Шлюпы специальной постройки

Шлюпы специальной постройки

Большерецк

Построен в Большерецке (п-ов Камчатка) моряками отряда М. П. Шпанберга, спущен в 5.1739, вошел в состав ОФл.
15,2x3,2x1,4 м; 18 весел.

Был построен из березового леса и поэтому назывался «берёзовкой». В 5–8.1739 участвовал в экспедиции М. П. Шпанберга к Японским о-вам. В 1740–1744 находился в плаваниях в Охотском море. В 1744 волнами выброшен на берег близ устья р. Большая. Экипаж был спасен.

Командиры: В. Эрт (1739), Казин (1742–1744).

Святая Мария

Построен на Охотской верфи. Даты закладки и спуска не установлены. Строитель Бубнов. Вошел в состав ОФл.

Сведений о плавании шлюпа не найдено. В 1786 он разбился близ устья р. Камчатка.

Святая Екатерина

Место и дата постройки неизвестны. Вошел в состав ОФл.

Сведений о плаваниях шлюпа не найдено. 30.9.1774 он разбился у юго-западного побережья Камчатки близ р. Опала.

Командир: Должантов (1774).

Шпицберген

Заложен 16.7.1804 на Соломбальской верфи. Строитель М. Сарычев. Спущен 17,6.1805, вошел в состав БФ.
33,6x9,2x4,3 м; 32 орудия.

В 1805 перешел из Архангельска в Кронштадт. 18.9 в Финском зал. встретил эскадру вице-адмирала Д. Н. Сенявина, шедшую в Средиземное море. Участвовал в войне с Францией 1804–1807. 19.8.1806 в составе эскадры капитан-командора И. А. Игнатьева вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Ревель — Копенгаген — Портсмут — Гибралтар — Мессина — Корфу и 1.1.1807 прибыл в Котор, где присоединился к эскадре вице-адмирала Д. Н. Сенявина. 8–17.1 с эскадрой перешел из Котора в Корфу. Участвовал в войне с Турцией 1806–1812. 10.2.1807 в составе эскадры Д. Н. Сенявина вышел из Корфу к пр-ву Дарданеллы. 15.2 эскадра прибыла к о-ву Идро, а 21.2 вышла в крейсерство у входа в пр-в Дарданеллы. 8.3 «Шпицберген» участвовал в высадке десанта на о-в Тенедос, затем крейсировал у о-ва Тенедос и берегов Турции. 17.6 с эскадрой подошел к о-ву Тенедос и огнем прикрывал высадку десанта. 18.6 шлюп остался у о-ва Тенедос после ухода эскадры на поиск турецкого флота. 25.8 с эскадрой вышел от о-ва Тенедос в Корфу. По пути был послан забрать гарнизон с о-ва Св. Мавры. 19.9 в составе эскадры Д. Н. Сенявина вышел из Корфу в Россию (в Балтийское море). 27.9 во время шторма отстал от эскадры и далее следовал самостоятельно. 2–6.11 заходил в Гибралтар. 15.11 подошел к устью р. Тахо (Тежу), но английские корабли не пропустили шлюп в Лиссабон, где стояла эскадра Д. Н. Сенявина. «Шпицберген» был сильно поврежден во время шторма и 25.11.1807 зашел в Виго, а затем в залив к местечку Портелла. Простоял там до 1812 и почти полностью сгнил. 21.6.1812 было получено повеление о возвращении в Россию. 5.7.1812 шлюп был продан в Виго с аукциона за 10 000 испанских талеров, а 16.7 экипаж на купеческих судах отправился в Россию.

Командиры: А. П. Малыгин (1805–1806), Д. Б. Головачев (1807), А. Р. Качалов (1808– 1812).

Лизета

Заложен (?) на Лодейнопольской верфи. Строитель В. Ф. Буданцев. Спущен в 1806, вошел в состав БФ.
28,3x8,3x3 м; 16 орудий.

В 1806 перешел из Лодейного Поля в Кронштадт. В 1807 находился в плавании в Финском зал. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции в Балтийском море в 1808–1809. 14.7.1808 в составе эскадры адмирала П. И. Ханыкова вышел из Кронштадта в крейсерство у п-ова Гангут. 13.8, обнаружив у Юнгферзунда превосходящий по численности англо-шведский флот, эскадра пошла в Балтийский порт, куда прибыла 14.8. Суда встали по диспозиции для обороны порта. 20.9, после того как англо-шведский флот снял блокаду и ушел в свои базы, русская эскадра покинула Балтийский порт и 30.9 вернулась в Кронштадт. В 5.1809 шлюп крейсировал в Финском зал. В 6.1809 с отрядом прибыл в Або для усиления гребной флотилии. В 1810 находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа, в сентябре ходил в крейсерство до Свеаборга. Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813–1814. В 7.1812 в составе отряда капитана 1 ранга А. И. Казанцева перешел из Кронштадта в Ригу. В 8–9.1812 плавал между Ригой и Ревелем. Осенью с отрядом ушел в Свеаборг. В 6.1813 в составе отряда капитана 1 ранга графа Л. П. Гейдена вышел из Свеаборга и, зайдя в Ригу, 5.7 прибыл на Данцигский рейд. Участвовал в блокаде и бомбардировке крепости. В 9.1813 вернулся в Кронштадт. Разобран в 1815 в Кронштадте.

Командиры: Г. П. Борисов (1806), Н. Н. Мордвинов (1807–1809), М. А Бугрюмов (до 8.1810), И. А. Арсеньев (с 8.1810), Г. И. фон Платер (1812–1813).

Волхов

Заложен (?) на Лодейнопольской верфи. Строитель В. Ф. Буданцев. Спущен в 1806, вошел в состав БФ.
28,2x6,4x2,7 м; 16 орудий.

В 1806 перешел из Лодейного Поля в Кронштадт. В 1807 находился в практическом плавании в Балтийском море. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции в Балтийском море в 1808–1809. 14.7.1808 в составе эскадры адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в крейсерство у п-ова Гангут. 13.8, обнаружив у Юнгферзунда превосходящий по численности англо-шведский флот, эскадра пошла в Балтийский порт, куда прибыла 14.8. Суда встали по диспозиции для обороны порта. 20.9, после того как англо-шведский флот снял блокаду и ушел в свои базы, русская эскадра покинула Балтийский порт и 30.9 вернулась в Кронштадт. С 25.5 по 15.6.1809 шлюп вместе с эскадрой стоял на Кронштадтском рейде для обороны о-ва Котлин, затем с отрядом ушел в Або для усиления гребной флотилии. В 10.1809 вернулся в Кронштадт. В 1811 перевозил грузы между портами Финского зал. Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813–1814. В 1812 сопровождал отряд гребной флотилии до Риги, затем крейсировал у Данцига, на зиму ушел в Свеаборг. 5.7.1813 вместе с гребной флотилией капитана 1 ранга графа Л. П. Гейдена пришел из Свеаборга на Данцигский рейд, участвовал в блокаде крепости. В 10.1813 вернулся в Кронштадт. Разобран в 1815 в Кронштадте.

Командиры: Л. В. Токмачев (1806), П. В. Кордюков (Курдюков) (1807), С. И. Ефимьев (1808), И. Г. Бачманов (1809), Врано (1811), М. М. Дзюрковский (1812–1813).

Свирь

Заложен (?) на Лодейнопольской верфи. Строитель В. Ф. Буданцев. Спущен в 1806, вошел в состав БФ.
26,8x7,6x3,7 м; 16 орудий.

В 1806 перешел из Лодейного Поля в Кронштадт. Участвовал в войне со Швецией 1808–1809. В 1808 крейсировал в Финском зал., на зиму ушел в Свеаборг. В 6.1809 перешел из Свеаборга в Або для усиления гребной флотилии, а в 10.1809 вернулся в Кронштадт. Летом 1810 находился на Кронштадтском рейде, а в октябре сопровождал отряд канонерских лодок от Биорке-зунда до Кронштадта. В 1811 перевозил грузы между портами Финского зал. Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813–1814. В 7.1812 в составе отряда капитана 1 ранга А. И. Казанцева перешел из Кронштадта в Ригу, затем доставил оттуда в Кронштадт 238 тысяч рублей медной монетой. 5.7.1813 вместе с гребной флотилией капитана 1 ранга графа Л. П. Гейдена пришел из Свеаборга на Данцигский рейд, участвовал в блокаде крепости. 21, 23.8 и 4.9 бомбардировал укрепления Вексельмюнде. В 10.1813 ушел в Кронштадт. В 1814–1817 занимал брандвахтенный пост в Ревеле. В 1820–1824 выполнял опись берегов Финского зал. 6.10.1824 из-за ошибки в счислении сел на мель у о-ва Нерва, не смог сняться и был разбит волнами. Экипаж был спасен БР «Олимп».

Командиры: Я. В. Карпов (1806), А. П. Всеволожский 2-й (1808–1810), Здровенков (1811), Н. С. Зыбин (1812), И. Е. Абрамов (1813), Л. В. Токмачев (1814–1817), П. М. Трескин (1820–1821), И. О. фон Вейсвельд (1823), И. П. Епанчин (1824).

Ладога

Заложен 8.2.1819 на Лодейнопольской верфи. Строитель Я. А. Колодкин. Спущен 8.6.1820, вошел в состав БФ.

В 1821 перешел из Лодейного Поля в С.-Петербург. 17.8.1822 вместе с ФР «Крейсер» вышел из Кронштадта на Дальний Восток по маршруту Копенгаген — Портсмут — Санта-Круз (о-в Тенерифе) — Рио-де-Жанейро — м. Доброй Надежды — Хобарт (о-в Тасмания) — о-в Таити и 10.9.1823 прибыл в Петропавловский порт. Сдав груз, шлюп перешел в Новоархангельск. 14.11–1.12 вместе с ФР «Крейсер» перешел из Новоархангельска в Сан-Франциско. 12.1.1824 вместе со ШЛ «Аполлон» вышел из Сан-Франциско в Россию по маршруту м. Горн — о-в Св. Екатерины (Бразилия) — Азорские о-ва — пр-в Ла-Манш — Копенгаген и 13.10 вернулся в Кронштадт. 7.11.1824 во время шторма и наводнения стоял в Средней гавани Кронштадта, был сорван с якоря и отнесен к восточной стенке. Разобран в 1828. Командиры: князь А. А. Мышецкий (1820), И. С. Подушкин (1821), А. П. Лазарев (1822–1824).

Аполлон

Заложен 21.12.1820 на Охтенской верфи. Строитель В. Ф. Стоке. Спущен 7.5.1821, вошел в состав БФ.

28.9.1821 вместе с БР «Аякс» вышел из Кронштадта на Дальний Восток. Цель плавания — доставка грузов в Петропавловский порт и Новоархангельск и охрана берегов Русской Америки. Шел по маршруту Гельсинор — Дильский рейд (БР «Аякс» погиб в Северном море, и далее шлюп шел один) — Портсмут — Рио-де-Жанейро — м. Доброй Надежды — Порт-Джексон и 13.8.1822 прибыл в Петропавловский порт. Сдав груз, вновь вышел в море и 10.10 прибыл в Новоархангельск. Из-за болезней членов экипажа был вынужден уйти на зимовку в Сан-Франциско. В начале 4.1823 пришел к о-ву Ситха и до 9.1823 крейсировал у берегов Русской Америки. 3.9 его сменил ФР «Крейсер», 11.10 шлюп покинул Новоархангельск и 28.10 прибыл в Сан-Франциско. 12.1.1824 вместе со ШЛ «Ладога» он вышел из Сан-Франциско в Россию по маршруту м. Горн — о-в Св. Екатерины (Бразилия) — Азорские о-ва — пр-в Ла-Манш — Копенгаген и 15.10 вернулся в Кронштадт. 7.11.1824 во время шторма и наводнения стоял в Средней гавани Кронштадта, был сорван с якоря и отнесен к восточной стенке. Разобран в 1828.

Командиры: И. С. Тулубьев (с 1821 до 31.3.1822), С. П. Хрущов (с 31.3.1822 по 1824).

Предприятие

Заложен 22.12.1822 на Охтенской верфи. Строитель А. А. Попов. Спущен 7.5.1823, вошел в состав БФ.

39,6x11x5 м; 24 орудия; 120 человек. Создан специально для кругосветного плавания. Первое русское военное судно, построенное в закрытом эллинге.

