Туполев ТБ-1 это:

Туполев ТБ-1
Туполев ТБ-1
[1925]
Лётно-технические характеристикиДвигательАвиационное артиллерийское оружиеАвиационные средства пораженияКлассификаторыФактыИспользование в иностранных ВВСМодификацииГалерея
В 1923–1925 гг. в Особом техническом бюро по военным изобретениям (Остехбюро) в Ленинграде для работ В.И. Бекаури нужны были тяжелые самолеты-бомбардировщики. Сначала было намерение заказать большой бомбардировщик в Англии. Однако от этой мысли вскоре отказались, и выполнение задания было возложено на ЦАГИ. С 11 ноября 1924 г. были начаты проектирование и постройка самолета ТБ-1 (АНТ-4) под два двигателя «Нэпир-Лайон» в 450 л. с. Был установлен срок 9 месяцев. Постройка этого большого самолета производилась в неприспособленном помещении — на втором этаже дома по нынешней ул. Радио, д. 16 — и тормозилась недостатком квалифицированных рабочих. Тем не менее ровно через 9 месяцев, 11 августа 1925 г., самолет был закончен, извлечен из помещения (с проломом стены) и в октябре собран на Центральном аэродроме. По своей компоновке и линиям фюзеляжа самолет АНТ-4 явно опережал свое время. У многих наших и зарубежных авиаконструкторов тогда еще не сформировалось представление о тяжелом многомоторном бомбардировщике-моноплане.

Конструкция самолета ТБ-1, типовая для всех самолетов АНТ с гофрированной обшивкой, была цельнометаллическая из дуралюмина (первоначально кольчугалюминия) и из стали в узлах крыльев, шасси. Крыло состояло из центроплана размахом 13,5 м и отъемных консолей. Центроплан был 5-лонжеронный. Носок и задний участок центроплана — отъемные. Лонжероны — ферменные, клепанные из труб с наибольшим сечением в корневой части 72,6х65,6 мм и постепенным уменьшением к концам консолей до 30х25 мм. Стыки труб в полках — стандартные телескопические на 20 заклепках (4 ряда по 5 заклепок). Раскосы — трубы разных диаметров, кницы — из листов (обычно 2 мм). Кроме лонжеронов, в каркас крыла входили 18 нервюр в центроплане и по 10 в каждой консоли.

Конструкция крыла была своеобразной (не похожей на другие), рациональной и технологичной. Узлы разъема крыла имели вид простых стаканов под конусные болты в отличие от накидных гаек Юнкерса. Гофрированная обшивка имела толщину в основном 0,3 мм, кроме верхней стороны центроплана, где по ней ходили ногами. Между прочим, фирма Юнкерс пыталась возбудить судебное дело против ЦАГИ и А.Н.Туполева, обвиняя их в нарушении патентов фирмы на металлическое крыло, но успеха не имела. Поперечное сечение — трапеция, суженная книзу. Фюзеляж состоял из трех частей, разъемных в эксплуатации. Их обозначили (как потом и во всех аналогичных самолетах) Ф-1, Ф-2, Ф-3.

Лонжероны элеронов и рулей — трубы, стабилизатора — с полками из труб и листовыми стенками. Рамы двигателя — сварные из стальных труб. Полуоси шасси (импортные) — трубы переменного сечения (обточкой) из хромоникелевой стали. Колеса спицевые 1250х250 мм. Центровка самолета 34,1–34,3% САХ,

Самолеты ТБ-1 (АНТ-4) обладали высокими для своего времени летными данными. С двигателями М-17 в 500/680 л. с. их скорость у земли колебалась в зависимости от установленных двигателей и вооружения, а в связи с этим и взлетного веса (6200– 7928 кг)-от 184 до 207 км/час. Превосходные лётные и эксплуатационные качества АНТ-4 продемонстрировал экипаж летчика С.А.Шестакова, который на серийном экземпляре самолета «Страна Советов» за 137 летных часов (с 23 августа по 30 октября 1929 года) пролетел по маршруту Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-на-Камчатке — остров Атту -Cиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк общим протяжением 21242 км. Значительную часть пути, почти 8 тыс. км, полет проходил над водой. Смена колесного шасси на поплавковое была выполнена в Хабаровске в предельно короткий срок.

