- Туполев Ту-95
Туполев Ту-95
[1954]Лётно-технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея Восьмиместный цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с четырьмя ТВД, расположенными в крыльях и трёхстоечным убираемым шасси. Стратегический бомбардировщик. Создан в ОКБ-156, руководимом А.Н. Туполевым. Прототип совершил первый вылет 12 ноября 1952 г., поднимал экипаж лётчика-испытателя А.Д.Перелёта. Серийное производство началось в 1955 г. на Куйбышевском авиазаводе (в настоящее время — Самарский авиазавод) и продолжается по сей день. Объём выпуска превысил 500 машин. В начале 50-х годов в ОКБ А. Н. Туполева начались работы по созданию стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. В 1952 г. состоялся первый полет нового самолета, получившего обозначение Ту-95. В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации. Особенностью новой машины явилось применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установкой турбовинтовых двигателей. Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Н.Д. Кузнецова. ТВД были снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два соосных винта в противоположные стороны. Расход топлива новых двигателей составлял всего 0.207 кг/(л.с.*ч). Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных.
В ответ на перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков В-52 ИСтратофортресК крылатыми ракетами ALCM, в СССР в 1981 г. принимается на вооружение новая модификация бомбардировщика — Ту-95МС. Ту-95МС предназначен для поражения крылатыми ракетами важных стационарных объектов днем и ночью в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара.
В отличии от Ту-95 модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего включены две бортовые ЭВМ. Модернизируются бортовые средства РЭБ. Главные изменения касаются ударного вооружения. В бомбоотсеке устанавливается барабанная пусковая установка, снаряженная 6-ю крылатыми ракетами РКВ-15Б с дальностью стрельбы 2500 км.
Строительство Ту-95МС было развернуто на Самарском авиазаводе. Базировались Ту-95, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара. К началу 90-х годов все Ту-95 с зарубежных баз были выведены. Помимо ударных стратегических самолетов на базе Ту-95 были созданы самолеты радиолокационного дозора и наведения АКРЛДН Ту-126, оснащенные радиотехническим комплексом ИЛИАНАК. Ту-126 предназначался для обнаружения воздушных целей, начиная со средних высот.
Ту-95 был принят на вооружение в сентябре 1957 г. Различные модификации самолёта состояли на вооружении Дальней авиации и ВМС вплоть до распада СССР. После этого события Ту-95 оказались в распоряжении ВВС России и Украины. В Украине самолёты применения не нашли и находятся в консервации. Ведутся переговоры о передаче их в обмен на запчасти для самолётов фронтовой авиации и вертолётов. В настоящее время Ту-95МС является основой воздушных стратегических сил России.
Лётно-технические характеристики Ту-95 Экипаж, чел 8 Размах крыла, м 50.04 Длина, м 46.17 Высота, м 12.5 Площадь крыла, м2 283.7 Масса пустого самолёта, кг 90000 Масса нормальная взлётная, кг 172000 Максимальная скорость, км/ч 920 Практическая дальность, км 15400 Практический потолок, м 12000 Двигатели Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с. 1 ТВД НК-12 4 12000 Авиационное артиллерийское оружие Вариант Тип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект 1 Пушка АМ-23 23 6 Авиационные средства поражения Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг 1 Бомбы 12000 Классификаторы Базовое применение Бомбардировщик Тип двигателя Поршневой Тип фюзеляжа Однофюзеляжный Конструкция крыльев Моноплан Тип оперения Нормальное однокилевое Тип ВПУ Сухопутный трехопорный (передняя) Расположение двигателей В крыле Период 1945-1964 Дополнительная информация Конструктор Туполев А. Н. Принят на вооружение 1954 Произведено 31 Модификации Модель Описание Ту-95А носитель ЯАБ, развитие предыдущей модификации; отличается наличием термостабилизированного бомбоотсека, светозащитных шторок в кабине экипажа и специального покрытия Ту-95В серийный Ту-95, переоборудованный в качестве носителя ТЯАБ в 1959. Специальная разработка для испытания сверхмощной (50-100 Мт) ТЯАБ на Новой Земле. Выпущен в единственном экземпляре Ту-95К самолёт-ракетоносец, вооружённый комплексом К-20, в состав которого входила КР Х-20; было выпущено 2 прототипа, переделанных из находящихся в постройке Ту-95, первый из которых поднялся в воздух 1 января 1956 г.; выпуск осуществлялся в 1958-62 гг Ту-95К-22 самолёт-ракетоносец, получивший комплекс К-95-22 с УР Х-22; переоборудовался из Ту-95КМ; головная машина поднялась в воздух 30 октября 1975 г Ту-95КД Ту-95К, оборудованные системой дозаправки топливом в полёте; прототип прошёл доработку и совершил первый вылет 5 июля 1961 г.; с 1962 г. было выпущено более 20 машин; кроме того, было переоборудовано несколько ранее выпущенных Ту-95К Ту-95КМ Ту-95КД, прошедшие в конце 60-х гг. модернизацию путём установки нового БРЭО и перевооружения УР Х-22М Ту-95КУ Ту-95К, переоборудованные в учебные самолёты для подготовки экипажей для работы с аппаратурой комплекса К-20 Ту-95ЛАЛ (Ту-119) экспериментальный Ту-95 с атомным реактором. "Летающая атомная лаборатория" Ту-95М дальнейшее развитие Ту-95 с ТВД НК-12М; совершил первый вылет в сентябре 1957 г.; до конца 1958 г. выпущено 19 самолётов Ту-95М-5 Ту-95М, переоборудованный в октябре 1976 г. в носитель УР КСР-5; остался в опытном экземпляре Ту-95МА самолёт-носитель ЯАБ; изменения — аналогичные Ту-95А; выпускался серийно Ту-95МР самолёт-разведчик; с конца 60-х гг. переоборудовано 4 Ту-95М Ту-95МС самолёт-носитель КР Х-55/РКВ-500А с экипажем из семи человек; прототип совершил первый вылет в 1979 г.; выпуск до 1983 г. осуществлялся на Таганрогском авиазаводе, а затем был переведён в Куйбышев Ту-95Н самолёт-носитель сверхзвукового бомбардировщика РС конструкции П.В. Цыбина; прототип был переоборудован из серийного изделия в 1958 г.; тема дальнейшего развития не получила Ту-95РЦ разведчик-целеуказатель для авиации ВМС; прототип совершил первый вылет 21 сентября 1962 г.; серийно самолёт выпускался с 1963 г Ту-95У учебный вариант Ту-95/Ту-95М, предназначенный для подготовки экипажей Ту-95 более поздних модификаций; в 80-х гг. переоборудовано некоторое количество старых самолётов Ту-96 высотный бомбардировщик; опытный экземпляр проходил испытания летом 1956 г.; серийно модификация не выпускалась Ту-116 дальний пассажирский самолёт для перевозки государственных деятелей в 1956 и 1957 гг. переоборудовано два серийных бомбардировщика Ту-119 (Ту-95ЛАЛ) экспериментальный Ту-95 с атомным реактором Ту-126 самолет радиолокационного дозора и наведения АКРЛДН, оснащенный радиотехническим комплексом ИЛИАНАК. Предназначался для обнаружения воздушных целей, начиная со средних высот Галерея
Чертежи:
Военная энциклопедия. 2014.
Туполев — Туполев, Алексей Андреевич советский авиаконструктор Туполев, Андрей Николаевич советский авиаконструктор Туполев (компания) КБ Туполев конструкторское бюро, в настоящее время входит в состав ОАО «Туполев» … Википедия
Туполев ТБ-1 — [1925] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Туполев ТБ-3 — [1930] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Туполев Ту-10 — [1947] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Туполев Ту-16 — [1954] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Туполев Ту-2 — [1941] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Туполев Ту-22 — [1962] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Туполев Ту-4 — [1947] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Туполев Р-3 — [1925] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия
Туполев Р-6 — [1929] Лётно технические характеристики • Двигатель • Авиационное артиллерийское оружие • Авиационные средства поражения • Классификаторы • Факты • Использование в иностранных ВВС • Модификации • Галерея … Военная энциклопедия