28.7.1823 шлюп вышел из Кронштадта на Дальний Восток с грузом для Петропавловского порта и для крейсерства у берегов Русской Америки. На его борту находился русский физик (впоследствии академик) Э. Х. Ленц, осуществлявший систематические измерения температуры, солености и плотности воды, содержания
кислорода на глубинах, метеорологические и гравиметрические наблюдения. Шлюп шел по маршруту Копенгаген — Портсмут — о-в Тенерифе (при входе в Санта-Круз был обстрелян береговой батареей, поэтому, не заходя в порт, пошел дальше) — Рио-де-Жанейро — м. Горн — б. Консепсьон (2.3.1824 был открыт атолл, названный в честь шлюпа — Предприятие) — о-в Таити (была выполнена опись острова) — о-ва Самоа — Маршалловы о-ва и 9.6.1824 прибыл в Петропавловский порт. Выгрузив доставленные товары, перешел в Новоархангельск. В 10.1824 начальник колонии сообщил командиру, что не имеет надобности в шлюпе до 3.1825, и 27.10 тот ушел в Сан-Франциско, а затем на Гавайские о-ва для отдыха экипажа и пополнения запасов продовольствия. 14.12.1824 он пришел в Гонолулу, а 24.2.1825 вернулся в Новоархангельск и приступил к охране побережья. После подписания конвенций между Россией, США и Англией необходимость в охране берегов Русской Америки отпала, и 11.8.1825 шлюп вышел в обратный путь по маршруту Гонолулу — Маршалловы о-ва (6–9.10 были открыты три острова) — Манила — Зондский пр-в — м. Доброй Надежды — о-в Св. Елены — Портсмут и 10.7.1826 вернулся в Кронштадт, завершив кругосветное плавание. В 1828 доставил груз из Кронштадта в Архангельск, а в 1829 вернулся обратно. В 1830 переоборудован в транспорт, перевозил грузы между портами Финского зал. Разобран в 1832.

Командиры: О. Е. фон Коцебу (1823–1826), В. П. Небольсин (1828–1829), Ф. А. Тверитинов (1830).

Диана

Заложен 4.9.1821 в Севастопольском адмиралтействе. Строитель И. Я. Осминин. Спущен 24.9.1823, вошел в состав ЧФ.
32,9x8,1x2,5 м; 34 орудия.

В 1824 и 1825 с гардемаринами Морского корпуса на борту находился в практических плаваниях в Черном море. Участвовал в войне с Турцией 1828–1829. 21.4.1828 в составе эскадры вице-адмирала А. С. Грейга вышел из Севастополя и 2.5 прибыл к Анапе. С 11 по 23.5 с отрядом крейсировал между Анапой и Геленджиком, 1.6 отправлен в крейсерство к Трапезунду. 1.8 пришел к Варне, где находилась эскадра. С 3 по 10.8 крейсировал у входа в пр-в Босфор, захватил 4 турецких судна. 13.8 в составе отряда капитана 1 ранга Н. Д. Критского пошел к Инаде для уничтожения турецких судов. 18.8 после взятия Инады отправлен в Сухум-Кале, а в конце года вернулся в Севастополь. 5.5.1829 вышел из Севастополя для усиления отряда, находящегося в крейсерстве между Батумом и Синопом. В 10.1829 сопровождал из Севастополя в Николаев ПХ «Метеор», на котором находился адмирал А. С. Грейг. В 1830–1838 в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. 8.7.1830 участвовал в высадке десанта в Гагры, огнем отразил атаку горцев. 25– 27.7.1831 во главе отряда судов участвовал в высадке десанта в Геленджикской бухте. В 1839 переоборудован под магазин.

Командиры: М.Н. Станюкович (1824–1825), Н. С. Плетенев (1826–1827), Ф. И. Ратч (до 8.1828), К. П. Богданович (с 8.1828 по 1829), С. А. Стерленгов (1830), Г. И. Немтинов (1831), М. В. Свирский (1833), А. И. Рогуля (1834–1838).

Смирный

Заложен в 1823 на Охтенской верфи. Строитель В. Ф. Стоке. Спущен 14.5.1824, вошел в состав БФ.
24 орудия.