Серийная постройка самолета АНТ-4 началась во второй половине 1928 года. Одновременно продолжались его испытания с различными вариантами оборудования и загрузки. С полным стрелковым вооружением — 6 пулеметами, тонной бомб и экипажем из 6 человек самолет развивал скорость 184 км/час, набирал высоту 4900 м.

В архиве ТБ-1(АНТ-4) — участие в знаменитой эпопее спасения челюскинцев. На этом самолете А.В. Ляпидевский 5 марта 1934 года вывез из ледового лагеря первую группу членов экспедиции.

Снятые с вооружения бомбардировщики ТБ-1 передавались в Гражданский воздушный флот и эксплуатировались там еще ряд лет. На этих машинах, получивших марку Г-1, перевозились главным образом грузы для народного хозяйства. Моноплан АНТ-4 долгое время оставался лучшим в мире самолетом своего класса. После успешного перелета по маршруту Москва — Нью-Йорк, когда для участка Петропавловск-Камчатский — Сиэтл колесное шасси заменялось поплавковым, было решено построить морской вариант машины. С помощью научных работников ЦАГИ конструкторы разработали цельнометаллические поплавки. Мореходность и устойчивость самолета на рулении были хорошими, посадка — легкой. Незначительно изменились и летно-технические данные. На испытаниях морской вариант бомбардировщика, получивший название ТБ-1П (поплавковый), показал скорость 180 км/час, потолок — 3600 м.

Авиазаводы выпустили 218 самолетов ТБ-1, в том числе 66 типа ТБ-1П.

Лётно-технические характеристикиТБ-1
Экипаж, чел6
Размах крыла, м28.7
Длина, м18
Площадь крыла, м2120
Масса пустого самолёта, кг4520
Масса нормальная взлётная, кг6810
Максимальная скорость, км/ч207
Крейсерская скорость , км/ч178
Практическая дальность, км1000
Максимальная скороподъёмность, м/мин170
Практический потолок, м4830

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ПДМ-172680 л.с.

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПулеметПВ-17.626

Авиационные средства поражения
ВариантТипМодельМасса, кгКол-воНагрузка, кг
1Бомбы1000

Классификаторы
Базовое применениеБомбардировщик
Тип двигателяПоршневой
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан (низкоплан)
Тип оперенияНормальное однокилевое
Тип ВПУСухопутный трехопорный (хвост.)
Расположение двигателейВ крыле
Период1921-1939
ВыпускСерийный
Произведено218

Дополнительная информация
КонструкторТуполев А. Н.
РазработчикЦАГИ
Начало разработки11.11.1924
КБКБ Туполева
Индекс КБАНТ-4
Индекс ВСТБ-1
Построен11.08.1925
1-й полёт1925
Принят на вооружение1928
Произведено218
Расшифровка аббревиатурыТяжелый бомбардировщик

Модификации
МодельОписание
ТБ-1Пколесное шасси заменялось цельнометаллическим поплавковым

Галерея



Военная энциклопедия. 2014.

Смотреть что такое "Туполев ТБ-1" в других словарях:

  • Туполев — Туполев, Алексей Андреевич  советский авиаконструктор Туполев, Андрей Николаевич  советский авиаконструктор Туполев (компания) КБ Туполев  конструкторское бюро, в настоящее время входит в состав ОАО «Туполев» …   Википедия

  • Туполев ТБ-3 — [1930] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Туполев Ту-10 — [1947] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Туполев Ту-16 — [1954] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Туполев Ту-2 — [1941] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Туполев Ту-22 — [1962] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Туполев Ту-4 — [1947] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Туполев Ту-95 — [1954] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Туполев Р-3 — [1925] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

  • Туполев Р-6 — [1929] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея …   Военная энциклопедия

Книги

  • Туполев-144, . Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 до сих пор поражает воображение. Даже на фоне современных лайнеров он кажется пришельцем из будущего. Но на самом деле Ту-144 - это… Подробнее  Купить за 5892 руб
  • Туполев-144, А. М. Затучный, В. Г. Ригмант, П. М. Синеокий. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 до сих пор поражает воображение. Даже на фоне современных лайнеров он кажется пришельцем из будущего. Но на самом деле Ту-144 - это… Подробнее  Купить за 3564 руб
  • Туполев-144, Затучный А., Ригмант В., Синеокий П.. … Подробнее  Купить за 3564 руб
Другие книги по запросу «Туполев ТБ-1» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»