- Сухой Су-25 «Грач»
Сухой Су-25 «Грач»
[1975]Лётно-технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П.О.Сухого в середине 70-х годов, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче ее функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане. Самолет представляет собой одноместный двухдвигательный высокоплан. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 20° и снабжено мощной механизацией, включающей закрылки, элероны, маневровые предкрылки и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках консолей крыла. Конструкция планера самолета и всех его систем создавалась с учетом назначения самолета для непосредственной поддержки войск, действий с малых и сверхмалых высот над полем боя. Поэтому на нем широко применяется броня из титановых сплавов. Например, цельносварную броневую конструкцию представляет собой кабина летчика. Живучесть обеспечивают взрывобезопасные топливные баки, дублирование и надежная защищенность всех систем. Для управления самолетом, например, используются тяги диаметром 40 мм. Пуля калибром 12,7 мм такую тягу перебить не может. Двигатели штурмовика размещены по обе стороны фюзеляжа. Они заслоняют собой топливные баки и отделены от фюзеляжа броней, что тоже немаловажно для живучести самолета. В сочетании с такими активными средствами защиты, как радиоэлектронное противодействие, тепловые ловушки и дипольные отражатели, это способствовало, например, тому, что во время боевых действий в Афганистане на каждый потерянный самолет приходилось 2800 часов боевого налета. На первых модификациях штурмовика устанавливались турбореактивные двигатели Р-25 Ш с тягой 4100 кгс, впоследствии на смену им пришли более мощные двигатели Р-195 с тягой 4500 кгс. Кроме повышенной мощности эти двигатели отличаются меньшей интенсивностью инфракрасного излучения. Мощные двигатели, механизация крыла и трехстоечные шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать штурмовики на грунтовых аэродромах. В практике эксплуатации были случаи, когда с размокшей взлетно-посадочной полосы Су-25 мог взлететь, а автомобиль-топливозаправщик подойти к нему был не в состоянии.
Штурмовик создавался как простая и дешевая боевая машина с относительно несложным радиоэлектронным оборудованием. Опыт Афганистана показал, что для таких самолетов действия над полем боя становятся все более проблематичными. В прошлое уходят визуальная навигация и разведка. По этой причине созданные в последнее время модификации самолета оснащены всем необходимым современным радиоэлектронным оборудованием.
Штурмовики Су-25 вооружены встроенной двуствольной 30-мм пушкой с боекомплектом 250 патронов. На восьми балочных держателях под консолями крыла может быть размещена боевая нагрузка весом в четыре тонны. Это могут быть восемь 500-кг авиабомб или 32 бомбы калибром 100 кг, 256 неуправляемых ракет калибром 57 мм. В комплект его вооружения входят неуправляемые ракеты калибром до 240 мм, а также управляемые ракеты весом 350 или 650 кг. На самолете могут быть подвешены контейнеры с противотанковыми авиабомбами, баки с напалмом, дополнительные топливные баки.
