийный выпуск машин осуществлялся с 1950 по 1958 год на Горьковском автозаводе. Впервые БТР-40 были показаны на ноябрьском параде на Красной площади в 1951 году.
БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на освоенных промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки мотострелков, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также как командирская, связная и разведывательная машина БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних войсках.
«Боевым крещением» для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. Участвовали эти машины и в операции по вводу войск в Чехословакию в 1968 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистане, Бурунди, Вьетнаме, Гвинее, Израиле, Индонезии, Иране, Йемене, Камбодже (Лаосе), Китае (Type 55), Кубе, КНДР, Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судане, Танзании и Уганде.
ТТХ БТР-40 Боевая масса, т 5300 Экипаж, чел. 2+8 Длина, мм 5000 Ширина, мм 1900 Высота, мм 1830 Клиренс, мм 276 Броня, мм: 4-15 Скорость максимальная, км/ч: 79 Запас хода, км: 285 Подъем, град. 28-30 Высота стенки, м 0,47 Ширина рва, м 0,75 Глубина брода, м 0,9 Силовая установка Вариант Модель Кол-во Мощность, л.с. К ГАЗ-40 1 78 Вооружение Вариант Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1 Пулемет 7,62 СГМБ 1 1250 Дополнительная информация Страна-производитель СССР Разрабочик ОКБ ГАЗ Год принятия на вооружение 1950 Кол-во выпущенных экземпляров Модификации Модель Особенности Кол-во экз. БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2, телескопический оптический прицел ОП-1-14 БТР-40Б с закрытым броневым корпусом БТР-40В с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах БТР-40жд навесное оборудование комбинированного хода, для движения по ж.д. колее БТР-40рх машина химической разведки Смотри также:
БТР-40 (1950) БТР-60П (1959) БТР-70 (1971) БТР-80 (1986) БТР-152 (1950)
Военная энциклопедия. 2014.
БТР-80 — 1986 КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
БТР ОТ-64 — Зеленые многоколесные машины не остановились ни на мгновение. Они стремительно спустились к воде и, вспенивая ее винтами, заскользили по зеркалу реки к противоположному берегу. «Противник» накрыл реку высокими столбами минных взрывов, но… … Энциклопедия техники
БТР-40 — БТР 40 … Энциклопедия техники
БТР-70 — БТР 70 … Энциклопедия техники
БТР-70 — 1971 БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации … Военная энциклопедия
БТР-Т — ТЯЖЕЛЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификацииНовый российский тяжел … Военная энциклопедия
БТР — бронетанковый резерв Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. Б батр б рея бтр батарея арт. Б Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений… … Словарь сокращений и аббревиатур
БТР-60 — Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер, положивший начало целому семейству отечественных бронированных машин. Разрабатывался в ОКБ ГАЗа с 1956 года … Энциклопедия техники
БТР-90 — КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАСПОРТЕР Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификацииПосле создания протот … Военная энциклопедия
БТР-90 — БТР 90 … Энциклопедия техники