27.9.1824 вышел из Кронштадта в кругосветное плавание. 1.10 зашел в Копенгаген, а 20.10 покинул его. 3.11 во время шторма в Северном море получил сильные повреждения и был вынужден зайти в норвежский порт Арондель, где остался на зимовку. 17.5.1825 вернулся в Кронштадт. В том же году перешел с грузом из Кронштадта в Архангельск. В 1826 в составе отряда капитана 1 ранга М. П. Лазарева перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1827 ходил из Кронштадта в Архангельск с материалами для строящихся судов, а в 1828 вернулся обратно. В 1829 перешел с грузом из Кронштадта в Архангельск. В июне 1830 вышел из Архангельска в Кронштадт. Ночью 2.8 в пр-ве Каттегат в тумане из-за ошибки в счислении сел на мель у о-ва Тилле и, несмотря на все усилия экипажа, самостоятельно сняться с нее не смог. Ветер и зыбь усилились, в днище открылась течь. 4.8 экипаж начал переправляться на берег, при этом погибли 13 человек (опрокинулась шлюпка), остальным удалось спастись. Разгруженный шлюп был впоследствии снят с мели и продан.

Командиры: A. M. Мансветов (до 8.1824), П. А. Дохтуров (с 8.1824 до 5.1825), Л. Я. Карпов (с 5.1825 по 1827), П. П. Шапирев (1828–1830).


 


Смотри также:

Шлюпы специальной постройки
Тип «Кола»
Тип «Пирам»
Тип «Камчатка»
Тип «Моллер»
Шлюпы, переоборудованные из судов других классов

 

Военная энциклопедия. 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Шлюпы специальной постройки" в других словарях:

  • Шлюпы — — военные суда, предназначенные для разведывательной, посыльной и дозорной службы. Иногда использовались для выполнения гидрографических работ и в качестве транспортов. В первой четверти XIX в. шлюпы чаще, чем суда других классов,… …   Военная энциклопедия

  • Шлюпы, переоборудованные из судов других классов — Диана Заложен на Лодейнопольской верфи как транспорт. Строитель В. Ф. Буданцев. Спущен в 1806, вошел в состав БФ. В том же году переведен в С. Петербург, где был переделан в шлюп И. В. Курепановым. 300 т; 27,7x7,6x3,7x4,2 м; 14 6 фн пушек, 4 8 фн …   Военная энциклопедия

  • Шлюпы Типа Кола — Типа Кола 2 единицы Два 26 пушечных шлюпа, построенные на Соломбальской верфи. Кола Заложен 16.9.1805, спущен 23.6.1806, вошел в состав БФ. В 1807 перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в войне со Швецией 1808–1809. В 1808 перешел… …   Военная энциклопедия

  • Парусный флот — Смотри также: Парусный флот Военные суда, построенные до учреждения регулярного флота Ботик Петра I Орел Суда Переславской «Потешной» флотилии Суда флотилии Военные суда Российского регулярного флота Корабельный флот …   Военная энциклопедия

  • Типа Камчатка — 3 единицы Три 28 пушечных шлюпа, построенные на Охтенской верфи В.Ф. Стоке. Шлюпы участвовали в кругосветных плаваниях, продемонстрировав хорошие мореходные качества. Около 1000 т; 39,7x10x5,2x4,4 м; 28 орудий (в том числе 12 карронад) в… …   Военная энциклопедия

  • Типа Моллер — 2 единицы Два 16 пушечных шлюпа, построенные на Охтенской верфи В. Ф. Стоке специально для экспедиции на Тихий океан. 300 т; 27,5x9x2,8 м; 16 орудий; 80 человек. Имели бригское парусное вооружение. Моллер [Назван в честь адмирала А. В. фон… …   Военная энциклопедия

  • Типа Пирам — 3 единицы Три 18 пушечных шлюпа, построенные на Лодейнопольской верфи В. Ф. Буданцевым. 31,3x9,1x3,1 м; 18 орудий. Пирам Заложен (?), спущен в 1806, вошел в состав БФ. В 1806 перешел из Лодейного Поля в Кронштадт, а в 1807 — в Архангельск. В …   Военная энциклопедия

  • Крейсер — У этого термина существуют и другие значения, см. Крейсер (клипер). Крейсер «Аврора» …   Википедия

  • HMS Hermes (1919) — ЕВК «Гермес» HMS Hermes …   Википедия

  • Командование Западных подходов — Western Approaches Command …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»