Лётно-технические характеристики Су-25 Экипаж, чел 1 Размах крыла, м 14.36 Длина, м 15.36 Высота, м 4.8 Площадь крыла, м2 33.7 Масса пустого самолёта, кг 9500 Масса нормальная взлётная, кг 14600 Масса максимальная взлётная, кг 17600 Тяга, кН 88.26 Масса топлива нормальная, кг 5000 Максимальная скорость у земли, км/ч 975 Максимальная скорость на высоте, км/ч 1004 Практическая дальность, км 1850 Боевой радиус действия у земли, км 750 Боевой радиус действия на высоте, км 1250 Практический потолок, м 10000 Максимальная высота боевого применения, м 5000 Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5 Боевая нагрузка, кг 4340 Количество ПТБ 2 Двигатели Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с. 1 ТРД Р-195 2 Авиационное артиллерийское оружие Вариант Тип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект 1 Пушка ГШ-30-2 30 1 250 Авиационные средства поражения Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг 1 Бомбы С лазерным наведением 8 Бомбы 500 10 Бомбы 250 10 Бомбы 100 32 Бомбы Бронебойные Баки Напалмовые НУР ПУ УБ-32-57 320(252) х 57-мм 10 НУР 240 10 НУР Блоки НАР типа С-5 57 10 НУР Блоки НАР типа С-8 80 10 НУР Блоки НАР типа С-24 240 10 НУР Блоки НАР типа С-25 340 УР "воздух-воздух" Р-2(АА-2) или Р-60(АА-8) УР ВП Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами. Классификаторы Базовое применение Штурмовик Тип двигателя Реактивный Тип фюзеляжа Однофюзеляжный Конструкция крыльев Моноплан Тип ВПУ Сухопутный трехопорный (передняя) Расположение двигателей На фюзеляже Период 1964-2002 Базовое применение Штурмовик Дополнительная информация Конструктор Сухой П.О. КБ ОКБ Сухого Индекс КБ Т-8 Индекс ВС Су-25 Заводы Тбилисский авиазавод Начало разработки 1969 Построен 1974 1-й полёт 22.02.1975 Испытатели В.С. Ильюшин Начало гос. испытаний 1978 Принят на вооружение 1980 Другие названия "Грач" Период 1964-2002 Выпуск Серийный Произведено Обозначение NATO Frogfoot (Лягушачья лапа) Использование в иностранных ВВС Страна Модель (экз.) Происхождение Примечания Украина Су-25 Э Белоруссия Су-25 Э Ирак Су-25 Э Болгария Су-25 Э Ангола Су-25 Э Афганистан Су-25 Э КНДР Су-25 Э Грузия Су-25 Э Узбекистан Су-25 Э Чехия Су-25 Э Словакия Су-25 Э Модификации Модель Описание Су-25УТ, Су-28, Су-25УБ Двухместные учебные и учебно-боевые самолеты различного назначения (1979 — 1989 гг.) Су-25УБК Экспортный вариант самолета Су-25УБ Су-25УТГ (Г — с гаком) — двухместный самолет для отработки техники посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров (1987 г., серийно строился в 1990 — 1991 гг.) Су-25БМ Самолет-буксировщик мишеней (1984 г.) Су-25К Экспортный вариант Су-25 Су-25Т, ТМ Штурмовик с новым радиоэлектронным оборудованием и вооружением (1990, 1993 гг.) Су-25ТК Экспортный вариант Су-25Т (1991 г.) Галерея
Чертежи:
Военная энциклопедия. 2014.
ГРАЧ (птица) — ГРАЧ (Corvus frugilegus), птица семейства вороновых (см. ВРАНОВЫЕ); длина около 45 см; масса тела 310 490 г. Грач похож на ворону, но стройнее, имеет более тонкий и прямой клюв. Оперение черное с металлическим блеском. В отличие от черной вороны … Энциклопедический словарь
Грач — У этого термина существуют и другие значения, см. Грач (значения). Запрос «Грачи» перенаправляется сюда; см. также другие значения. ? Грач … Википедия
ШТУРМОВИК — ШТУРМОВИК, боевой летательный аппарат (самолёт, вертолёт), предназначенный для поражения с малых и предельно малых высот различных малоразмерных и подвижных наземных (морских) объектов с применением бомбардировочного, ракетного и артиллерийского… … Военная энциклопедия
Су-25 — «Грач» Су 25 на выставке, 2008 год. Тип штурмовик Разработчик … Википедия
ГАЗ-67Б — «ГАЗ 67Б» … Википедия
Населённые пункты Ставропольского края — В Ставропольском крае 19 городов, 7 посёлков городского типа (пгт), 284 сельские администрации, всего 736 сельских населённых пунктов, из них 5 заброшено. Общее население края составляет 2 786 084 человека, в… … Википедия
Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы — Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия
Реки Ставропольского края — Список рек Ставропольского края: Содержание 1 0 9 2 А 3 Б 4 В … Википедия
Каменск-Уральский — Город Каменск Уральский Флаг Герб … Википедия
Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения — Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия